ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-194/2021 от 08.11.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу а-194/2021

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием представителя административного ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Айдаевой С.И.,

прокурора Железного А.Н.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дагестанэнерго» об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 1 июля 2016 г. № 237 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований Республики Дагестан с учетом повышающих коэффициентов», зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Дагестан 13 июля 2016 г. за № 3925, утверждены Правила применения повышающих коэффициентов к базовым нормативам при определении повышенных нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и при использовании земельного участка и надворных построек по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов на территориях муниципальных образований Республики Дагестан (далее – Правила), опубликованные в издании «Дагестанская правда», № 186-187, 21.07.2016, и на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, 18.11.2019 г.

В соответствии с пунктом 5 Правил, средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, исполнителем коммунальных услуг накапливаются на отдельном счете жилого помещения и (или) многоквартирного дома и направляются на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе на установку соответствующих приборов учета в указанных домах.

Общество с ограниченной ответственностью «Дагестанэнерго» (далее – ООО «Дагестанэнерго, Общество) (ОГРН 1116164001150), обратилось в Ленинский районный суд г. Махачкалы с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании пункта 5 Правил недействующим, в связи с его противоречием требованиям федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что оспариваемый пункт 5 Правил противоречит действующим положениям федерального законодательства, которыми в обязанности ресурсоснабжающих организаций, которые предоставляют коммунальные услуги потребителям, не входит установка коллективного (общедомового) прибора учета. Кроме того, положения федерального законодательства, которые возлагали на исполнителя коммунальных услуг обязанность направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утратили силу с 1 января 2017 г.

Определениями Ленинского районного суда г. Махачкалы от 17 марта 2021 г. произведена замена административного ответчика по делу – Министерства строительства Республики Дагестан на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее – Минэнергетики РД) и административное дело по административному иску ООО «Дагестанэнерго» направлено для рассмотрения по подсудности в Верховный Суд Республики Дагестан.

Определениями Верховного Суда Республики Дагестан от 9 августа 2021 г. и от 1 октября 2021 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Республики Дагестан и в качестве административного соответчика – Министерство строительства Республики Дагестан.

В судебном заседании представитель административного ответчика Минэнергетики РД по доверенности Айдаева С.И. заявленные административные исковые требования ООО «Дагестанэнерго» признала, согласившись с доводами административного иска о противоречии пункта 5 Правил положениям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу. При этом пояснила, что в целях приведения положений пункта 5 Правил в соответствие с требованиями федерального законодательства Минэнергетики РД подготовило соответствующий приказ о внесении изменений в оспариваемые по делу Правила, в регистрации которого было отказано Министерством юстиции Республики Дагестан в связи с отсутствием у Минэнергетики РД полномочий по внесению изменений в нормативный правовой акт, принятый Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, правопреемником которого в настоящее время является Министерство строительства Республики Дагестан. В этой связи Минэнергетики РД направило в Министерство строительства Республики Дагестан обращение, в котором просило признать оспариваемые по делу в части Правила недействующими в целях самостоятельной разработки и принятия в рамках переданных полномочий новых Правил применения повышающих коэффициентов. Однако до настоящего времени Министерством строительства Республики Дагестан направленное обращение не рассмотрено и решение по нему не принято.

ООО «Дагестанэнерго», Министерство строительства Республики Дагестан и Правительство Республики Дагестан, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем административное дело в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных сторон по делу и представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, с учетом заключения прокурора Железного А.Н., полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «а» части 2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 апреля 2016 г. № 108 «Об установлении повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг на территории Республики Дагестан» установлено, что на территории Республики Дагестан введение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 9 августа 2012 г. № 149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований Республики Дагестан» по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению при наличии технической возможности установки приборов учета соответствующего коммунального ресурса осуществляется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (пункт 1).

Этим же постановлением Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предписано в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить Правила применения повышающих коэффициентов к нормативам, установленным приказом № 149, при определении повышенных нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, на общедомовые нужды, при использовании земельного участка и надворных построек при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов на территориях муниципальных образований Республики Дагестан (пункт 2).

Во исполнение вышеуказанного положения Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан утверждены Правила, пункт 5 которых оспаривается в рамках настоящего административного дела.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был принят Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в рамках имеющихся полномочий.

Порядок принятия и опубликования оспариваемого по делу в части нормативного правового акта не нарушен.

Рассмотрев административное дело, суд приходит к выводу о том, что установленные оспариваемым по делу пунктом 5 Правил положения о том, что средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, исполнителем коммунальных услуг накапливаются на отдельном счете жилого помещения и (или) многоквартирного дома и направляются на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе на установку соответствующих приборов учета в указанных домах, противоречат действующим на момент рассмотрения дела требованиям федерального законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ред. от 02.03.2021), утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с подп. «с» п. 31 Раздела IV вышеуказанных Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498, от 29.06.2020 № 950), исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.

В силу пункта 81 данных Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, согласно которому установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Таким образом, действующим законодательством в обязанности ООО «Дагестанэнерго», являющегося ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг потребителям, установка коллективных (общедомовых) приборов учета не входит.

Кроме того, подп. у(1) п. 31 Раздела IV Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусматривавший обязанность исполнителя направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, был признан утратившим силу с 1 января 2017 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что доводы административного искового заявления о несоответствии оспариваемого по делу пункта 5 Правил требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, являются обоснованными, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Оспариваемый по делу пункт 5 Правил нарушает права и законные интересы ООО «Дагестанэнерго», которое, являясь ресурсоснабжающей организацией, выступает также в качестве исполнителя коммунальных услуг, т.е. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемой частью Правил.

В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемое по делу положение Правил применялась до вынесения решения суда на настоящему делу, суд считает необходимым признать оспариваемую норму недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административные исковые требования ООО «Дагестанэнерго» (ОГРН 1116164001150) удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 Правил применения повышающих коэффициентов к базовым нормативам при определении повышенных нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и при использовании земельного участка и надворных построек по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов на территориях муниципальных образований Республики Дагестан, утвержденных приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 1 июля 2016 г. № 237.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Дагестан.

В окончательной форме решение суда принято 22 ноября 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов