ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1976/19 от 26.08.2019 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

УИД 91RS0-13

Дело а-1976/2019

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

26 августа 2019 года <адрес>

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи - Ротко Т.Д.

при секретаре судебного заседания - ФИО4,

с участием административного истца - ФИО2

представителей административных ответчиков- ФИО6,

ФИО7,

старшего помощника прокурора <адрес>ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым о признании решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» в части п.2.2. «о направлении настоящего решения в территориальную избирательную комиссию <адрес>» и решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу », - незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым о признании решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» в части п.2.2. «о направлении настоящего решения в территориальную избирательную комиссию <адрес>» и решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу », - незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование своих требований указал, что согласно письма Евпаторийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу а-1717/2019 ( о взыскании с Территориальной избирательной комиссии <адрес> в пользу ФИО2 судебных расходов в размере 4300 руб.), Территориальная избирательная комиссия <адрес> юридическим лицом не является, сведения об организации в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют. В связи с чем, истец считает, что печать, используемая ответчиком- Территориальной избирательной комиссией <адрес> является недействительной, не соответствует ФИО8 51511-2001 (Утверждено постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ-ст.), ФИО8 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Указывает, что требования к оформлению документов ответчиком не выполнены: отсутствуют реквизиты: ИНН, ОКПО, ОГРН организации. Указанная печать стоит в решении Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу ». Кроме того, истец указывает, что Территориальная избирательная комиссия <адрес>, приняв указанное решение, нарушила ч.3 ст. 43 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, не имеет право принимать решения. По его мнению, данное нарушение явилось следствием нарушения подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа системы и статуса избирательной комиссии муниципального образования в соответствии со ст. 24 Федерального Закона № 67-ФЗ, ст. 19 Закона Республики Крым -ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>». В обосновании иска истцом также указано, что в связи с вышеуказанными нормами, подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке вышестоящих к нижестоящим в пределах полномочий, установленных Федеральным Законом № 67-ФЗ, Законом Республики Крым -ЗРК: 1) избирательные комиссии муниципальных образований; 2) окружные избирательные комиссии; 3)территориальные избирательные комиссии (если на территории избирательной комиссии муниципального образования образовано несколько территориальных избирательных комиссий); 4) участковые избирательные комиссии. В соответствии со ст.11 Устава <адрес>, финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляется за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета, а в случаях и в порядке, установленных федеральным законом, законами Республики Крым,- также из бюджета Республики Крым. Согласно ч.6 ст.18. Муниципальные выборы, Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, подготовка и проведение муниципальных выборов осуществляется Избирательной комиссией городского округа, а также нижестоящими избирательными комиссиями. Образуемыми в соответствии с законодательством. Отсюда следует, как указывает истец, что муниципальным образованием городской округ Евпатория Республики Крым, должна быть сформирована с полномочиями избирательная комиссия муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в виду отсутствия двух и более территориальных избирательных комиссий, по причине того, что официальное наименование муниципального образования- городской округ Евпатория, без внутреннего деления согласно ч.2 ФЗ № 131-ФЗ, ст.2 Устава <адрес>.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям указанным в иске. Пояснил, что относительно п.4 исковых требований, суд должен определить способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и устранения последствий допущенных нарушений путем формирования избирательной комиссии муниципального образования, в соответствии с Федеральными законами № 67-ФЗ, -ЗРК.

Представитель административного ответчика - Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО6 судебном заседании возражала против иска, указала, что решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» принято в соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>», ст.18 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. В связи с необоснованными требованиями, просила в удовлетворении иска отказать. Также указала, что относительно признания незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то данный спор ранее был предметом судебного рассмотрения, согласно которого в удовлетворении иска отказано, решение вступило в законную силу, в связи с чем данные требования подлежат прекращению.

Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым ФИО7 в судебном заседании возражала против иска, указала, что доводы истца о нарушении его избирательных прав не обоснованы, в связи с чем просит административный иск оставить без удовлетворения. Указала, что поскольку территориальная избирательная комиссия <адрес> не относится к органам и учреждениям, указанным в ст.4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации», она не имеет право на изготовление гербовой печати, и поскольку не является юридическим лицом - не содержит реквизиты: ИННН, ОКПО, ОГРН. Печать территориальной избирательной комиссии <адрес> была изготовлена во время формирования комиссии в 2014 году в полном соответствии с образцом и описанием, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Республики Крым «Об утверждении образцов печатей и штампов» от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснения лиц, принимающих участие в судебном заседании, заключение помощника прокурора <адрес>ФИО5, полагавшей в удовлетворении иска отказать в связи с необоснованностью заявленных исковых требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при <данные изъяты> голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ и ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).

Судом установлено, что решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым- Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва, на ДД.ММ.ГГГГ; поручено отделу по организации работы Евпаторийского городского совета: направить настоящее решение для опубликования в газете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница» и размещения на официальном сайте Правительства Республики Крым- http://rk.gov.ru в разделе: муниципальные образования, подраздел- Евпатория. А также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым- http://admin.my-evp.ru в разделе Документы, подраздел- Документы городского совета в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования не позднее чем через пять дней со дня его принятия; направить настоящее решение в территориальную избирательную комиссию <адрес>.

В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ в Российской Федерации действует система избирательных комиссий, комиссий референдума, включающая, в том числе, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии, на которые возлагаются задачи обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществление подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 20 указанного Федерального закона).

Аналогично избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии указаны в системе избирательных комиссий по выборам депутатов представительного органа муниципального образования (статья 20 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК).

Формирование территориальных избирательных комиссий, в соответствии с нормами статей 22, 23, 26 Федерального закона № ФЗ-67, осуществляется Избирательной комиссией Республики Крым из кандидатур, предложенных политическими партиями, иными общественными объединениями, представителей органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, месту жительства.

Территориальная избирательная комиссия <адрес> сформирована постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, срок ее полномочий продлен до окончания выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым (постановление Избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ). На основании обращения Евпаторийского городского совета городского округа Евпатория Республики Крым, постановлением избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

Территориальной избирательной комиссии может быть придан статус юридического лица законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 26 ФЗ-67. Также на основании пункта 3 статьи 24 ФЗ-67 Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

Таким образом, анализ норм Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК и Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденного решением Евпаторийского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (статья 56 «Избирательная комиссия городского округа») показывает, что в них отсутствуют нормы, наделяющие избирательную комиссию статусом юридического лица.

Исходя из изложенного, Евпаторийским городским советом Республики Крым правомерно вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва», руководствуясь нормами ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ, ст.5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>», ст.18 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в части направления данного решения в территориальную избирательную комиссию <адрес>, в связи с чем суд не усматривает оснований о признании принятого решения – незаконным.

Административным истцом заявлены также требования о признании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу », - незаконным.

Из пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 128/1201-1, принятым в соответствии со статьёй 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 18 статьи 47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>», ФИО2 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета РК второго созыва по одномандатному избирательному округу . Основанием для отказа в регистрации кандидата послужило признание недостоверными подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, в том числе к Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу », мотивируя свои требования тем, что печать в данном решении является недействительной, не соответствует ГОСТ.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, может быть подано в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения и в силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данный срок восстановлению не подлежит независимо от причин их пропуска.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии <адрес> об отказе в регистрации кандидата от ДД.ММ.ГГГГ, подано в суд ДД.ММ.ГГГГ августа 2019 года, то есть с пропуском десятидневного срока обжалования.

С учетом того, что в силу пункта 8 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ, предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд, такое обращение не может прерывать течение срока, определенного законом для оспаривания в судебном порядке решения избиратель ной комиссии об отказе в регистрации кандидата.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав пропущен в части признания решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановление пропущенного срока невозможно, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, судом установлено, что решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу , явилось предметом рассмотрения в суде. Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО2 отказано, определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, т.е. имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Поскольку требования о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно определить способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и устранения последствий допущенных нарушений путем формирования избирательной комиссии муниципального образования являются производными от первого и второго требований, они подлежат отклонению в виду отказа в основных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым о признании решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва» в части п.2.2. «о направлении настоящего решения в территориальную избирательную комиссию <адрес>» и решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу », - незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия– отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы, в предусмотренном ст.298 КАС РФ порядке, через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Т.Д.Ротко

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.