Дело №а-18/2024 10OS0№-31 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2024 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.
при секретаре Сафоновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-18/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 27.08.2020 (гражданское дело № 2-224/2020) на администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее – Администрация) возложена обязанность предоставить вне очереди ФИО1 (на семью их трех человек) на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Беломорска Республики Карелия, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям г. Беломорска Беломорского района Республики Карелия, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 56,3 кв.м. В настоящий момент решение суда исполнено, исполнительное производство окончено 30.06.2023. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца. За весь период исполнения судебного решения административный истец понесла расходы, связанные с наймом жилого помещения, переживала. Считая, что длительное неисполнение решения суда привело к нарушению права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», ФИО1 просила присудить компенсацию в размере 500 000 руб.
Административный ответчик в отзыве на иск в обоснование невозможности исполнить решение суда сослался на отсутствие свободных жилых помещений, удовлетворяющих требованиям исполнительного документа, отсутствие необходимых денежных средств, исполнение судебных решений о предоставлении жилья в порядке очередности. Указал, что Администрацией принимались все возможные меры для исполнения решения Беломорского районного суда Республики Карелия от 27.08.2020. Заявленная ко взысканию сумма компенсации является завышенной и необоснованной. Кроме того, в период исполнения решения суда ФИО1 совместно с дочерью проживала в квартире бывшей свекрови, не неся при этом расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. 06.06.2023 с административным истцом заключен договор социального найма, ФИО1 предоставлено жилое помещение по адресу: (...), в связи с чем исполнительное производство окончено. Просят в иске отказать.
Заинтересованными лицами - ФССП России и УФССП России по Республике Карелия - в отзыве на иск указано, что оснований для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в заявленном размере не имеется.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением суда от 24.01.2024 произведена замена административного ответчика с администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на администрацию Беломорского муниципального округа.
Исследовав письменные доказательства, обозрев материалы гражданского дела № 2-224/2020, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2002 № 1-П, от 14.05.2003 № 8-П, от 14.06.2005 № 8-П, от 12.07.2007 № 10-П, от 26.02.2010 № 4-П, от 14.05.2012 № 11-П, от 10.03.2016 № 7-П).
Согласно части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что органом местного самоуправления нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 43.1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума) в случае принятия судебного акта по нескольким самостоятельным требованиям нескольких лиц каждое из них вправе требовать компенсацию за нарушение срока исполнения такого акта при условии нарушения разумного срока исполнения соответствующего требования. Если судебным актом удовлетворено совместное требование нескольких лиц (например, имущество передано в общую собственность или совместное пользование нескольким лицам), каждое из таких лиц вправе требовать компенсацию за нарушение срока исполнения судебного акта независимо от того, кто из них обратился за его исполнением.
Вступившим в законную силу решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 27.08.2020 на администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» возложена обязанность предоставить Матиенковой И.С(...)на семью их трех человек(...) на условиях социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте города Беломорска Республики Карелия, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям г. Беломорска Беломорского района Республики Карелия, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 56,3 кв.м.
Во исполнение указанного решения суда 30.09.2020 выдан исполнительный лист, предъявленный ФИО1 к принудительному исполнению 07.12.2020. На его основании в ОСП по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия 08.12.2020 возбуждено исполнительное производство №(...).
Судом установлено, что 06.06.2023 между администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от имени собственника – муниципального образования «Беломорское городское поселение» (Наймодатель) и ФИО1 (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № 18, в соответствии с условиями которого Нанимателю и членам его семьи ((...) и (...)) в бессрочное владение и пользование передается трехкомнатная благоустроенная квартира, общей площадью 56,4 кв.м., по адресу: (...).
30.06.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия (...) вынесено постановление об окончании исполнительного производства № (...) на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Аналогичная норма закреплена и в части 8 статьи 3 Закона о компенсации.
Настоящий административный иск направлен в адрес суда почтовым отправлением 15.12.2023, то есть в течение шести месяцев со дня окончания исполнительного производства, в этой связи административные исковые требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Беломорского районного суда Республики Карелия от 27.08.2020 предъявлены ФИО1 в установленный законом срок.
Согласно пункту 55 Постановления Пленума при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Общий срок исполнения судебного акта с даты предъявления ФИО1 исполнительного листа судебному приставу-исполнителю и до даты окончания исполнительного производства составил 02 года 06 мес. 23 дня. Обстоятельства нарушения разумного срока исполнения судебного акта подлежат установлению судом за период с 07.12.2020 по 30.06.2023.
Как следует из материалов исполнительного производства, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок 11.02.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 05.03.2021 размер исполнительского сбора по исполнительному производству № 47593/20/10002-ИП уменьшен до 37 500 руб.
Требованиями судебного пристава-исполнителя от 29.04.2021, 04.08.2021, 15.07.2022, 21.11.2022 устанавливались новые сроки исполнения исполнительного документа (до 18.05.2021, до 25.08.2021, до 05.09.2022, до 22.12.2022 соответственно).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 07.06.2021 должник привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 06.06.2022 должник привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. Определением судебного пристава-исполнителя от 11.07.2022 предоставлена отсрочка исполнения административного штрафа по постановлению от 06.06.2022 сроком на три месяца.
В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем у Администрации неоднократно затребовались сведения об исполнении данного судебного акта, в ответ на которые должник сообщал об отсутствии в бюджете района денежных средств на указанные цели, об отсутствии свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, соответствующего требованиям исполнительного документа, а также о том, что в целях исполнения решения суда ФИО1 предлагалось для вселения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по адресу: (...), от которого взыскатель отказалась.
За предоставлением отсрочки исполнения решения суда должник не обращался.
Вина административного истца в длительном исполнении судебного акта отсутствует, как и доказательства того, что невозможность своевременного исполнения судебного решения была вызвана действиями или бездействием взыскателя.
Как следует из части 3 статьи 1 Закона о компенсации и разъяснений, изложенных в пункте 1 Постановления Пленума, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (пункт 48 Постановления Пленума).
В этой связи судом отклоняются доводы административного ответчика о недостаточном бюджетном финансировании в целях исполнения решений судов по обеспечению жилыми помещениями, а также об отсутствии свободного жилищного фонда, соответствующего требованиям исполнительного документа.
Как указано в пункте 40 Постановления Пленума при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46 Постановления Пленума).
Оценивая действия административного ответчика, направленные на исполнение судебного акта, суд полагает, что за период исполнения решения Беломорского районного суда Республики Карелия от 27.08.2020 такие действия Администрации, осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными, привели к нарушению права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок. В данном случае длительность исполнения указанного судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока.
Доводы административного ответчика о том, что в период исполнения решения суда административный истец с дочерью проживали в благоустроенной квартире у родственников, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Статьями 7,40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на достойный уровень жизни, а также право на жилище.
Срок исполнения вступившего в законную силу судебного решения о внеочередном предоставлении жилья более двух лет является значительным, не соответствующим требованию разумности, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации а нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
При определении размера компенсации суд учитывает значимость для административного истца последствий, связанных с нарушением ее права на жилище, обстоятельства дела, а также продолжительность неисполнения судебного акта, содержащую признаки нарушения разумного срока.
При таких обстоятельствах, руководствуясь также принципами разумности и справедливости, принимая во внимание фактическое исполнение судебного решения о предоставлении жилья, суд приходит к выводу о взыскании за период с 07.12.2020 по 30.06.2023 (более двух с половиной лет) компенсации в пользу ФИО1 в размере 180000 руб.
При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (пункт 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации).
В соответствии с пункта 2 части 1.2 статьи 10 Устава муниципального образования «Беломорский муниципальный район» к вопросам местного значения Беломорского муниципального района, разрешаемых на территориях поселений, входящих в состав Беломорского муниципального района, отнесено обеспечение проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 28.04.2023 № 2838-ЗРК «О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального образования «Беломорский муниципальный район», путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее – Закон РК № 2838-ЗРК) все входящие в состав муниципального образования «Беломорский муниципальный район» поселения, включая муниципальное образование «Беломорское городское поселение», преобразованы путем объединения в Беломорский муниципальный округ с административным центром в г. Беломорске. Вновь образованное в соответствии с частью 1 настоящей статьи муниципальное образование наделено статусом муниципального округа. Днем создания Беломорского муниципального округа определено считать день вступления в силу настоящего Закона (28.04.2023). Муниципальное образование «Беломорский муниципальный район» и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня создания Беломорского муниципального округа.
Органы местного самоуправления Беломорского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и преобразованных в соответствии с частью 1 настоящей статьи муниципальных образований.
Согласно статье 6 данного закона до 31.12.2023 установлен переходный период (часть 1); в переходный период до дня формирования органов местного самоуправления Беломорского муниципального округа полномочия по решению вопросов местного значения Беломорского муниципального округа на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Беломорского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях (часть 3).
В силу части 1 статьи 7 Закона в переходный период исполнение местных бюджетов муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и поселений, входящих в его состав, обеспечивается местными администрациями указанных муниципальных образований.
На настоящий момент переходный период завершен.
17.11.2023 Советом Беломорского муниципального округа принято решение № 22 об учреждении администрации Беломорского муниципального округа, о чем 29.11.2023 в Едином государственном реестре юридических лиц сделана соответствующая запись. Срок начала исполнения исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения на территории Беломорского муниципального округа определен с 01.01.2024.
Согласно Положению об администрации Беломорского муниципального округа, утвержденному решением Совета Беломорского муниципального округа от 17.11.2023 № 22 (далее – Положение), администрация Беломорского муниципального округа – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Беломорского муниципального округа Республики Карелия, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Карелия; является правопреемником администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район».
В соответствии с пунктом 4 части 3.2 статьи 3 Положения к полномочиям администрации Беломорского муниципального округа относится исполнение бюджета Беломорского муниципального округа.
Согласно статьям 8, 26 Положения о бюджетном процессе в Беломорском муниципальном округе администрация Беломорского муниципального округа осуществляет обеспечение исполнения бюджета.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования «Беломорский муниципальный округ» в лице администрации Беломорского муниципального округа за счет средств бюджета муниципального образования «Беломорский муниципальный округ».
На основании статьи 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины.
Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению (часть 3 статьи 259 КАС РФ).
Руководствуясь статьями 175–180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования «Беломорский муниципальный округ» в лице администрации Беломорского муниципального округа за счет средств бюджета муниципального образования «Беломорский муниципальный округ» в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 0000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в остальной части в иске отказать.
Денежные средства перечислить по следующим реквизитам: (...).
Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение составлено 25.01.2024