ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-192/19 от 20.02.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело №а-192/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации <данные изъяты>

<данные изъяты>

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краюобратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации <данные изъяты> с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано на неоднократные, грубые нарушения Алтайского отделенияфедерального законодательства, а именно, ст.8 Федерального закона «Об общественных объединениях», выражающиеся в отсутствии деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами, в отсутствии членов организации. Кроме того, в нарушение ст.29 указанного закона, а также положений Устава организации с ДД.ММ.ГГ не проводятся общие собрания – высшего органа управления организации, и заседания коллегиального органа управления – правления, контрольно-ревизионной комиссией проверки финансовой деятельности организации не осуществлялись. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

При принятии настоящего административного искового заявления к производству суда ДД.ММ.ГГ судом на основании ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечена <данные изъяты>

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседаниене явился, извещены о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный <данные изъяты> извещенный о дате и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, указав о том, что против удовлетворения заявления не возражает.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания судом путем направления извещения посредством почтового отправления и по электронному адресу. Также ответственный секретарь данной организации получил информацию о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела по телефонограмме.

Кроме того, сведения о месте и времени рассмотрения дела размещены административным истцом на официальном сайте Управления.

На основании ст.150, ч.4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (ч.1 ст.30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** «Об общественных объединениях».

В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

В силу ч.1 ст.8 указанного Федерального закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Обязанности общественной организации содержатся в ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях». В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст.29 Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Основания ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности указаны в ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях». Так, основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3 ч.1 ст.44 указанного закона).

Аналогичные основания ликвидации юридического лица предусмотрены абзацем вторым п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено право на предъявление такого требования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГ зарегистрирована Общественная организация <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ запись о создании этого общественного объединения внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.

ДД.ММ.ГГ учредительным собранием по созданию в Алтайском крае <данные изъяты> принято решение о создании Алтайского отделения, утверждении положения о нем, избрании его руководителем – председателя <данные изъяты> избрании Правления, ревизора.

Выборным коллегиальным руководящим органом организации – Президиумом Правления ДД.ММ.ГГ принято решение о принятии в состав <данные изъяты> Алтайского регионального отделения и утверждении Положения об <данные изъяты>

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ принято решение о государственной регистрации <данные изъяты> ведомственный регистрационный ***.

ДД.ММ.ГГ сведения Алтайском отделениивнесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ***.

Согласно Уставу <данные изъяты> данная организация является основанным на членстве добровольным самоуправляемым, некоммерческим общественным формированием (профессиональной медицинской ассоциацией), созданным по инициативе физических лиц (медицинских работников частной системы здравоохранения) и юридических лиц – общественных объединений (общественных организаций медицинских работников частной системы здравоохранения), объединившихся на основе общности интересов и взглядов на развитие российской частной системы здравоохранения, исходя из исторических традиций России, для реализации общих целей, указанных в настоящем Уставе (п.1.1 Устава).

Целями Ассоциации являются: защита прав медицинских работников частной системы здравоохранения, комплексное развитие частной медицинской практики на территории Российской Федерации, содействие научным исследованиям в частной системе здравоохранения. Возрождение нравственных основ профессиональной деятельности медицинских работников российской частной системы здравоохранения, восстановление доверия российского общества к частной системе здравоохранения, содействие повышению качества медицинской помощи в частной системе здравоохранения, решение иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников частной системы здравоохранения (п.1.3 Устава).

Регламентация деятельности регионального отделения установлена ст.ст.15.16, 5.17 Устава, которыми определено, что структурное подразделение Ассоциации - региональноеотделение, не принимающее свой устав и действующие на основании Устава Ассоциации и Положения о структурном подразделении, утверждаемым в соответствии с настоящим Уставом Президиумом правления. Права юридического лица структурное подразделение Ассоциации (региональное отделение) приобретает с момента государственной регистрации Ассоциации. Высшим руководящим органом регионального отделения Ассоциации являются Общее собрание, созываемое председателем отделения не реже одного раза в год. Оно правомочно при наличии более половины членов отделения, решения принимаются простым большинством голосов. Общее собрание отделения избирает председателя и ревизора отделения сроком на 2 года, заслушивает их отчеты, решает иные вопросы деятельности отделения.

Согласно уведомлению председателя правления Алтайского отделения <данные изъяты> при подаче некорректного заявления в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по <данные изъяты> району г.Барнаула Алтайского края, (юридическим лицом, созданным до ДД.ММ.ГГ) для присвоения ОГРН вышеуказанную организацию зарегистрировали как Алтайское региональное отделение <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГ в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю поступило уведомление от председателя Алтайского отделения о том, что деятельность по достижению уставных целей Алтайское отделение не осуществляет с ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что в организации не осталось членов. Организация не созывает общие собрания членов организации, не проводит заседания правления, не проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности ревизионной комиссией. Во избежание штрафных санкций государственных органов организацией подаются нулевые отчеты. Из-за отсутствия членов в организации, не представляется возможным принять решение о ликвидации в добровольном порядке.

При рассмотрении настоящего административного дела представителем Алтайского отделения не представлены доказательства, опровергающие указанные нарушения уставной деятельности Организации.

Таким образом, Алтайским региональным отделением общественной организации не соблюдаются положения действующего законодательства и Устава. Вышеуказанные нарушения действующего законодательства являются грубыми, в связи с чем имеются основания для ликвидации <данные изъяты> с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать <данные изъяты> (основной государственный регистрационный ***) с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова