ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1884/17 от 09.11.2017 Чайковского городского суда (Пермский край)

а-1884/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«09» ноября 2017 г. г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Казакова Р.А.,

при секретаре Ворончихиной А.М.,

с участием представителя административных истцов Ширева П.Г.,

представителя административного ответчика Чупиной М.И.,

прокурора Созонтова А.А.,

рассмотрев административное дело по административным искам индивидуального предпринимателя Ежовой М.А. и индивидуального предпринимателя Дементьева С.В. об оспаривании нормативного правового акта Администрации Чайковского городского поселения Пермского края,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Администрации Чайковского городского поселения Пермского края от 26.09.2017 г. №2288 утверждена Шкала оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения (далее – оспариваемый НПА, Шкала).

Индивидуальный предприниматель Дементьев С.В. 19.10.2017 г. обратился в Чайковский городской суд Пермского края с административным иском к Администрации Чайковского городского поселения Пермского края, заявив требования: о признании п. 1.1 Шкалы в той части, в которой участники открытого конкурса делятся лишь на две категории: до 0, 01 и свыше 0, 01, в результате чего присваивается либо 100 баллов, либо 0 баллов соответственно – не соответствующим ст. 15 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»; о признании п. 2.1 Шкалы в части установленных значений параметра – не соответствующим ст. 15 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»; о признании п. 3.1 Шкалы в той части, в которой определение количества баллов по критерию «Характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок», производится путем выведения среднего балла на количество всех транспортных средств – не соответствующим п. 3 ч. 3 ст. 24 и п. 10 ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" и п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ; о признании п. 4.1 Шкалы в части ограниченного порядка оценки срока эксплуатации транспортных средств, без учета принимаемых участником открытого конкурса на себя обязательств по их приобретению, а также в части установленного им порядка подсчета баллов по критерию «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств…», не соответствующим п. 2 ч. 1 ст. 23, п. 4 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" и ст. 15 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Приведенные оспариваемые нормативные предписания административный истец просит также признать недействующими со дня их принятия.

Индивидуальный предприниматель Ежова М.А. 23.10.2017 г. обратилась в Чайковский городской суд Пермского края с административным иском к Администрации Чайковского городского поселения Пермского края, которым заявила требования: о признании п. 3.1 Шкалы в той части, в которой определение количества баллов по критерию «Характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок», производится путем выведения среднего балла на количество всех транспортных средств – не соответствующим п. 3 ч. 3 ст. 24 и п. 10 ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" и п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ; о признании п. 4.1 Шкалы в части ограниченного порядка оценки срока эксплуатации транспортных средств, без учета принимаемых участником открытого конкурса на себя обязательств по их приобретению, а также в части установленного им порядка подсчета баллов по критерию «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств…», не соответствующим п. 2 ч. 1 ст. 23, п. 4 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" и ст. 15 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Приведенные оспариваемые нормативные предписания административный истец также просит признать недействующими со дня их принятия.

Определением судьи Чайковского городского суда от 24.10.2017 г. административные иски ИП Ежовой М.А. и ИП Дементьева С.В. были объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований административные истцы привели доводы о том, что каждый из них является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров автомобильным транспортом в г. Чайковском, в силу чего они являются участниками правоотношений, регулируемых оспариваемым НПА. Установленная п. 1.1 Шкалы дифференциация значений критерия «Количество ДТП» содержит потенциальную возможность недопущения, ограничения и/или устранения конкуренции, создает ситуацию, когда перевозчик, имеющий в распоряжении большое количество транспортных средств, даже при наличии ДТП получает равное количество баллов с перевозчиком, вообще не имевшим ДТП. Оспариваемым НПА в нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ к числу документов, подтверждающих опыт осуществления регулярных перевозок, отнесены договоры об организации перевозок пассажиров. Установленная п. 2.1 Шкалы дифференциация значений критерия «Опыт осуществления регулярных перевозок» предполагает присвоение равного количества баллов участникам конкурса, имеющим опыт в 9 лет и гораздо более значительный по продолжительности, что является несправедливым. Установленный п. 3.1 Шкалы порядок подсчета баллов по критерию «Характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок» уменьшает значимость данного критерия по отношению к другим конкурсным критериям, не обеспечивает пассажирам получение лучших условий транспортной услуги. Закрепленные в примечании к п. 4.1 Шкалы правила подсчета баллов по критерию «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» в нарушение положений, закрепленных Федеральным законом от 13.07.2015 г. №220-ФЗ исключают возможность принятия во внимание и присвоение баллов заявке, содержащей обязательство по приобретению новых транспортных средств в будущем в сроки, определенные конкурсной документацией. Кроме того, применение на практике установленных п. 4.1 Шкалы правил подсчета баллов по критерию «Максимальный срок эксплуатации…» будет не соответствовать смыслу Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ. По мнению административных истцов учету по линии данного критерия подлежат не возрастные характеристики конкретных транспортных средств, а предложения участника конкурса о том, с каким предельным сроком эксплуатации будут использоваться транспортные средства для осуществления перевозок в течение срока действия соответствующего свидетельства.

В судебное заседание административные истцы, будучи извещенными надлежащим образом, не явились.

Представитель административных истцов Ширев П.Г. доводы и требования доверителей поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Чупина М.И. полагала, что основания к признанию оспариваемого НПА недействующим со дня принятия отсутствуют, доводы стороны административных истцов основаны на неверном толковании положений закрепленных как оспариваемым НПА, так и законодательством, имеющим большую юридическую силу.

Прокурор Созонтов А.А. в заключении и прениях изложил мнение о соответствии оспариваемого НПА положениям вышестоящих нормативных правовых актов.

Оценив содержание доводов участников судебного разбирательства, исследовав представленные материалы, суд отклоняет административные иски ИП Дементьева С.В. и ИП Ежовой М.А.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок оспаривания решений органов местного самоуправления, принимаемых в форме нормативных правовых актов, установлен Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).

Исходя из системного толкования положений, закрепленных ст. ст. 19, 20, 21, 22 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативного правового акта исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления подсудны районному суду по месту нахождения такого органа.

Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 ст. 213 КАС РФ закреплено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 28.09.2017 г. в выпуске №14 «Вестника местного самоуправления», являющегося приложением к газете «Чайковский Вестник» опубликовано Постановление Администрации Чайковского городского поселения №2288 от 26.09.2017 г. «Об утверждении Шкалы оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения». Приложением к указанному постановлению является изложенная в табличной форме Шкала оценки критериев, которой, в зависимости от конкретных значений 10 параметров, объединенных в 4 раздела (критерия), определяется количество баллов, подлежащих присвоению заявке на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения. Эта же изложенная в табличной форме Шкала содержит сведения о документах, подтверждающих конкретные значения подлежащих оценке параметров, определяет порядок подсчета баллов по каждому параметру оценки и порядок подсчета общего количества баллов по всем критериям заявки.

Из пояснений представителя Администрации Чайковского городского поселения установлено, что Постановление №2288 от 26.09.2017 г. в настоящее время является действующим. На основании утвержденной им Шкалы была сформирована конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения с окончательным сроком подачи заявок – 27.11.2017 г.

Заявленные административными истцами доводы о наличии у оспариваемого акта органа местного самоуправления признаков нормативного правового, равно как и доводы стороны административного ответчика о наличии у него компетенции для его принятия, подлежат оценке с учетом следующих положений законодательства.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края" организация транспортного обслуживания - это комплекс мероприятий нормативно-правового и организационного характера, проводимых в целях удовлетворения потребностей населения в перевозках пассажиров. В силу ч. 4 ст. 4 этого же Закона Пермского края органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 3 Устава МО «Чайковское городское поселение» к вопросам местного значения Чайковского городского поселения отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

На федеральном уровне отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ), вступившим в законную силу со дня его официального опубликования 14 июля 2015 года (за исключением статей 4 - 32, 36 - 38, вступивших в силу с 11 января 2016 года, и статей 33 - 35, 40, вступивших в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, названным федеральным законом, другими федеральными законами, регламентирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Главой 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14 - 15) и нерегулируемым (статьи 17 - 20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).

Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно части 4 статьи 24 названного федерального закона шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В развитие приведенных положений нормативных правовых актов федерального и регионального уровней были приняты и действуют в настоящее время Решение Думы Чайковского городского поселения от 19.11.2015 N 274 "Об утверждении Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в границах Чайковского городского поселения" и Решение Думы Чайковского городского поселения от 16.06.2016 г. №365 "Об утверждении Порядка организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения".

Согласно п. 5.5 Положения, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 19.11.2015 N 274 осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок обеспечивается посредством получения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества права осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса.

Требования к участникам открытого конкурса определяются; оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются - в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п.п. 5.11, 5.12 Положения, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 19.11.2015 N 274).

В соответствии с п. 5.13 Положения, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 19.11.2015 N 274 шкала для оценки критериев, необходимых для сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, устанавливается нормативным правовым актом администрации Чайковского городского поселения.

Пунктом 13.1 Порядка, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 16.06.2016 г. №365 закреплено, что оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (сведения о годе изготовления транспортных средств, о наличии кондиционера (климат-контроля) в салоне, низкого пола для входа в салон, оборудования для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, пассажиров с детскими колясками, комплекта оборудования видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства, транспортной информационной системы с внутрисалонным табло, автоматического информатора объявления информации о перевозочном процессе, об экологическом классе транспортного средства в каждом транспортном средстве, заявленном участником Конкурса);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту.

Критерии, предусмотренные пунктом 13.1 настоящего Порядка, оцениваются по балльной системе согласно шкале для оценки критериев, установленной постановлением администрации Чайковского городского поселения (п. 13.2 Порядка, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 16.06.2016 г. №365).

Административный ответчик – Администрация Чайковского городского поселения входит в структуру органов местного самоуправления МО «Чайковское городское поселение», является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 18 Устава МО «Чайковское городское поселение»). На принципах единоначалия руководство Администрацией Чайковского городского поселения осуществляет глава городского поселения - глава администрации Чайковского городского поселения (ч. 3 ст. 21 Устава МО «Чайковское городское поселение»), который, в том числе, издает входящие в систему муниципальных правовых актов постановления и распоряжения администрации Чайковского городского поселения по вопросам, отнесенным к компетенции последней (ст. 27 Устава МО «Чайковское городское поселение»).

Согласно ч. 2 ст. 31 Устава МО «Чайковское городское поселение» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается их первая публикация в печатном средстве массовой информации, определенном муниципальным правовым актом.

Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами федерального, регионального и муниципального уровня, содержанием оспариваемого Постановления №2288 от 26.09.2017 г., суд приходит к выводам, что последнее, безусловно, является нормативным правовым актом, поскольку содержит рассчитанные на неоднократное применение правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц. Целью его принятия является урегулирование общественных отношений в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения. Администрация Чайковского городского поселения приняла оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленной ей компетенции, в надлежащей форме, с соблюдением порядка введения нормативного правового акта в действие, в том числе, в части правил опубликования.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).

Аналогичные нормативные предписания воспроизведены в п. 3.1 Порядка, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 16.06.2016 г. №365.

Административные истцы подтвердили суду, что каждый из них обладает статусом индивидуального предпринимателя, которому выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (л.д. 24-29, 55-57). Стороной административного ответчика доводы административных истцов о том, что они фактически осуществляют пассажирские перевозки на территории Чайковские городского поселения с использование находящихся в их законном владении транспортных средств не оспаривались. Основываясь на установленных обстоятельствах, суд соглашается с доводами административных истцов о том, что они являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в силу чего вправе требовать судебной проверки его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в порядке, установленном КАС РФ.

Поскольку административный ответчик подтвердил действительность обстоятельств, указанных в п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, а административные истцы подтвердили свое право требовать судебной проверки законности оспариваемого НПА, исходя из положений, закрепленных ч. 7 ст. 213 КАС РФ, предмета административных исковых требований, суд обязан проверить соответствие Шкалы в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в силу прямого указания закона исполнение этой обязанности не ограничено основаниями и доводами, содержащимися в административных исках.

Административный истец Дементьев С.В. заявляет, что установленная Шкалой дифференциация количества баллов, подлежащих присвоению по критериям:

- количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса (далее – критерий «ДТП»);

- опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (далее – критерий «Опыт»),

нарушает его права, как потенциального участника открытого конкурса, ставит в заведомо неравное положение с иными потенциальными участниками конкурсных процедур, тем самым административным ответчиком созданы дискриминационные условия, ограничена конкуренция, что свидетельствует о несоответствии Шкалы положениям, закрепленным ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суд критически относится к обозначенным доводам административного истца Дементьева С.В. в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2); создание дискриминационных условий (п. 8).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8); признаки ограничения конкуренции, выражаются, в том числе, в установлении органами местного самоуправления требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17).

Федеральный законодатель, закрепляя в части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ конкретные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, очевидно, не имел своей целью ограничить конкуренцию на рынке пассажирских перевозок, а руководствовался такими принципами организации транспортного обслуживания населения, как обеспечение безопасности при выполнении перевозок пассажиров, доступность транспортных услуг для населения, качественное транспортное обслуживание населения. Анализ содержания установленных федеральным законодателем критериев прямо свидетельствует, что преимущества при подведении итогов конкурса имеют перевозчики с большим и безупречным опытом осуществления перевозок, использующие комфортный подвижной состав с малым сроком эксплуатации.

Из приведенных в решении положений законодательства следует, что установление конкретных значений параметров, подлежащих оценке при проведении открытого конкурса, равно как и количества баллов, присуждаемых заявке в зависимости от достигнутых значений, путем установления Шкалы, отнесено к исключительной компетенции Администрации Чайковского городского поселения, которая вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование в зависимости от местных условий. Критерии «ДТП», «Опыт», «Характеристики транспортных средств» и «Максимальный срок эксплуатации ТС» в оспариваемом НПА фактически дословно воспроизводят соответствующие критерии, закрепленные в части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ. При этом, установленная Шкалой дифференциация значений соответствующих параметров, отнюдь, не свидетельствует, что в результате их применения на практике у одних хозяйствующих субъектов возникнут ничем не обусловленные преимущества в сравнении с другими. Получение такого преимущества правомерно обусловлено достижением более высоких значений именно по тем критериям, которые установлены федеральным законодателем. При этом, установленные Шкалой максимальные значения параметров по линии каждого критерия носят сопоставимый характер, что свидетельствует об их равной значимости для целей определения победителя конкурсных процедур.

Изложенные в административном иске ИП Дементьева С.В. суждения основаны на носящих вероятностный характер предположениях о перспективах правоприменения оспариваемого НПА. Так, анализ критерия «ДТП», закрепленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, приводит суд к выводам, что для его определения требуется расчет с использованием двух показателей – «количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса» и «среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса». Анализ установленных, в свою очередь, п. 1.1 Шкалы значений параметра свидетельствует о верном истолковании административным ответчиком положений, закрепленных п. 1 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, поскольку результаты оценки соответствующей заявки поставлены именно в зависимость от значений указанных двух показателей. Установленная Шкалой дифференциация значений параметров по критерию «ДТП» действительно предполагает, что в случае нахождения в распоряжении участника конкурсных процедур в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса среднего количества транспортных средств от 100 и более, то даже при наличии одного дорожно-транспортного происшествия, повлекшего за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедшего по вине такого участника, его заявке по линии анализируемого критерия будет присвоено максимальное значение. Однако, по мнению суда, подобная правоприменительная ситуация о нарушении нормативных предписаний федерального уровня свидетельствовать, отнюдь, не будет. Федеральный законодатель, как уже ранее указано, обязал соответствующего правоприменителя для целей оценки и сопоставления заявок учитывать не только сам по себе факт наличия дорожно-транспортных происшествий, но еще и принимать во внимание количество находившихся в распоряжении конкурсанта транспортных средств, суть – источников повышенной опасности. Установленная Шкалой в целях присвоения максимальной оценки «планка» условно допустимого количества ДТП в сравнении с количеством транспортных средств – 1 на 100, 2 на 200, 3 на 300 и т.д. в полной мере адекватна особенностям осуществления деятельности в сфере пассажирских перевозок, обладающей повышенной степенью риска участия подвижного состава в ДТП. В свою очередь, установление в Шкале дифференциации в виде двух значений баллов, присуждаемых заявке – либо 0, либо 100, без возможности присвоения каких-либо промежуточных значений, явилось следствием реализации исключительной компетенции Администрации Чайковского городского поселения по установлению конкретных значений параметров, подлежащих оценке при проведении открытого конкурса, и количества баллов, присуждаемых заявке. Доводы стороны административного истца о целесообразности применения более дифференцированного подхода суд отклоняет, поскольку предметом судебной оценки в настоящем деле выступает исключительно факт соответствия/несоответствия оспариваемого НПА нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы этого же административного истца о несоответствии требованиям федерального законодательства Шкалы в той части, в которой она относит к числу документов, подтверждающих опыт осуществления регулярных перевозок, договоры об организации перевозок пассажиров, суд расценивает в качестве несостоятельных. Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в открытом конкурсе, определен пунктом 4.2 Порядка, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 16.06.2016 г. №365. Анализ содержания приведенной нормы свидетельствует о том, что сведения об опыте осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества может подтверждаться любыми документами. Сам по себе факт наличия в Шкале столбца «Подтверждающий документ» действие пункта 4.2 Порядка, утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 16.06.2016 г. №365 не отменяет и не свидетельствует, что оспариваемым НПА необоснованно конкретизирован, ограничен, либо, напротив, необоснованно расширен перечень документов, подлежащих принятию во внимание при определении значения параметров оценки по конкретному критерию. Таких ограничивающих предписаний оспариваемый НПА не содержит.

Доводы ИП Дементьева С.В. о воспроизведенном в Шкале равном, и в силу этого несправедливом подходе к оценке заявок всех участников конкурсных процедур, имеющих опыт осуществления регулярных перевозок от 9 лет и более, суд отвергает. Данная норма одинаково распространяет свое действие на всех заинтересованных в ее применении лиц и о дискриминационном подходе к участникам открытого конкурса свидетельствовать не может.

Заявленные административными истцами – ИП Дементьевым и ИП Ежовой М.А. доводы о том, что установленный п. 3.1 Шкалы порядок подсчета баллов по критерию «Характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок», предполагающий оценку приведенных критериев по каждому транспортному средству отдельно с последующим выведением среднего балла в расчете на общее количество предлагаемых транспортных средств, не соответствует п. 3 ч. 3 ст. 24 и п. 10 ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ и п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ, уменьшает значимость данного критерия по отношению к другим конкурсным критериям, в связи с чем, не обеспечивает пассажирам получение лучших условий транспортной услуги, суд отклоняет.

Как уже ранее указано положения п. 3.1 Шкалы фактически дословно воспроизводят положения, закрепленные п. 3 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ. Установленные Шкалой дополнительно критерии оценки, а именно такие как: «наличие/отсутствие комплекта оборудования видеонаблюдения…», «наличие/отсутствие транспортной информационной системы с внутрисалонным табло», «наличие/отсутствие автоматического информатора..», «экологический класс транспортного средства» по своему содержанию предполагают учет именно тех характеристик транспортных средств, которые непосредственно влияют на качество перевозочного процесса. В свою очередь, анализ содержания п. 3.1 Шкалы и примечания к нему свидетельствует о том, что максимальное значение количества баллов, которое может быть присвоено по линии данного критерия составляет 100. То есть показатель, сопоставимый с максимальным количеством баллов, которые могут быть присвоены по иным критериям оценки. Соответственно, доводы административных истцов о том, что п. 3.1 Шкалы уменьшена значимость предлагаемых участником конкурсных процедур условий оказания транспортных услуг, являются несостоятельными.

В отношении доводов стороны административных истцов о том, что содержание п. 4.1 Шкалы свидетельствует о неверном толковании Администрацией Чайковского городского поселения положений, закрепленных пункта 4 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, суд отмечает следующее.

Анализ положений, закрепленных статьей 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, свидетельствует о том, что критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию.

Устанавливая конкретные критерии оценки, федеральный законодатель посчитал значимым обстоятельством возрастные характеристики транспортных средств, предлагаемых участником открытого конкурса для осуществления регулярных перевозок. В целях учета данного обстоятельства и был введен такой самостоятельный критерий оценки, как «Максимальный срок эксплуатации ТС».

Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрено, что к участию в открытом конкурсе допускаются лица, соответствующие следующим требованиям: кроме прочего необходимо наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией. Указанное требование, очевидно, призвано обеспечить гарантированное осуществление регулярных перевозок в случае победы в открытом конкурсе.

Таким образом, позиция стороны административных истцов, в соответствии с которой возможно начисление баллов по указанному критерию при наличии ничем не обусловленных гарантий перевозчика о том, что в пределах срока действия свидетельства он будет использовать лишь транспортные средства, срок эксплуатации которых не превысит заявленный, искажает саму суть процедуры проведения открытого конкурса.

Вопреки доводам административных истцов установленный в примечании к п.4.1 Шкалы порядок определения срока эксплуатации предлагаемого транспортного средства (с даты его первичной регистрации в органах ГИБДД, а в случае отсутствия таких сведений – с 01 января года его выпуска) учитывает возможность оценки для целей проведения открытого конкурса не только тех транспортных средств, которые уже находятся в законном владении участника, но и тех, в отношении которых им принято обязательство по приобретению в сроки, определенные конкурсной документацией. Реализация на практике закрепленного в п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ права участника открытого конкурса принять на себя обязательства по приобретению транспортных средств, предполагает возможность доведения до сведения организатора открытого конкурса информации как о годе выпуска транспортного средства, запланированного к приобретению в сроки, определенные конкурсной документацией, так и о дате его первичной регистрации в органах ГИБДД (в случае, если таковая имела место быть, например, в отношении не нового транспортного средства).

Анализируя оспариваемый НПА в целом, суд приходит к выводам, что Администрация Чайковского городского поселения при установлении как самих критериев оценки, так и значений соответствующих параметров, верно исходила из того, что целью проведения конкурса является подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные, качественные и стабильные условия перевозки пассажиров. Установленные Шкалой критерии в равной степени распространяются на всех заинтересованных хозяйствующих субъектов и не могут расцениваться в качестве носящих дискриминационный характер. Администрация Чайковского городского поселения, принимая оспариваемый НПА, действовала в рамках компетенции, определенной Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ. Фактически изложенное в административных исках мнение о целесообразности установления иного правового регулирования правоотношений, возникающих при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок, как и доводы о предполагаемом нарушении их прав в будущем при проведении таких конкурсов судом во внимание не принимаются. Как уже ранее указано, предметом судебной оценки в рамках заявленных административными истцами требований выступает факт соответствия, либо несоответствия оспариваемой части Шкалы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В связи с установленным фактом соответствия оспариваемого НПА положениям вышестоящего законодательства административные иски подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Ежовой М.А. и индивидуальным предпринимателем Дементьевым С.В. требований о признании недействующим в части Постановления Администрации Чайковского городского поселения Пермского края №2288 от 26.09.2017 г. «Об утверждении Шкалы оценки критериев заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Чайковского городского поселения».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 215 КАС РФ настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: