ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-194/18 от 27.12.2018 Унцукульского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а-194/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27декабря 2018 г.

Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Магомедова А.К.,

при секретаре - ФИО8,

с участием:

представителя административного истца (Дагестанской таможни) -ФИО13, действующей по доверенности от 26.02.2016г. ,

представителя административного ответчика ФИО6 К.М. - ФИО16.Н., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Унцукульском районном суде Республики Дагестан дело по административному исковому заявлению Дагестанской таможни к ФИО2 о взыскании обязательных платежей в размере 4 969 700, 47 руб.

УСТАНОВИЛ:

Дагестанская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО2 обязательных таможенных платежей и пени:

- в отношении транспортного средства «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска), в размере 1 914 907, 01 руб. (в т.ч. недоимка – 1 451 603, 54 руб., пеня – 463 303, 47 руб.);

- в отношении транспортного средства «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) в размере 2 268 774, 27 руб. (в т.ч. недоимка – 1 985 884, 96 руб., пеня – 282 889, 31 руб.);

- в отношении транспортного средства марки «BMWХ6» (VIN - , 2009 года выпуска) в размере 786 019, 19 руб. (в т.ч. недоимка – 630 492, 46 руб., пеня – 155 526, 73 руб.).

ДД.ММ.ГГГГ на Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни обратился гражданин ФИО6 К.М. с заявлением об оформлении ввезенной автомашины «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска), объем двигателя 5439 куб. см. на льготных основаниях в целях выпуска для внутреннего потребления на таможенной территории Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, ввезенной на территорию Российской Федерации в качестве товара Таможенного союза из Республики Казахстан.

Для таможенного оформления автомашины марки «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) Махачкалинскому таможенному посту ФИО6 К.М. в числе иных документов представил паспорт гражданина Российской Федерации серия 82 02 , экспортный сертификат, договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни на транспортное средство «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска, объем двигателя 5439 куб. см.), как на товар Таможенного союза (льготный порядок), выдан паспорт транспортного средства (ПТС) № на имя гр. ФИО6 К.М.

В соответствии со статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таможенным органом в соответствии с нормами данной статьи была проведена проверка после выпуска транспортного средства в ходе которой было установлено, что гражданин Российской Федерации ФИО6 К.М. не мог претендовать на освобождение от уплаты таможенных платежей при декларировании вышеназванного транспортного средства, о чем составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств /А0044 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации таможенных органов Республики Казахстан (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) данное транспортное средство не оформлялось в таможенном отношении в таможенных органах Республики Казахстан и в органах ГАИ Республики Казахстан на регистрационный учет не ставилось.

Согласно информации таможенных органов Азербайджанской Республики (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) данное транспортное средство с транзитными регистрационными номерами 96157, ДД.ММ.ГГГГ было ввезено на территорию Азербайджанской Республики из Исламской Республики Иран через Астаринское Таможенное Управление и ДД.ММ.ГГГГ вывезено в Российскую Федерацию через таможенный пост «Самур» Хачмазского Таможенного управления ГТК Азербайджанской Республики. Также таможенные органы Азербайджанской Республики сообщили, что данное транспортное средство по предоставленным документам принадлежало гражданину России ФИО6ФИО5ФИО7, а перемещал транспортное средство по доверенности гражданин Азербайджанской Республики ФИО3 Джамал оглы.

Также таможенные органы Азербайджанской Республики сообщили, что данное транспортное средство по представленным документам принадлежало гр-ну России ФИО6 К.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и приобреталось им в ОАЭ, а перемещал транспортное средство по доверенности гр-н Азербайджанской Республики ФИО3 Джамал оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

По итогам проведенной проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства определено, что транспортное средство марки «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска, объем двигателя 5439 куб.см.) не является товаром Таможенного союза, и отмеченное транспортное средство незаконно ввезено на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных (подложных) документов, и выпущено в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза без уплаты причитающихся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенных платежей.

Постановлением Дагестанской таможни от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело в отношении ФИО2 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 194 Уголовного кодекса РФ в связи с тем, что данным лицом транспортное средство «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) оформлено в таможенном отношении без соответствующего декларирования и уплаты в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза причитающихся таможенных платежей в крупном размере в сумме 1 985 884, 96 руб.

Согласно Акту проверки документов и сведений после выпуска товаров транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ/А0044 при ввозе указанной автомашины на таможенную территорию Таможенного союза подлежат уплате таможенные платежи в сумме 1 985 884, 96 руб.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГФИО6 К.М. при оформлении транспортного средства «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) представил на Махачкалинский таможенный пост заведомо подложные документы (тех. паспорт т/с АV , договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) согласно которым данное транспортное средство с ДД.ММ.ГГГГ якобы состояло на регистрационном учете в Республики Казахстан, тогда как в соответствии с сертификатом Главного управления полиции Дубая от ДД.ММ.ГГГГ оно было приобретено ФИО6 К.М. ДД.ММ.ГГГГ в ОАЭ.

При этом не уплачены подлежащие к уплате при декларировании вышеуказанного транспортного средства таможенные платежи в сумме 1 985 884, 96 руб.

В соответствии со статьи 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма таможенных признается совершенным в крупном размере, если сумма таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 1 миллион рублей.

Вышеуказанное транспортное средство оформлено ФИО6 К.М. без соответствующего декларирования и уплаты в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза причитающихся таможенных причитающихся таможенных платежей в крупном размере, в чем усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 194 УК РФ.

Постановлением Дагестанской таможни от ДД.ММ.ГГГГ производство по уголовному делу прекращено по пункту 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

ДД.ММ.ГГГГ на Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни обратился гражданин ФИО6 К.М. с заявлением об оформлении ввезенной автомашины «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска), объем двигателя 4664 куб. см. на льготных основаниях в целях выпуска для внутреннего потребления на таможенной территории Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, ввезенной на территорию Российской Федерации в качестве товара Таможенного союза из Республики Беларусь.

Для таможенного оформления автомашины марки «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска) Махачкалинскому таможенному посту ФИО6 К.М. в числе иных документов представил паспорт гражданина Российской Федерации серия 82 02 , экспортный сертификат, счет справку А от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни на транспортное средство «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска), как на товар Таможенного союза (льготный порядок), выдан паспорт транспортного средства (ПТС) № на имя гр. ФИО6 К.М.

Таможенным органом в соответствии с нормами статьи 99 ТК ТС была проведена проверка после выпуска транспортного средства в ходе, которой было установлено, что гражданин Российской Федерации ФИО6 К.М. не мог претендовать на освобождение от уплаты таможенных платежей при декларировании вышеназванного транспортного средства, о чем составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств /А0045 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации таможенных органов Республики Беларусь (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) сведения о выпуске данного транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Беларусь отсутствуют.

В то же время согласно информации таможенных органов Азербайджанской Республики (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) данное транспортное средство ДД.ММ.ГГГГ с транзитными регистрационными номерами 21989 было ввезено на территорию Азербайджанской Республики из Исламской Республики Иран через Астаринское таможенное управление и ДД.ММ.ГГГГ вывезено в Российскую Федерацию через таможенный пост «Самур» Хачмазского таможенного управления ГТК Азербайджанской Республики.

Также таможенные органы Азербайджанской Республики сообщили, что данное транспортное средство по предоставленным документам принадлежало гражданину России ФИО6ФИО5ФИО7, а перемещал транспортное средство по доверенности гражданин Азербайджанской Республики ФИО4 Сеидага оглы.

По итогам проведенной проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства определено, что транспортное средство марки «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска) не является товаром Таможенного союза, и отмеченное транспортное средство незаконно ввезено на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных (подложных) документов, и выпущено в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза без уплаты причитающихся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенных платежей.

ДД.ММ.ГГГГ на Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни обратился гражданин ФИО6 К.М. с заявлением об оформлении ввезенной автомашины «BMW X6» (VIN-, 2009 года выпуска), объем двигателя 4395 куб. см. на льготных основаниях в целях выпуска для внутреннего потребления на таможенной территории Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, ввезенной на территорию Российской Федерации в качестве товара Таможенного союза из Республики Беларусь.

Для таможенного оформления автомашины марки Махачкалинскому таможенному посту ФИО6 К.М. в числе иных документов представлен паспорт гражданина Российской Федерации серия 82 02 , договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни на транспортное средство «BMW X6» (VIN-, 2009 года выпуска), как на товар Таможенного союза (льготный порядок), выдан паспорт транспортного средства (ПТС) № на имя гр. ФИО6 К.М.

В ходе проведения проверки после выпуска транспортного средства установлено, что гражданин Российской Федерации ФИО6 К.М. не мог претендовать на освобождение от уплаты таможенных платежей при декларировании вышеназванного транспортного средства, о чем составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств /А0046 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации таможенных органов Республики Беларусь (письмо от 30.12.2014 ) данное транспортное средство не оформлялось в таможенном отношении в таможенных органах Республики Беларусь и в органах ГАИ Республики Беларусь на регистрационный учет не ставилось.

Согласно сведениям ГТК Азербайджанской Республики (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) транспортное средство марки «BMW X6», 2009 года выпуска, VIN - с транзитными регистрационными номерами 28226, ДД.ММ.ГГГГ было ввезено на территорию Азербайджанской Республики из Исламской Республики Иран через Астаринское Таможенное Управление и ДД.ММ.ГГГГ вывезено в Российскую Федерацию через таможенный пост «Самур» Хачмазского Таможенного управления ГТК Азербайджанской Республики.

По итогам проведенной проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства определено, что транспортное средство марки «BMW X6» (VIN-, 2009 года выпуска), объем двигателя 4395 куб. см. не является товаром Таможенного союза, и отмеченное транспортное средство незаконно ввезено на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных (подложных) документов, и выпущено в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза без уплаты причитающихся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенных платежей.

Определением Северо-Кавказской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по признакам ответственности предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ - недекларирование по установленной форме товаров (в данном случае товаром является транспортное средство - «BMW Х6» (VIN - , 2009 года выпуска), подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса) и проведении по нему административного расследования.

Постановлением Северо-Кавказской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ гр-н ФИО6 К.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ? стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составляет 880 400, 00 руб., без конфискации предмета административного правонарушения. Постановлено транспортное средство «BMW Х6» (VIN - , 2009 года выпуска) выдать законному владельцу, после таможенного оформления транспортного средства в соответствии с действующим таможенным законодательством.

Совокупностью собранных по делу об АП доказательств установлено, что транспортное средство на основании недействительных документов легализовано на таможенной территории Таможенного союза. Из полученных в ходе производства по делу об АП документов и сведений следует, что обязанность по декларированию транспортного средства и уплате причитающихся таможенных платежей лежала на гр-не ФИО6 К.М., имеющим статус декларанта в силу требований статьи 186 ТК ТС, являющимся лицом государства – члена Таможенного союза, имеющим на момент пересечения транспортным средством таможенной границы, право владения, пользования и распоряжения транспортным средством.

Материалами дела об АП установлено и подтверждено, что транспортное средство «BMW Х6» (VIN - , 2009 года выпуска), вывезено ДД.ММ.ГГГГ с таможенной территории Республики Азербайджан и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно перемещено на таможенную территорию Таможенного союза в зоне деятельности Магарамкентского таможенного поста без обязательного письменного декларирования. При этом, гр-ном ФИО6 К.М., обязанность по декларированию транспортного средства по установленной письменной форме и уплате причитающихся таможенных пошлин, налогов, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не исполнена.

Вышеуказанное постановление по делу об АП было обжаловано гр-ном ФИО6 К.М. в Минераловодский городской суд. Решением Минераловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Северо-Кавказской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ по делу об АП о привлечении ФИО6 К.М. к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ оставлено без изменения.

вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Минераловодского городского судаот ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Указанное свидетельствует о том, что гр-н ФИО6 К.М. не имея оснований для льготного оформления в таможенном отношении автомашин, произвел на Махачкалинском таможенном посту таможенное декларирование в льготном порядке транспортных средств «Mercedes Benz G 55» (2011 года выпуска, VIN: ); «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска) «BMW X6» (VIN-, 2009 года выпуска), уклонившись от уплаты причитающихся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенных платежей.

Согласно расчету платежей Дагестанской таможни сумма подлежащих уплате при таможенном декларировании транспортных средств:

- «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) составляет 2 268 774, 27 руб. (в т.ч. недоимка – 1 985 884, 96 руб., пеня – 282 889, 31 руб.).

- «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска) составляет 1 914 907, 01 руб. (в т.ч. недоимка – 1 451 603, 54 руб., пеня – 463 303, 47 руб.).

- «BMW Х6» (VIN - , 2009 года выпуска) составляет 786 019, 19 руб. (в т.ч. недоимка – 630 492, 46 руб., пеня – 155 526, 73 руб.)

В соответствии со статьями 355, 360 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) транспортные средства, ввозимые физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с уплатой причитающихся таможенных платежей.

Статьей 152 Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №311-ФЗ (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) установлено, что требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с образовавшейся задолженностью Дагестанской таможней ФИО6 К.М. выставлены требования об уплате таможенных платежей:

- на сумму 2 179 756,98 руб. (недоимка- 1 985 884,96 руб., пени - 193 872,02 руб.) в отношении транспортного средства «Mercedes Benz G55».

- на сумму 1 850 238, 07 руб. (недоимка - 1 451 603, 54 руб., пени – 398 634, 53 руб.) в отношении транспортного средства «Toyota Land Cruiser 200».

- на сумму 757 930,75 руб. (недоимка - 630 492,46руб., пени - 127 438,29 руб.) в отношении транспортного средства марки «BMW Х6».

Согласно статьи 151 Федерального Закона № 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьей 150 Федерального закона -Ф3 принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Данные требования были направлены заказными письмами от ДД.ММ.ГГГГ, 21-31/04350, 21-31/04387 с уведомлением о необходимости уплаты сумм задолженности по таможенным платежам. Согласно трем почтовым уведомлениям о вручении данные письма получены административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО13 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить административное исковое заявление и взыскать с ФИО6 К.М. задолженность всего в размере 4 969 700, 47 руб.

Представитель административного ответчика ФИО14 - заявленные требования Дагестанской таможни не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления Дагестанской таможни отказать по следующим основаниям.

Приложенные к административному исковому заявлению экспортные сертификаты и нотариальные доверенности не отвечают установленным КАС РФ требованиям их легализации (должны быть заверены апостилем), в связи с чем они не являются допустимыми письменными доказательствами.

Ответчик считает, что ксерокопии экспортных сертификатов о приобретении ФИО6 К.М. в ОАЭ транспортных средств и нотариальные доверенности не отвечают требованиям допустимости и достоверности доказательств, установленных статьями 70, 84 КАС РФ, поскольку имеющиеся в деле ксерокопии экспортных сертификатов не заверены надлежащим образом и не подтверждают, что они исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств.

Дагестанской таможней необоснованно установлено, что ФИО6 К.М. является плательщиком по уплате таможенных платежей в отношении спорных транспортных средств, он не является лицом, участвующим в незаконном перемещении автомобиля на территорию РФ, не декларировал автомобиль и соответственно на него не может быть возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Дагестанской таможней неверно исчислены подлежащие уплате таможенные платежи в отношении спорных транспортных средств. Ответчик полагает, что расчеты Дагестанской таможни о сумме неуплаченных таможенных платежей и пени исчислены неверно в виду неправильного определения дня выявления факта незаконного перемещения указанных транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, поскольку день выдачи Махачкалинским таможенным постом ПТС на транспортные средства никак не может являться днем выявления таких фактов,

По ходатайству представителя административного ответчика ФИО9 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ была опрошена в качестве свидетеля главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных платежей Дагестанской таможни ФИО10

ФИО10 в судебном заседании пояснила, что в соответствии со статьей 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Дата пересечения таможенной границы Таможенного союза вышеуказанными транспортными средствами не определена.

Вместе с тем, день выявления факта незаконного перемещения товаров, либо транспортных средств через таможенную границу какими-либо нормативными правовыми документами не установлен.

В связи с этим расчет таможенных платежей был произведен на день предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей, то есть на дату выдачи паспорта транспортного средства.

Выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом исследованы письменные доказательства, представленные административным истцом вместе с административным исковым заявлением.

Административным ответчиком ФИО6 К.М. суду письменные доказательства не представлялись.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) автомобили, ввезенные после ДД.ММ.ГГГГ на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации признаются иностранными товарами:

-до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению, или до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании абзаца 2 пункта 8 статьи 17 Соглашения автомобили, указанные в пункте 1 настоящей статьи, после ДД.ММ.ГГГГ признаются в Российской Федерации товарами таможенного союза независимо от факта уплаты в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению.

В соответствии с письмом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 04-30/42538 «О направлении разъяснений», первоочередной поиск транспортных средств ввезенных из Республики Казахстан и Республики Беларусь осуществляется в Реестре автомобилей, ввезенных из Республики Казахстан и Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение (далее - Реестр автомобилей), размещенном на сайте "Портал ФТС России", по точному значению VIN, номера кузова или номера шасси, указанному в представленных документах на транспортное средство.

В случае если поиск транспортного средства по точному значению VIN,номера кузова или номера шасси, либо по последним 6-ти подряд идущимсимволам этого значения не дал результатов, таможенные органы РоссийскойФедерации с целью определения статуса автомобиля, ввозимого в Российскую Федерацию из Республики Казахстан или Республики Беларусь, направляют разовые запросы в соответствии с Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения о выпуске транспортных средств марки «Mercedes Benz G 55» (2011 года выпуска, VIN: ); «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска); «BMW X6» (VIN-, 2009 года выпуска), в свободное обращение на территории Республики Казахстан и территории Республики Беларусь в Реестре автомобилей на Портале ФТС России отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4 статьи 76 ТК ТС сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 81 ТК ТС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Также в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 81 ТК ТС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта:

при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно статье 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

В соответствии со статьей 186 ТК ТС декларантом может быть, в частности, лицо государства - члена таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами при отсутствии внешнеэкономической сделки (сделка с физическим лицом).

Аналогичная норма закреплена в Соглашении, согласно которому декларантом может быть физическое лицо государства - члена таможенного союза, обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем (пункт 3 статьи 8 Соглашения).

В соответствии со статьями 355, 360 ТК ТС транспортные средства, ввозимые физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с уплатой причитающихся таможенных платежей.

В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 19 статьи 4 ТК ТС, незаконным перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза признается, в частности, перемещение товаров через таможенную границу с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.

Пунктом 2 статьи 81 ТК ТС определено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Пунктом 1 статьи 153 ТК ТС установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Соглашения автомобили, ввезенные после ДД.ММ.ГГГГ на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению, или до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 14 Соглашения ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска транспортных средств для личного пользования в свободное обращение. Ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к настоящему Соглашению.

Суд полагает несостоятельными доводы ФИО6 К.М. о том, что он не является плательщиком по уплате таможенных платежей в отношении спорных транспортных средств, лицом, участвующим в незаконном перемещении автомобиля на территорию РФ, он не декларировал автомобиль и соответственно на него не может быть возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Из материалов дела следует, что автомобили были приобретены в ОАЭ гражданином РФ ФИО6 К.М., о чем свидетельствуют экспортные сертификаты, впоследствии от его же имени по доверенности автомобили были перемещены на территорию Таможенного союза.

Таким образом, экспортным сертификатом подтверждается, что транспортное средство марки «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска, объем двигателя 5439 куб.см.) было приобретено ФИО6 К.М., в ОАЭ, он же уполномочил доверенностью перемещение транспортного средства гр-ну Азербайджанской Республики ФИО3 Джамал оглы.

Экспортным сертификатом подтверждается, что транспортное средство марки «BMWХ6» (VIN - , 2009 года выпуска) было приобретено ФИО6 К.М. в ОАЭ, он же уполномочил доверенностью перемещение транспортного средства гр-ну Азербайджанской Республики ФИО4 Сеидага оглы.

Экспортным сертификатом подтверждается, что транспортное средство марки «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска) было приобретено ФИО6 К.М. в ОАЭ, он же уполномочил доверенностью перемещение транспортного средства гр-ну Азербайджанской Республики ФИО4 Сеидага оглы.

Применительно к статьям 81 и 186 ТК ТС, статьи 8 Соглашения ФИО6 К.М., как декларант (владелец автомобиля), обязан уплатить таможенную пошлину в надлежащем размере.

Однако ввезенные из ОАЭ и находящиеся в собственности ФИО6 К.М. автомашины, имеющие статус иностранного товара, выпущены на таможенной территории Таможенного союза в свободное обращение без уплаты причитающихся таможенных платежей.

Таким образом, ФИО6 К.М. не исполнены требования, предусмотренные статьями 355, 81, 179 ТК ТС, статьей 14 Соглашения.

Северо-Кавказской оперативной таможней возбуждено дело об административном правонарушении по признакам ответственности предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ - недекларирование по установленной форме товаров (в данном случае товаром является транспортное средство - «BMW Х6» (VIN - , 2009 года выпуска).

Постановлением Северо-Кавказской оперативной таможни по указанному делу об АП гр-н ФИО6 К.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Документы, представленные Дагестанской таможней с административным исковым заявлением по указанной автомашине ранее были предметом рассмотрения Минераловодским городским судом, им дана соответствующая правовая оценка, данные документы легли в основу доказательственной базы при привлечении ФИО6 К.М. к административной ответственности по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Постановление Северо-Кавказской оперативной таможни по указанному делу об АП от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО6 К.М. было обжаловано в Минераловодский городской суд.

Решением Минераловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Северо-Кавказской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ по делу об АП о привлечении ФИО6 К.М. к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба ФИО6 К.М. без удовлетворения..

вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Минераловодского городского судаот ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Факты, установленные судами при рассмотрении данного дела, впредь до их опровержения имеют преюдициальное значение для другого дела.

В силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Постановлением Дагестанской таможни от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело в отношении ФИО2 по признакам преступления, предусмотренного частью первой ст. 194 УК РФ в связи с тем, что данным лицом транспортное средство «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) оформлено в таможенном отношении без соответствующего декларирования и уплаты в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза причитающихся таможенных платежей в крупном размере в сумме 1 985 884, 96 руб.

Данным постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни на транспортное средство «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска, объем двигателя 5439 куб.см.), как на товар Таможенного союза (льготный порядок), выдан паспорт транспортного средства (ПТС) № на имя гр. ФИО6 К.М.

Согласно информации таможенных органов Республики Казахстан (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) данное транспортное средство не оформлялось в таможенном отношении в таможенных органах Республики Казахстан и в органах ГАИ Республики Казахстан на регистрационный учет не ставилось.

По информации таможенных органов Азербайджанской Республики (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) данное транспортное средство с транзитными регистрационными номерами 96157, ДД.ММ.ГГГГ было ввезено на территорию Азербайджанской Республики из Исламской Республики Иран через Астаринское Таможенное Управление и ДД.ММ.ГГГГ вывезено в Российскую Федерацию через таможенный пост «Самур» Хачмазского Таможенного управления ГТК Азербайджанской Республики. Также таможенные органы Азербайджанской Республики сообщили, что данное транспортное средство по предоставленным документам принадлежало гражданину России ФИО6ФИО5ФИО7, а перемещал транспортное средство по доверенности гражданин Азербайджанской Республики ФИО3 Джамал оглы.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГФИО6 К.М. при оформлении транспортного средства «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) представил на Махачкалинский таможенный пост заведомо подложные документы (тех. паспорт т/с АV , договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) согласно которым данное транспортное средство с ДД.ММ.ГГГГ якобы состояло на регистрационном учете в Республики Казахстан, тогда как в соответствии с сертификатом Главного управления полиции Дубая от ДД.ММ.ГГГГ оно было приобретено ФИО6 К.М. ДД.ММ.ГГГГ в ОАЭ.

Постановлением Дагестанской таможни от ДД.ММ.ГГГГ производство по уголовному делу прекращено по пункту 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, т.е. не по реабилитирующим для ФИО11 обстоятельствам.

Однако, суд считает, что прекращение производства по уголовному делу не освобождает ФИО6 К.М. от уплаты в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза причитающихся таможенных платежей, т.к. вышеуказанное транспортное средство оформлено ФИО6 К.М. без соответствующего декларирования.

Для таможенного оформления автомашины марки «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска) Махачкалинскому таможенному посту ФИО6 К.М. в числе иных документов представил паспорт гражданина Российской Федерации серия 82 02 , экспортный сертификат, счет справку А от ДД.ММ.ГГГГ .

Таможенным органом в соответствии с нормами статьи 99 ТК ТС была проведена проверка после выпуска транспортного средства в ходе, которой было установлено, что гражданин Российской Федерации ФИО6 К.М. не мог претендовать на освобождение от уплаты таможенных платежей при декларировании вышеназванного транспортного средства, о чем составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств /А0045 от ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам проведенной проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства определено, что транспортное средство марки «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска) не является товаром Таможенного союза, и отмеченное транспортное средство незаконно ввезено на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных (подложных) документов, и выпущено в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза без уплаты причитающихся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенных платежей.

В связи с чем ФИО6 К.М. уклонился от уплаты причитающихся таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, т.к. вышеуказанное транспортное средство оформлено ФИО6 К.М. без соответствующего декларирования.

Суд полагает, что Дагестанской таможней верно рассчитаны подлежащие уплате таможенные платежи в отношении спорных транспортных средств.

Судом установлено, что на основании решений по результатам таможенных проверок после выпуска (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ/А0044 в отношении автомашины «Mercedes Benz G55», Акт проверки документов и сведений от ДД.ММ.ГГГГ/А0046 в отношении автомашины «BMW Х6», Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ/А0045 в отношении автомашины «TOYOTA Land Cruiser 200») было выявлено, что указанные транспортные средства не являются товарами Таможенного союза и в отношении них необходимо уплатить таможенные платежи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 81 ТК ТС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Так как на основании имеющихся в распоряжении таможни документов и сведений установить точную дату пересечения таможенной границы не представилось возможным при расчете таможенных платежей в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 81 ТК ТС была правомерно использована дата выпуска товара под процедуру для внутреннего потребления, т.е. дата выдачи ПТС (по автомашине «Mercedes Benz G55» - ДД.ММ.ГГГГ, по автомашине «BMW Х6» - ДД.ММ.ГГГГ, по автомашине «TOYOTA Land Cruiser 200» - ДД.ММ.ГГГГ).

Суд считает несостоятельным довод ФИО6 К.М. относительно необходимости легализации письменных доказательств, полученных таможней в иностранном государстве (экспортные сертификаты и доверенности) и представленных вместе с административным исковым заявлением.

Согласно части 7 статьи 70 КАС РФ иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Таким международным договором является Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, заключенная в Гааге ДД.ММ.ГГГГ (далее – Гаагская Конвенция).

Гаагская Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. К данной Конвенции присоединились: Азербайджан - ДД.ММ.ГГГГ, Российская Федерация – ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве официальных документов, в смысле настоящей Конвенции, рассматриваются в том числе документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства (подпункт «а» абзаца 2 статьи 1 Конвенции), административные документы (подпункта «b» абзаца 2 статьи 1 Конвенции).

Выполнение легализации не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают процедуру или освобождают документ от легализации.

Кроме того, Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ, Российская Федерация присоединилась - ДД.ММ.ГГГГ, Азербайджан присоединился - ДД.ММ.ГГГГ, не содержит каких-либо требований по легализации или заверению документов, полученных Договаривающимися сторонами.

Соответственно довод заявителя о необходимости легализации экспортных сертификатов и нотариальной доверенности является ошибочным. Легализация и проставление апостиля не требуется, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур.

Суд считает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных таможенных платежей Дагестанской таможней подано в предусмотренные статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ сроки.

Ранее в 2015 г. таможня обращалась в Унцукульский районный суд РД с аналогичным исковым заявлением к ФИО2. Однако данный иск был подан таможней в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ с двумя дополнениями к исковому заявлению о взыскании таможенных платежей и пени в пользу Дагестанской таможни:

- в отношении транспортного средства «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска), в размере 1 914 907, 01 руб. (в т.ч. недоимка – 1 451 603, 54 руб., пеня – 463 303, 47 руб.);

- в отношении транспортного средства «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) в размере 2 268 774, 27 руб. (в т.ч. недоимка – 1 985 884, 96 руб., пеня – 282 889, 31 руб.);

- в отношении транспортного средства марки «BMWХ6» (VIN - , 2009 года выпуска) в размере 786 019, 19 руб. (в т.ч. недоимка – 630 492, 46 руб., пеня – 155 526, 73 руб.).

ДД.ММ.ГГГГ Унцукульским районным судом РД вынесено определение о прекращении гражданского дела по исковому заявлению Дагестанской таможни в связи с тем, что оно подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В целях дальнейшей реализации своего права на взыскание обязательных таможенных платежей Дагестанская таможня в 2017г. в соответствии с нормами КАС РФ обратилась в Унцукульский районный суд РД с заявлением о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени с ФИО6 К.М. вышеуказанным автотранспортным средствам.

Определением Унцукульского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ таможне отказано в восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Определением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ частная жалоба таможни удовлетворена, определение Унцукульского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ отменено, таможне восстановлен срок подачи административного искового заявления, административное дело возвращено в суд для рассмотрения по существу.

Следовательно, административное исковое заявление о взыскании обязательных таможенных платежей Дагестанской таможней подано в предусмотренные статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ сроки.

Исследовав доказательства в своей совокупности, суд установил, что ФИО6 К.М. является должником по уплате таможенных платежей и пени:

- в отношении транспортного средства «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска), в размере 1 914 907, 01 руб. (в т.ч. недоимка – 1 451 603, 54 руб., пеня – 463 303, 47 руб.);

- в отношении транспортного средства «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) в размере 2 268 774, 27 руб. (в т.ч. недоимка – 1 985 884, 96 руб., пеня – 282 889, 31 руб.);

- в отношении транспортного средства марки «BMWХ6» (VIN - , 2009 года выпуска) в размере 786 019, 19 руб. (в т.ч. недоимка – 630 492, 46 руб., пеня – 155 526, 73 руб.).

Всего сумма обязательных платежей составляет 4 969 700, 47 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дагестанской таможни к ФИО1 о взыскании обязательных таможенных платежей всего в размере 4 969 700, 47 рублей (в отношении транспортного средства «Toyota Land Cruiser 200» (VIN – , 2009 года выпуска), в размере 1 914 907, 01 руб. (в т.ч. недоимка – 1 451 603, 54 руб., пеня – 463 303, 47 руб.); в отношении транспортного средства «Mercedes Benz G55» (VIN-, 2011 года выпуска) в размере 2 268 774, 27 руб. (в т.ч. недоимка – 1 985 884, 96 руб., пеня – 282 889, 31 руб.); в отношении транспортного средства марки «BMWХ6» (VIN - , 2009 года выпуска) в размере 786 019, 19 руб. (в т.ч. недоимка – 630 492, 46 руб., пеня – 155 526, 73 руб.) - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Дагестанской таможни сумму задолженности по уплате таможенных платежей и пени всего в размере 4 969 700, 47 рублей (четыре миллиона девятьсот шестьдесят девять тысяч семьсот рублей 17 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 30 суток со дня принятия решения с подачей жалобы через Унцукульский районный суд.

Решение изготовлено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере

Судья А.К.Магомедов