ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1944/17 от 29.08.2017 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)

К делу а-1944/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

29 августа 2017 года а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего Одинцова В.В.,

При секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «Яблоновское городское поселение» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Яблоновское городское поселение» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.

В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО2 подал в администрацию муниципального образования «Яблоновское городское поселение» уведомления о проведении на территории поселка <адрес> Республики Адыгея публичных мероприятий - пикетов - с 04 по ДД.ММ.ГГГГ, далее «уведомления».

Решениями администрации, выраженными в письмах от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании публичных мероприятий было отказано.

Административный истец полагает, что оспариваемые решения являются незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниями

Согласно поданным заявителем уведомлениям о проведении публичного мероприятия (вх от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ заявитель уведомил администрацию о проведении публичного мероприятия со следующими параметрами:

1. Цель: публичного выражения мнений о социально-бытовых проблемах жителей посёлка Яблоновский, сбор подписей под обращением к В. Путану и ВРИО Главы Республики ФИО9ФИО10

2. Форма: пикетирование с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций.

3. Места проведения публичного мероприятия:

1. <адрес>, корпус 1, не ближе 20 метров от указанного здания.

2. <адрес>, не ближе 20 метров от указанного здания.

3. <адрес>, в непосредственной близости от пересечения улиц Промышленная и Дорожная.

4. Республика Адыгея, <адрес>, поселок Яблоновский, <адрес>, не ближе 20 метров от указанного здания.

5. <адрес>, не ближе 20 метров от указанного здания.

6. <адрес>, корпус 1, не ближе 20 метров от указанного здания.

7. Республика Адыгея, <адрес>, поселок Яблоновский, в непосредственной близости от пересечения улиц Гагарина и Дорожная.

Установка быстровозводимых сборно-разборных конструкций и нахождение участников пикетирования будет осуществляться в соответствие с требованиями ст. 6 Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании отдельных вопросов в сфере проведения публичных мероприятий", а именно:

- не ближе 100 метров от железнодорожных и автобусных вокзалов;

- за пределами проезжих частей автомобильных дороги общего пользования;

- за пределами тротуаров;

- не ближе 20 метров к жилым домам, зданиям, занимаемым государственными и муниципальными учреждениями, остановкам транспорта общего пользования, а так же в соответствии с требованиями федерального законодательства.

4. Дата и время: ДД.ММ.ГГГГ с 16:00 до 19:00

5. Предполагаемое количество участников: до 15 человек.

6. Формы и методы обеспечения общественного порядка, организация медицинской помощи: собственными силами при содействии представителей органа местного самоуправления и органов внутренних дел, согласно ст. 12-14 ФЗ .

Звукоусиливающие средства: без использования звукоусиливающих средств.

7. Организаторы мероприятия:

ФИО3, адрес: ФИО1, <адрес>, поселок городского типа Энем, <адрес>,

8. Лица, уполномоченные организатором выполнять распорядительные функции:

1. ФИО4

2. ФИО8 ФИО5

9 Дата подачи уведомления: ДД.ММ.ГГГГ

10 Регламент проведения публичного мероприятия:

16:00 начало публичных мероприятий, отечественный ФИО8, ФИО4,

19:00 - окончание публичных мероприятий, отечественный ФИО8, ФИО4

В согласовании вышеуказанных публичных мероприятий было отказано по следящим основаниям.

1. Места проведения публичного мероприятия.

Как следует из оспариваемых решений, места, указанные в уведомлении, относятся к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено в соответствие со ст. 6 Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании отдельных вопросов в сфере проведения публичных мероприятий"

С данным утверждением заявитель не согласен по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 вышеназванного закона к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, помимо определенных в части 2 статьи 8 Федерального закона, относятся:

1) территории ближе 100 метров от железнодорожных и автобусных вокзалов;

2) автомобильные дороги общего пользования;

3) тротуары;

4) территории, прилегающие ближе чем на 20 метров к жилым домам, зданиям, занимаемым государственными и муниципальными учреждениями, остановкам транспорта общего пользования.

Заявитель знал об установленных вышеназванным законом ограничениях, в связи с чем проведение заявленных публичных мероприятий в указанных местах не предполагалось

Указание на то, что проведение заявленных публичных мероприятий будет проводиться с соблюдением вышеуказанных норм, было отдельно внесено в текст уведомления.

Учитывая, что Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит толкования понятия «место проведения публичного мероприятия», заявитель полагает, что указание в уведомлениях о проведении публичных мероприятиях адресов и пересечения улиц в качестве ориентиров полностью соответствует п. 3 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ и не может заведомо являться основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия.

С учетом изложенного отказ администрации в согласовании публичных мероприятий по вышеназванным основаниям является незаконным.

Проведение в заявленных местах других общественных мероприятий.

В решениях администрации указано, что в местах, указанных в уведомлении о проведении публичных мероприятий, администрацией МО «Яблоновское городское поселение» предусмотрены иные общественные мероприятия.

В вышерасположенных абзацах писем, выражающих решение администрации об отказе в согласовании публичных мероприятий указано, что места, указанные в уведомлении о проведении публичных мероприятий, относятся места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий.

При этом в следующем же абзаце письма администрация уведомляет заявителя о том, что «иные общественные мероприятия» предусмотрены в этих же местах.

Таким образом, администрация предусмотрела проведение общественных мероприятий в местах, где их проведение запрещено законом?

Во-вторых, в период времени с 04 по ДД.ММ.ГГГГ никаких общественных мероприятий в указанных в уведомлении местах администрацией фактически, конечно-же, не проводилось.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ Орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона

В нарушение вышеуказанной нормы администрация обоснованное предложение об изменении Места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона до сведения организатора публичного мероприятия не довела.

На основании изложенного представитель истца просил:

1. Признать незаконным и отменить решение администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (пикетирования)* выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Признать незаконным и отменить решение администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (пикетирования), выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

3. Признать незаконным и отменить решение администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (пикетирования), выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

4. Признать незаконным и отменить решение администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (пикетирования), выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

5. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение», выразившееся в не доведении до организатора публичных мероприятий ФИО3 обоснованных предложений об изменений места и (или) времени проведения публичного мероприятия, намеченных на 04-ДД.ММ.ГГГГ, а также предложений об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Представитель административного ответчика ФИО7 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что в поступивших от истца уведомлениях от 28.07.2017г. имеются недопустимые противоречия законодательству РФ.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом № 54-ФЗ, статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5).

При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням (часть 1 статьи 7).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от ДД.ММ.ГГГГ указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий как "мотивированное предложение" и " согласование " не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона №54-ФЗ, в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 12 указанного закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в администрацию муниципального образования «Яблоновское городское поселение» с уведомлением о проведении на территории <адрес>, Республики Адыгея публичных мероприятий - пикетов - с 04 по ДД.ММ.ГГГГ.

Решениями администрации МО «Яблоновского городское поселение» был дан ответ, из которого следует, что в согласовании публичных мероприятий было отказано ФИО2, так как места, указанные в уведомлении относятся к местам, в которых запрещается проведение публичных мероприятий в соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании отдельных вопросов в сфере проведения публичных мероприятий» и не отвечают требованиям безопасности для проведения публичных мероприятий.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании отдельных вопросов в сфере проведения публичных мероприятий» к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся: территории ближе 100 метров от железнодорожных и автобусных вокзалов; автомобильные дороги общего пользования; тротуары; территории, прилегающие ближе чем на 20 метров к жилым домам, зданиям, занимаемым государственными и муниципальными учреждениями, остановкам транспорта общего пользования.

Между тем, приведенные в оспариваемых решениях основания для отказа в проведении публичного мероприятия в указанном его организатором месте не содержат сведений о том, что публичное мероприятие создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иные угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, что могло бы указывать на непригодность места для проведения публичного мероприятия, исходя из требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона, а также иным лицам.

Доказательств подтверждающих или опровергающих, то что места, указанные в уведомлении относятся к местам, в которых запрещается проведение публичных мероприятий сторонами суду предоставлено не было.

Кроме того, в своем ответе Администрация МО «Яблоновское городское поселение» пояснил, что в указанных местах в уведомлении предусмотрены иные общественные мероприятия на указанные даты то есть с 04 августа по ДД.ММ.ГГГГ

При этом, администрация МО «Яблоновское городское поселение» в подтверждение своих доводов о том, что с 04 по ДД.ММ.ГГГГ проводились общественные мероприятия суду не представила.

Ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Указанного действия административным ответчиком произведено не было, следовательно, принятые администрацией МО «Яблоновское городское поселение» решения является частично незаконными.

Ввиду чего, суд считает необходимым признать решения администрации МО «Яблоновское городское поселение» об отказе ФИО2 в проведении публичных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, , , и возложить на административного ответчика обязанность по совершению действий по согласованию иных мест проведения публичного мероприятия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 227,228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО3 к администрации МО «Яблоновское городское поселение» об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия удовлетворить частично.

Признать решения администрации МО «Яблоновское городское поселение» об отказе ФИО3 в проведении публичных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, , , 4430 частично незаконными.

Обязать администрацию МО «Яблоновское городское поселение» разрешить вопрос о согласовании с ФИО3 иного места и времени проведения публичных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья Тахтамукайского

районного суда РА В.В. Одинцов