ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-194/19 от 15.04.2019 Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия)

дело а-194/2019

10RS0-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Медвежьегорского городского поселения о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

установил:

Административные исковые требования с учетом их изменения предъявлены ФИО1 по тем основаниям, что Администрация Медвежьегорского городского поселения длительное время не исполняет установленную апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2016 года обязанность по предоставлению многодетной семье ФИО1 бесплатно в общую долевую собственность земельного участка согласно схеме о примерном местоположении, приложенной административным истцом к заявлению от 03 марта 2015 года. В отношении Администрации Медвежьегорского городского поселения возбуждено исполнительное производство. В целях получения испрашиваемого земельного участка ФИО1 за счет собственных средств произвел кадастровые работы, земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кад. номер . 17 октября 2018 года ФИО1 обратился в Администрацию Медвежьегорского городского поселения с письменным заявлением о предоставлении в собственность его многодетной семье земельного участка по адресу <адрес>, кад. номер площадью 1500 кв.м для индивидуального жилищного строительства. Ответ на указанное заявление от Администрации Медвежьегорского городского поселения не получен. Письмом от 7 ноября 2018 года Администрация Медвежьегорского района сообщила ФИО1 об отсутствии у неё полномочий на принятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка. ФИО1 полагает, что бездействие Администрации Медвежьегорского городского поселения по нерассмотрению обращения нарушает его право на исполнение судебного акта, право на предоставление земельного участка. ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие Администрации Медвежьегорского городского поселения по рассмотрению заявления от 17 октября 2018 года о предоставлении в общую долевую собственность многодетной семье ФИО1 земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в общую долевую собственность указанного земельного участка.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административные исковые требования по указанным основаниям поддержал. Дополнил, что бездействие административного ответчика также нарушает установленное Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ право административного истца на рассмотрение обращения. Письменное заявление ФИО1, зарегистрированное в Администрации Медвежьегорского городского поселения 17 октября 2018 года, было фактически адресовано именно указанной Администрации, что следует из содержания заявления и установленной судебным актом обязанности Администрации Медвежьегорского городского поселения по предоставлению семье ФИО1 земельного участка. Указание в заявлении, что оно адресовано Администрации Медвежьегорского муниципального района, является опечаткой. Административный ответчик не мог не знать о наличии обязанности по предоставлению земельного участка семье ФИО1, однако мер по рассмотрению данного обращения не принял, мотивированный ответ на обращение не дал.

Представитель Администрации Медвежьегорского городского поселения по доверенности ФИО3 в судебном заседании против административного иска возражал, указав, что заявление ФИО1 от 17 октября 2018 года было адресовано районной администрации, поэтому как ошибочно поступившее было перенаправлено адресату. В силу положений Закона № 1980-ЗРК от 29 декабря 2015 года Администрация Медвежьегорского городского поселения не обладает полномочиями по предоставлению в собственность граждан земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В рамках исполнения апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2016 года Администрацией Медвежьегорского городского поселения как должником принимаются меры, ведется переписка с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Объективная возможность предоставления семье ФИО1 земельного участка у Администрации Медвежьегорского городского поселения отсутствует. Поскольку судебным актом за ФИО1 и его семьей признано право на предоставление земельного участка в собственность, заявление ФИО1 не подлежит повторному рассмотрению. Заявил о пропуске административным истцом срока обращения с административным иском.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» ФИО4 против административного иска возражала, полагая, что ФИО1 выбран неверный способ защиты, поскольку вопрос о предоставлении семье ФИО1 земельного участка должен решаться в рамках исполнения вступившего в законную силу судебного акта. Полагала отсутствующими основания для рассмотрения Администрацией Медвежьегорского городского поселения заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка, поскольку предоставление земельных участков в собственность граждан не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Отметила, что ФИО1 пропущен срок обращения с административным иском.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений не явился, извещен, просил рассматривать дело в свое отсутствие. В отзыве административные исковые требования ФИО1 полагает обоснованными. Указывает, что не является правопреемником по обязательствам Администрации Медвежьегорского городского поселения о предоставлении в собственность семьи ФИО1 земельного участка. Администрация Медвежьегорского городского поселения имеет возможность предоставить иной земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, либо вправе приобрести земельный участок в целях дальнейшего его предоставления семье ФИО1

Представитель заинтересованного лица Отдела судебных приставов по Медвежьегорскому району не явился, извещен.

На основании ст. 150 КАС Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие истца и представителей заинтересованных лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 указанного Федерального закона орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. Статьей 12 Закона установлено, что обращение гражданина рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации обращения.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения.

Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 22 января 2016 года на Администрацию Медвежьегорского городского поселения возложена обязанность предоставить многодетной семье ФИО1 бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи, в том числе ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, в равных долях земельный участок в микрорайоне «Восточный» согласно схеме о примерном местоположении испрашиваемого земельного участка, приложенной им к заявлению от 03 марта 2015 года (за границами земельного участка до земель лесного фонда), для индивидуального жилищного строительства, площадью не менее 600 кв.м, в порядке, предусмотренном Законом Республики Карелия от 30 ноября 2011 года № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».

В отношении Администрации Медвежьегорского городского поселения судебным приставом-исполнителем ОСП по Медвежьегорскому району 16 марта 2016 года возбуждено исполнительное производство № 5987/16/10008-ИП.

Вступившим в законную силу 10 ноября 2017 года определением Медвежьегорского районного суда от 14 августа 2017 года Администрации Медвежьегорского городского поселения отказано в удовлетворении заявления о замене должника на ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».

Требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены.

17 октября 2018 года Администрацией Медвежьегорского городского поселения (вх. № 07687) зарегистрировано письменное заявление ФИО1, в котором заявитель, ссылаясь на положения Законов Республики Карелия от 06 марта 2017 года № 2101-ЗРК, от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК и апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2016 года, просил предоставить его семье в составе трех детей земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кад. номер площадью 1500 кв.м для индивидуального жилищного строительства. К указанному заявлению приложены копия паспорта ФИО1, выписка из ЕГРН в отношении испрашиваемого земельного участка, копия удостоверения многодетной семьи, копия постановления об утверждении проекта межевания территории, копия апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2016 года.

Письмом от 18 октября 2018 года № 2250 Администрация Медвежьегорского городского поселения со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ направила обращение ФИО1 с указанием «ошибочно поступившее» Главе администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», о чем в копии сообщалось ФИО1

Как следует из ответа Главы администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 07 ноября 2018 года № 1013-К, Администрация района не уполномочена принимать решение о предоставлении испрашиваемого ФИО1 земельного участка, поскольку в силу ст. 1 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» с 01 января 2016 года полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами государственной власти Республики Карелия.

Оценивая исследованные доказательств с учетом вышеуказанных положений Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд приходит к выводу, что Администрация Медвежьегорского городского поселения нарушила право ФИО1 на получение своевременного и мотивированного ответа по существу заявления от 17 октября 2018 года, поскольку данное обращение, несмотря на его ошибочную адресацию Администрации Медвежьегорского муниципального района, было принято и зарегистрировано в Администрации Медвежьегорского городского поселения; из содержания заявления следовало указание на наличие у Администрации Медвежьегорского городского поселения установленной апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2016 года обязанности по предоставлению в собственность семьи заявителя земельного участка; с учетом возбужденного исполнительного производства Администрация Медвежьегорского городского поселения не могла не знать, что решение поставленного в заявлении вопроса входит в её компетенцию, соответственно не имелось оснований для перенаправления обращения в Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район». Кроме того, административным ответчиком суду не представлено доказательств получения ФИО1 письма от 18 октября 2018 года (исх. № 2250) о перенаправлении заявления. Представитель административного истца в судебном заседании указал, и из содержания административного иска следует, что ФИО1 указанное письмо Администрации Медвежьегорского городского поселения не получал. Суд считает установленным бездействие административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении письменного заявления ФИО1 от 17 октября 2018 года. Указанное бездействие является незаконным, поскольку Администрацией Медвежьегорского городского поселения нарушены положения ст.ст. 5, 9, 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 суд находит обоснованными.

Материалами исполнительного производства подтверждается факт неисполнения Администрацией Медвежьегорского городского поселения вступившего в законную силу судебного акта. В частности, 12 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Медвежьегорского городского поселения исполнительского сбора, постановлением руководителя отдела судебных приставов по Медвежьегорскому району от 27 февраля 2017 года Администрация Медвежьегорского городского поселения привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, постановлением от 19 ноября 2018 года – по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Вместе с тем, доводы административного истца о длительном неисполнении Администрацией Медвежьегорского городского поселения судебного акта, которым установлена обязанность по предоставлению земельного участка, основанием для удовлетворения административного иска являться не могут.

Порядок производства, связанного с исполнением судебных постановлений по гражданским делам, регулируется разделом VII ГПК Российской Федерации, а также Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В силу ч. 6 ст. 128 КАС Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Соответственно, бездействие Администрации Медвежьегорского городского поселения, выразившееся в неисполнении судебного акта, не подлежит рассмотрению по правилам КАС Российской Федерации. При неисполнении требований исполнительного документа к должнику применяются меры принудительного воздействия в целях реализации и защиты права взыскателя на своевременное исполнение судебного акта.

Не являются основанием для удовлетворения административного иска и доводы ФИО1 о нарушении административным истцом права на испрашиваемый земельный участок, поскольку указанное право за ФИО1 и членами его семьи уже признано вышеуказанным апелляционным определением. Указанный довод административного истца направлен на попытку преодоления вступившего в законную силу и подлежащего исполнению судебного акта, что является недопустимым.

Административный ответчиком заявлено о пропуске административным истцом срока обращения с административным иском.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Заявление ФИО1 зарегистрировано в Администрации Медвежьегорского городского поселения 17 октября 2018 года. Указанное обращение административным ответчиком не рассмотрено. Срок рассмотрения обращения истек 16 ноября 2018 года. Административный иск поступил в суд 05 марта 2018 года. Срок обращения с административным иском ФИО1 пропущен.

Учитывая, что административным ответчиком обращение ФИО1 по существу не рассматривалось, мотивированный ответ на обращение ФИО1 ответчиком не был дан, суд полагает возможным признать причины пропуска процессуального срока уважительными и указанный срок восстановить. Суд также принимает во внимание значимость вопроса восстановления нарушенного права, незначительность пропуска срока.

На основании ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить ФИО1 срок обращения в суд с административным иском к Администрации Медвежьегорского городского поселения о признании незаконным бездействия.

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Медвежьегорского городского поселения по рассмотрению заявления ФИО1 от 17 октября 2018 года о предоставлении в общую долевую собственность многодетной семье ФИО1 земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>

Обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в общую долевую собственность многодетной семье ФИО1 земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>

Взыскать с Администрации Медвежьегорского городского поселения в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелии через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А.Ерохова

Решение в окончательной форме составлено 20 апреля 2019 года