ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-196/2021 от 27.07.2021 Болховского районного суда (Орловская область)

Дело а-196/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Болховский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Воропаевой Н.А.,

при секретаре Усовой Р.И.,

с участием административного истца - ФИО1,

его представителя по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Болховского районного суда <адрес> административное дело по административному иску ФИО1 к Главе администрации Злынского сельского поселения <адрес>ФИО3 об оспаривании бездействия главы сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главе администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 об оспаривании бездействия главы сельского поселения.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с ФИО5 договор займа между физическими лицами № б/н, в соответствии с условиями которого предоставил ФИО5 займ в размере 1 600 000 руб. сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по указанному договору займа составляет сумму в размере 1 927 221,81 руб. Он обратился к нотариусу <адрес> нотариальной палаты с уведомлением (претензией) о задолженности наследодателя, а также к Главе администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 о принятии мер по охране наследственного имущества. До настоящего времени меры по охране наследственного имущества ФИО5 не приняты. Считает бездействие Главы администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 незаконным.

Просит признать бездействия Главы администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 по исполнению возложенных на него обязанностей в части принятия мер по охране наследственного имущества - незаконными, не соответствующими требованиям ст.37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, п.44, 45,49, 51, 53 «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления».

Впоследствии административный истец требования дополнил и просил признать бездействия главы администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 по исполнению возложенных на него обязанностей в части принятия мер по охране наследственного имущества незаконными, не соответствующими также требованиям ст.ст. 65,66 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 иск поддержали.

Глава администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения на иск.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1,2 ст 1171 Гражданского кодекса РФ для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц исполнителем завещания или нотариусом по месту открытия наследства принимаются меры, указанные в статья 1172 и 1173 настоящего Кодекса, и другие необходимые меры по охране наследства и управлению им. Нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества.

В п. 7 указанной статьи определено, что в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления, необходимые меры по охране наследства и управлению им могут быть приняты соответствующим должностным лицом.

Согласно п. 28 ст. 35 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ N 4462-1) нотариусы совершают следующие нотариальные действия: принимают меры по охране наследственного имущества.

В силу п. 1 ст. 1 Основ право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения.

Согласно п. 3 ст. 37 указанных Основ должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте - принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества.

Согласно ч. 2 п. 3 Приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 57475) должностные лица местного самоуправления для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в поселении, расположенном на межселенной территории населенном пункте или во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в соответствии с уставом муниципального образования вправе принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества.

В силу п. 44 данного приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 57475) должностное лицо местного самоуправления по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры по охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства.

Поручение нотариуса является обязательным для исполнения должностным лицом местного самоуправления.

В силу п. 45 указанного приказа должностное лицо местного самоуправления по месту открытия наследства принимает меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества по заявлению одного или нескольких наследников, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства, исполнителя завещания или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества (далее - заявление), когда, в частности, по месту открытия наследства - в нотариальном округе, в пределах которого расположено поселение, в котором нет нотариуса; населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в котором нет нотариуса; населенном пункте, входящем в состав территории муниципального округа, городского округа, но не являющимся его административным центром, в котором нет нотариуса, отсутствует государственная нотариальная контора или нотариус, занимающийся частной практикой.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении пределов нотариальных округов и количества должностей нотариусов в нотариальных округах на территории <адрес>» в границах территории <адрес> образуется 18 нотариальных округов, в которых устанавливается 54 должности нотариуса. В частности, определён Болховский нотариальный округ (в границах территорий <адрес> и <адрес>), в котором имеется одна должность нотариуса.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к нотариусу <адрес> нотариальной палаты ФИО6 с уведомлением (претензией) о задолженности наследодателя ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Главе администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 с заявлением о принятии мер по охране наследственного имущества ФИО5 Указанное обращение Главой администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 рассмотрено и на него дан ответ ДД.ММ.ГГГГ о том, что в пределах Болховского нотариального округа, в пределах которого расположено Злынское сельское поселение, имеется нотариус, в связи с чем оснований для осуществления функций по принятию мер по охране наследственного имущества администрацией Злынского сельского поселения <адрес> не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к нотариусу <адрес> нотариальной палаты ФИО6 с заявлением о принятии мер по охране наследственного имущества ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> нотариальной палаты ФИО6 Главе администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 дано поручение о принятии мер по охране наследственного имущества путём производства описи наследственного имущества ФИО5 в связи с тем, что в <адрес> конезавод Злынского сельского поселения <адрес> нет нотариуса.

Рассмотрев указанное поручение, Глава администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 направил нотариусу письмо, в котором указал, что оснований для осуществления функций по принятию мер по охране наследственного имущества у администрации нет, поскольку в Болховском нотариальном округе есть нотариус.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 Управлением министерства юстиции РФ по <адрес> направлено поручение нотариуса о принятии мер по охране наследственного имущества ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 нотариусу был направлен запрос о предоставлении дополнительных сведений об имуществе во исполнение указанного поручения о принятии мер по охране наследственного имущества.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Главе администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 направлена копия выписки из ЕГРН на ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ нотариусу Главой администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 сообщено, что был совершён выход по адресу: <адрес> конезавод, <адрес>ёпина, <адрес>, где проживала ФИО5, о чём составлен акт.

Постановлением участкового уполномоченного полиции отделения УУП и ПДН ОМВД России по <адрес>ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО8 по основаниям п.2 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в её действиях состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, ст. 330 УКРФ, ст. 327 УК РФ по заявлению ФИО1 по факту незаконного распоряжения имуществом ФИО9, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска. Доводы, изложенные в административном иске, опровергаются материалами дела, которые опровергают утверждение истца о том, что со стороны Главы администрации Злынского сельского поселения <адрес> ФИО3 имеют месато бездействия по принятию мер по охране наследственного имущества ФИО5

Рассмотрев заявленное в судебном заседании ходатайство административного истца об исключении доказательств по административному иску - документов о совершении выхода и составлении соответствующего акта, суд приходит к выводу о том, что оно подлежит отклонению ввиду отсутствия снований для его удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Главе администрации Злынского сельского поселения <адрес>ФИО3 об оспаривании бездействия главы сельского поселения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Н.А.Воропаева