ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1867/2022 от 16.03.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело а-1867/2022

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области 16 марта 2022 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Скворцовой Е.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха об оспаривании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства,

Установил:

ФИО2 предъявил к Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха административный иск, в котором просит суд признать незаконным предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № <данные изъяты> от 30 сентября 2021 года. В обоснование административного иска указано о том, что 30 сентября 2021 года муниципальным инспектором г.о. Балашиха по использованию и охране земель ФИО3 Комитета по Управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха был составлен акт проверки № <данные изъяты> соблюдения земельного законодательства физическим лицом, а также вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № <данные изъяты>. Согласно данным актам в ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к категории земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство». В ходе проверки муниципальным инспектором было установлено, что расположенные на земельном участке строения являются многоквартирными, что нарушает требования закона в части использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования. В связи с чем муниципальным инспектором было вынесено предписание об устранении указанных нарушений в срок до 30 июня 2022 года. Он не согласен с вынесенным предписанием, считает его незаконным, необоснованным. Дом является объектом ИЖС, то есть земельный участок используется в соответствии с назначением. Выводы Комитета не основаны на достоверно установленных фактах, являются безосновательными. За невыполнение данного предписания он может быть привлечен к административной ответственности (л.д. 3-4).

Определением суда от 10 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Городского округа Балашиха (л.д. 23).

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом по известному суду из материалов дела месту жительства (л.д. 149), о причинах неявки суду не сообщил, действовал через своего представителя.

Представитель административного истца по доверенности (л.д. 30; 31-32; 33-34; 35; 36; 49-50; 54-57) – ФИО1 административный иск поддержала, просила удовлетворить административный иск в полном объеме в соответствии с изложенными в заявлении доводами, а также в соответствии с представленными в дело письменными дополнениями (л.д. 51-52; 53).

Административный ответчик Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом (л.д. 150), о причинах неявки представителя суду не сообщил.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом по известному суду из материалов дела месту жительства (л.д. 147), о причинах неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо Администрация Городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте извещено надлежащим образом (л.д. 148), о причинах неявки суду не сообщило.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в числе иного, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иных, признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 260 ГК РФ, п. 1 ст. 263 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Как установлено ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах, в числе которых принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Как установлено п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В соответствии со ст.ст. 10.1 и 11 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Из положений ст. 42 ЗК РФ следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе иного, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Постановлением Администрации городского округа Балашиха от 10 августа 2021 года № 715-ПА утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области (далее – Правила землепользования и застройки).

Из материалов административного дела следует, что жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности ФИО4 и ФИО2 (у каждого по ? доле в праве). Данный жилой дом расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 37; 58-60).

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство. Данный земельный участок находится в общей долевой собственности ФИО4 и ФИО2 (у каждого по ? доле в праве) (л.д. 38; 61-77).

Согласно технического паспорта по состоянию на 09 февраля 2012 года следует, что жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) по адресу: <адрес>, имеет инвентарный номер <данные изъяты>, назначение жилое, фактическое использование – по назначению, год постройки 1999 г., общая площадь жилого дома 612,6 кв.м., жилая площадь жилого дома 158,8 кв.м., число этажей наземной части - 2, число этажей подземной части – 1 (л.д. 9-15).

Как усматривается из заключения (мнение специалиста), так как здание с кадастровым номером <данные изъяты> является отдельностоящим, имеет количество надземных этажей 2 (кроме того 1 цокольный), высота здания не более 20 метров, здание состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таких зданиях, а также никто не делит здание на самостоятельные объекты недвижимости, можно с уверенностью утверждать, что данное здание является индивидуальным жилым домом (л.д. 88-91).

Муниципальным инспектором Городского округа Балашиха по использованию и охране земель проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <...>, по результатам которого составлен акт обследования от 16 августа 2021 года. В данном акте указано, что по результатам проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером 50:50:0060102:7 усматривается наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ. Проведение обследования объекта земельных отношений осуществлялось без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений. Указанный земельный участок частично огорожен, доступ на территорию земельного участка ограничен и осуществляется с восточной стороны через металлическую калитку и ворота. На территории земельного участка расположены 3 капитальных строения, имеющие обособленные входы и жилые помещения (входы расположены как на лестницах, так и на общих террасах). Отдельные входы указывают на многоквартирность жилого дома (проживание граждан в обособленных друг от друга помещениях). Территория, не занятая указанными строениями, благоустроена и частично занята древесно-кустарниковой растительностью.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха от 23 августа 2021 года № 153 предписано провести проверку в отношении ФИО2. По тексту данного распоряжения также указано о том, что к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций какие – либо лица не привлекались.

30 сентября 2021 года составлен акт проверки Комитетом по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха соблюдения земельного законодательства физическим лицом, в котором указаны сведения, аналогичные сведениям из акта обследования от 16 августа 2021 года.

При этом, представитель ФИО2 по доверенности ФИО5 дал письменные объяснения, в которых указал о том, что жилым домом пользуется ФИО4, который проживает в доме с членами его семьи. Также в доме проживают дальние родственники. С указанными гражданами заключены договоры найма (аренды) жилых помещений.

30 сентября 2021 года Комитетом по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 153, которым ФИО2 предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 30 июня 2022 года; привести земельный участок с кадастровым номером 50:50:0060102:7 в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (л.д. 5-6; 7-8; 103; 104-146).

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, сторонами и иными участвующими в деле лицами не опровергнуты.

В дело также представлены домовая книга в отношении указанного выше жилого помещения (л.д. 78-87), договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию (л.д. 92-100; 101-102), запрос информации, сведения о направлении копии административного искового заявления административному ответчику и заинтересованному лиц (л.д. 16; 17; 18; 24; 25; 26; 27; 28), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 39-40), кадастровый паспорт жилого дома (л.д. 41-43), кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 44-46).

Рассматриваемый административный иск подан в суд почтой 22 декабря 2021 года (л.д. 19), то есть в установленный законом срок.

Иных доказательств по данному административному делу не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает рассматриваемый в данном административном деле административный иск обоснованным по следующим основаниям.

По данному административному делу установлено, что ФИО2 является участником общей долевой собственности (1/2 доля в праве) в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и в отношении расположенного на данном земельном участке жилого дома по адресу: <...>. Другим участником общей долевой собственности в отношении указанных выше объектов недвижимости является ФИО4.

Комитетом по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха проведена проверка, по результатам которой административному истцу предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 30 июня 2022 года, и привести земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Выданное административному истцу предписание мотивировано тем, что на земельном участке расположенные жилые строения являются многоквартирными.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Вместе с тем, представленные административным ответчиком по запросу суда материалы проверки в отношении ФИО2 не содержат относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые могли послужить основанием для выводов, изложенных в оспариваемом предписании.

Кроме того, к проведению данной проверки не привлекались специалисты, эксперты либо представители каких – либо экспертных организаций или учреждений, имеющиеся на земельном участке здания внутри не обследовались. Доводы представителя административного истца по доверенности, приведенные в письменных объяснениях, фактически при производстве указанной проверки не опровергнуты.

При этом, административный истец представил в дело надлежащие письменные доказательства, подтверждающие то, что указанный выше жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства, который фактически используется по предназначению.

Указанные выше обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.

Таким образом, фактическое использование принадлежащего административному истцу земельного участка в полной мере соответствует установленным категории земель и виду разрешенного использования данного земельного участка.

При указанных выше обстоятельствах в их совокупности оспариваемое в данном административном деле предписание нельзя признать законным.

Иных требований по данному административному делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном административном деле административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха об оспаривании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № <данные изъяты> от 30 сентября 2021 года, выданное ФИО2 Комитетом по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 29 марта 2022 г.

Судья Д.И. Лебедев