ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-188-2020 от 02.11.2020 Касторенского районного суда (Курская область)

Дело а-188-2020

УИД 46RS0-05

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Пос. Касторное 02 ноября 2020 года

Касторенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Вялых М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с иском к автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций была внесена запись о создании некоммерческой организации – Автономная некоммерческая организация «Водоснабжение Мелавского сельсовета», учетный .

Сведения об Автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета», внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ под основным государственным регистрационным номером 1094600000351.

Место нахождения коллегиального исполнительного органа (Правление): 306711, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» принято решение о начале процедуры ликвидации, ликвидатором назначена ФИО2. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процедура ликвидации некоммерческой организации не завершена.

В качестве основания требований указывает на нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно на то, что некоммерческая организация не представила в уполномоченный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации данной организации, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Закона, за 2017-2019 годы.

Кроме того, некоммерческой организацией ДД.ММ.ГГГГ принято решение о начале процедуры ликвидации. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процедура ликвидации некоммерческой организацией не завершена.

В судебное заседание представитель административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> не явился, о дне, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указал, что исковые требования поддерживает.

Представитель административного ответчика - автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, при разрешении исковых требований полагался на усмотрение суда.

С учетом положений ч. 7 ст. 150 и п. 4 ст. 291 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в упрощенном порядке.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно ст. 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу положений ст. 32 данного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3); неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п. 10).

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Уполномоченным органом, в соответствии с Указом Президента РФот ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства юстиции РФ» и Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.

Согласно п. 12 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда.

Судом установлено, что в соответствии с предоставленным истцом Уставом, свидетельством о государственной регистрации, выпиской из ЕГРЮЛ ответчик является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей в целях обеспечения питьевой водой населения Мелавского сельсовета <адрес>, регистрационный , учетный , расположенной по адресу: <адрес>.

Главным управлением юстиции <адрес> выдано свидетельство о регистрации Автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения об Автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ под основным государственным регистрационным номером N 1094600000351.

В соответствии с Уставом Автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета», утвержденного общим Собранием учредителей (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ) (далее также - Устав):

организация является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей в целях обеспечения питьевой водой населения Мелавского сельсовета <адрес> (статья 1.1.);

организация является юридическим лицом с момента государственной регистрации в установленном законом порядке (статья 1.4);

местонахождение организации: 306711, <адрес>, Мелавский сельсовет, <адрес> (статья 1.9.);

организация создается для обеспечения населения муниципального образования водой, при этом организация действует в тесном взаимодействии с Администрацией Мелавского сельсовета <адрес> (статья 2.1.).

Из служебной записки начальника отдела по делам некоммерческих организаций от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нарушение ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> отчетность о своей деятельности за 2017-2019 годы.

Согласно протоколу общего собрания Автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» от ДД.ММ.ГГГГ организацией принято решение о начале процедуры ликвидации, назначении ликвидатора – ФИО2

Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процедура ликвидации организацией не завершена.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Принимая во внимание вышеприведенные положения закона, суд считает, что ликвидация автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета», как мера реагирования на нарушение действующего законодательства при установленных по делу обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности, является в данном случае соразмерной допущенному нарушению, которое суд находит существенным, и вызванным им последствиям.

Поскольку с административным исковым заявлением в суд обратился уполномоченный на то территориальный орган федерального органа исполнительной власти и имеются основания для ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета», заявленные ГУ Минюста России по <адрес> требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к автономной некоммерческой организации «Водоснабжение Мелавского сельсовета» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Водоснабжение Мелавского сельсовета», зарегистрированную Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1094600000351с исключением сведений об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Копия верна:

Судья: М.В. Вялых