ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1896/2023 от 19.09.2023 Магасского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело а-1896/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Белхароева Т.А.,

при секретаре Ахильгове М.Б.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Ингушетия Цицкиева А.Б., представителя П. Республики Ингушетия Зурабовой Д.М., действующей на основании доверенности № ВС-4553 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Министерства финансов РИ Котиевой Х.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Ингушетия к П. Республики Ингушетия о признании незаконным неисполнения требований по устранению нарушений законодательства и понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Республики Ингушетия обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным неисполнение П. Республики Ингушетия требований по устранению нарушений положений законодательства в части восстановления нарушенных прав участников долевого строительства, а также обязать П. Республики Ингушетия направить в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства ходатайство в отношении жилого дома в <адрес> по адресу: <адрес> (застройщик долевого строительства ООО «Фартанга») для рассмотрения объекта наблюдательным советом Фонда.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой республики во исполнение поручения прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства органами власти республики при направлении в ППК «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» ходатайства о восстановлении прав граждан, пострадавших от действий ООО «Фартанга», с использованием средств данного Фонда.

В ходе проведения проверки установлено, что ходатайство Республики Ингушетия в отношении жилого дома в <адрес> по проспекту Базоркина, <адрес> Фонд официально не поступало, в связи с чем правовые основания для рассмотрения объекта наблюдательном советом Фонда отсутствуют.

Таким образом, деятельность органов государственной власти Республики Ингушетия, направленная на скорейшее восстановление нарушенных прав участников долевого строительства, не отвечает требованиям законодательства в данной сфере и не способствует реализации государственной жилищной политики.

В этой связи первым заместителем прокурора республики ДД.ММ.ГГГГ за в адрес П. П. Республики Ингушетия внесено представление об устранении нарушений законодательства при соблюдении прав граждан при участии в долевом строительстве с установлением месячного срока на подобное устранение.

ДД.ММ.ГГГГ № ТФ-6806 в прокуратуру Республики Ингушетия из П. Республики Ингушетия поступил ответ на указанное представление, согласно которому в удовлетворении представления отказано, поскольку действующими Правилами обязанность по направлению повторного ходатайства не предусмотрена.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Инспекция государственного строительного надзора Республики Ингушетия, Министерство финансов Республики Ингушетия и ООО «Фортанга».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном административном деле привлечен первый заместитель П. П. Республики Ингушетия Фаттахов Т.Н. в качестве административного ответчика.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Ингушетия Цицкиев А.Б. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель П. Республики Ингушетия Зурабова Д.М. и представитель Министерства финансов РИ Котиева Х.Р. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, своих представителей ей не направили.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образовании.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон ) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1,22,27,30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела прокуратурой Республики Ингушетия во исполнение поручения прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства органами власти республики при направлении в ППК «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» ходатайства о восстановлении прав граждан, пострадавших от действий ООО «Фартанга», с использованием средств данного Фонда.

В ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в единую информационную систему жилищного строительства включено 3 объекта, строительство которых в республике осуществляется с привлечением средств дольщиков, сроки ввода в эксплуатацию которых продлены более чем на 1 год, среди которых строительство многоквартирного 2-х секционного жилого дома в <адрес> по проспекту Базоркина, <адрес>, заказчик - ООО «Фартанга», застройщик - ООО «Фартанга», общая площадь - 29 032 кв.м., застройщиком привлечены денежные средства участников долевого строительства на сумму 24 014 164 руб., зарегистрировано 19 договоров долевого строительства. Данный объект включен в единый реестр проблемных объектов долевого строительства по двум критериям: ввиду просрочки срока завершения строительства и передачи объекта дольщикам.

П. Республики Ингушетия утвержден и размещен план-график («Дорожная карта») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с которым органами исполнительной власти республики прорабатывается вопрос восстановления прав пострадавших участников долевого строительства с использованием механизмов Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства, а также инициирования процедуры банкротства застройщика ООО «Фартанга».

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией строительного и жилищного надзора Республики Ингушетия в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства направлено ходатайство о рассмотрении возможности восстановления прав пострадавших граждан - участников долевого строительства от действий недобросовестного застройщика ООО «Фартанга», с использованием механизмов Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства в соответствии с Постановлением .

Поскольку ходатайство и приобщаемые к нему документы не соответствовали Правилам принятия решения публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий», утв. постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайство оставлено без рассмотрения, о чем инспекции даны разъяснения с указанием рекомендаций по направлению ходатайства в надлежащей форме, которое на момент проводимой прокурором проверки повторно направлено не было и послужило основанием для внесения прокурором в адрес П. П. Республики Ингушетия представления 19.11.2021

В рамках рассмотрения представления и.о. начальника инспекции строительного и жилищного надзора Гагиевым М.М.ДД.ММ.ГГГГ/исх-1080 дан ответ прокурору об отсутствии оснований для повторного направления ходатайства, и отсутствия финансирования для организации мероприятий по восстановлению прав граждан участников долевого строительства данного дома, которое запланировано на 2022 г.

По итогам рассмотрения представления заместителем П. П. Республики Ингушетия Фаттаховым Т.Н. прокурору дан ответ ДД.ММ.ГГГГ №ТФ-6806, что ходатайство от инспекции в Фонд было направлено ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с установленными на дату направления Правилами, изменения в которые внесены с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, у П. обязанность по направлению повторного ходатайства отсутствует.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ ).

Согласно ч. 2 ст. 23 ФЗ уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В соответствии со ст. 12 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 06 1998 -РКЗ «О П. Республики Ингушетия» (далее - Закон -РКЗ) П. Республики Ингушетия в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия и настоящим Конституционным законом осуществляет руководство работой республиканских органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Постановлением П. Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение об Инспекции государственного строительного надзора Республики Ингушетия» (далее - Положение).

Согласно п. 1 Положения Инспекция государственного строительного надзора Республики Ингушетия (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим в том числе государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов на территории Республики Ингушетия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» (далее - Требования).

Согласно подпункту «г» пункта 2 Требований государственный контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ ) определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства.

В соответствии с п. 1.1 ст. 9.1 ФЗ в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства в порядке установленном статьей 201.15-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в случае невозможности завершения строительства объектов незавершенного строительства на земельном участке, на котором находится или должен быть построен объект строительства, в связи с наличием ограничений, установленных земельным и иным законодательством Российской Федерации, Фондом может быть принято решение о финансировании мероприятий по строительству многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на ином земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемом Фонду в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. В случае принятия решения о финансировании мероприятий по строительству многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Фонд осуществляет подготовку проектной документации, которая может предусматривать изменение проектной документации объектов незавершенного строительства, выполняет инженерные изыскания для строительства (создания) указанных в настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также проводит экспертизу таких проектной документации и результатов инженерных изыскании. Указанные в настоящей части мероприятия осуществляются Фондом за счет своего имущества, в том числе за счет денежных средств, полученных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований в соответствии со статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление /Правила).

Согласно пункту 8 Постановления в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации (далее - ходатайство), составленного в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1, подписанного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и направленного посредством личного кабинета субъекта Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства (при отсутствии технической возможности направления ходатайства посредством указанного личного кабинета ходатайство подается в Фонд на бумажном носителе). Решение о финансировании принимается Фондом по результатам рассмотрения ходатайства в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.

Ранее данный пункт в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ, был изложен следующим образом: решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации, в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона

С ДД.ММ.ГГГГ Постановление дополнено приложением , утвердившим типовую форму подобного ходатайства.

Представление прокуратуры Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее требование в месячный срок принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, поступило в П. Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, в месячный срок с момента поступления представления П. Республики Ингушетия необходимо было предпринять меры для повторного направления ходатайства в Фонд.

Как установлено в судебном заседании указанные меры П. Республики Ингушетия были предприняты, поскольку для повторного направления в Фонд к ходатайству необходимо было приложить нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, утверждающий правила (порядок) предоставления субсидий публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» из бюджета субъекта Российской Федерации (далее - Порядок предоставления субсидии в Фонд).

Письмом П. П. Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № ВС-6637 проект постановления, предусматривающий утверждение порядка предоставления субсидии в Фонд направлен в прокуратуру Республики Ингушетия для изучения в установленном федеральным законодательством порядке на предмет соответствия законам и проведения антикоррупционной экспертизы

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ-АВ Фондом сообщено о том, что повторное ходатайство принято к рассмотрению, что уже означает исполнение П. Республики Ингушетия требований прокуратуры Республики Ингушетия,

Таким образом, требования административного истца о возложении обязанности на П. Республики Ингушетия направить в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства ходатайство Республики Ингушетия в отношении жилого дома в <адрес> по проспекту Базоркина, <адрес> (застройщик долевого строительства ООО «Фартанга») для рассмотрения объекта наблюдательным советом Фонда удовлетворению не подлежат.

Также не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконными действий заместителя П. П. Республики Ингушетия Фаттахова Т.Н., выразившиеся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений законодательства при соблюдении прав граждан и восстановлению нарушенных прав участников долевого строительства, поскольку заместитель П. П. Республики Ингушетия Фаттахов Т.Н. не должен принимать какие-либо меры по устранению указанных нарушений закона, ответчиком по указанному требованию должно выступать П. Республики Ингушетия либо Глава Республики Ингушетия.

На основании вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении заявленных требований административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Ингушетия к П. Республики Ингушетия о признании незаконным неисполнения требований по устранению нарушений законодательства и понуждении совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья Магасского районного суда Т.А. Белхароев