ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1995/20 от 16.07.2020 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело а-1995/2020

УИД: 37RS0-27


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2020 года <адрес>

Фрунзенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: Лепорской Е.А.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы Роскомнадзора по <адрес> о признанииинформации, распространяемойвсетиИнтернет,запрещеннойк распространению на территории Российской Федерации,


у с т а н о в и л :

<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше административным заявлением по тому основанию, что в нарушение положений федерального законодательстваинтернет-сайты – «https://revbel.org/2018/02/instruktsiya-po-izgotovleniyu-vzryvpaketa/», «https://survinat.ru/2018/01/vzryvpakety-naznachenie-obshhee-ustrojstvo-princip/» (далее Сайты) содержитинформацию,запрещеннуюк распространению на территории Российской Федерации.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства обинформации,информационныхтехнологиях и о защитеинформации, а также законодательства в сфере выявления и пресечения незаконной деятельности в сети «Интернет». В ходе проведения проверки были выявлены указанные вышеСайты, на которых размещены запрещенные видеоролики и информация, пропагандирующие такие противоправные деяния как способы изготовлениявзрывныхустройств, а именно технологии изготовления самодельных гранат из подручных материалов, бомб, взрывчаток. Определить количество граждан, желающих посетить указанный сайт, невозможно. Таким образом, информация в частности, видеоролики о способах изготовлениявзрывныхустройствс приведением технологии изготовления самодельных гранат из подручных материалов, бомб, взрывчаток нарушает права неопределенного круга лиц. В данном случае существует реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, поскольку в результате террористического акта на объекте, где будут использоваться самодельныевзрывныеустройства, может пострадать неопределенное количество граждан, круг которых индивидуализировать не представляется возможным. Изложенное является нарушением ст. 15.1 ФЗ «Обинформации,информационныхтехнологиях иозащитеинформации» от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ. В связи с чем, в целях защиты прав граждан, прокурор просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>ФИО2 суду пояснила, что заявленные требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просит их удовлетворить, дополнив, что при осуществлении проверки достоверности размещеннойинформациина указанных выше Интернет-ресурсах установлено, что по указанным URL адресам информацияоб изготовлении взрывныхустройств доступна и в настоящее время.

Представитель административного ответчика - Управления федеральной службы Роскомнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Изучив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу ст.3 КАС РФзадачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст.4 КАС РФкаждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей39Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений ст.2Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Обинформации,информационныхтехнологиях и защитеинформации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ)информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связиинформации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и инойинформации, содержащейся винформационнойсистеме, доступ к которой обеспечивается посредствоминформационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

В силу части 1 статьи 9 указанного закона, ограничение доступа кинформацииустанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями пункта 2.1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что порядок идентификацииинформационныхресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа кинформационнымресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемойинформацииоб ограничении доступа кинформационнымресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовойинформации, массовых коммуникаций,информационныхтехнологий и связи.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона распространениеинформацииосуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст.15ФЗ № 149-ФЗ передачаинформациипосредством использованияинформационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространениюинформациии охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайтах «https://revbel.org/2018/02/instruktsiya-po-izgotovleniyu-vzryvpaketa/», «https://survinat.ru/2018/01/vzryvpakety-naznachenie-obshhee-ustrojstvo-princip/»

размещенаинформация, обладающая признакамизапрещеннойк распространению на территории Российской Федерации, а именно на указанных интернет-ресурсах размещенаинформацияо способах изготовления взрывныхустройствс приведением технологий изготовления самодельных гранат из подручных материалов, бомб, взрывчаток, а также призывы к разжиганию межнациональной розни, о превосходстве различных государств и религий над иными, отличными от своей.

При этом статьей223.1Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, переделка или ремонтвзрывныхустройств.

В силу ст.1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст.2Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических,информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Концепция), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации, а также граждане оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии с указанной Концепцией, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности.

Пунктом 15 Концепции определено, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в том числе, задачи по разработке мер и осуществление по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в силу п. 3 ст.1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либоинформацияна иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст.1Федерального закона № 114-ФЗ под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимаются, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Согласно ст.3Федерального закона № 114-ФЗ противодействие экстремистской деятельности осуществляется, в том числе, путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Статьей12Федерального закона № 114-ФЗзапрещаетсяиспользование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В связи с изложенным, существует реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, поскольку в результате террористического акта на объекте, где будут использоваться самодельныевзрывныеустройства, может пострадать неопределенное количество граждан, круг которых индивидуализировать не представляется возможным.

Статьями205,205.3,205.4,205.5Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за терроризм, как преступление против общественной безопасности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что интернет-ресурсы «https://revbel.org/2018/02/instruktsiya-po-izgotovleniyu-vzryvpaketa/», «https://survinat.ru/2018/01/vzryvpakety-naznachenie-obshhee-ustrojstvo-princip/» доступны, соответственно, предоставляют возможность доступа к ним неопределенному кругу лиц.

Входы на сайты «https://revbel.org/2018/02/instruktsiya-po-izgotovleniyu-vzryvpaketa/», «https://survinat.ru/2018/01/vzryvpakety-naznachenie-obshhee-ustrojstvo-princip/» являются свободными, не требуют предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь.Информацияна сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение даннойинформацииотсутствует.

Таким образом, распространение даннойинформациинарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, создает угрозу общественной безопасности.

Размещенная на сайтеинформацияпобуждает граждан совершать преступления, способствует их противоправному поведению.

Предоставление возможности интернет-доступа кинформации, за использование которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространениемзапрещеннойинформации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что размещеннаязапрещеннаяинформациянаходится в открытом доступе, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о признании соответствующейинформациизапрещеннойк распространению на территории Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащиминформацию, распространение которой в Российской Федерациизапрещено, в соответствии с требованиями статьи15.1ФЗ № 149-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ создана и ведется единая автоматизированнаяинформационнаясистема «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерациизапрещено».

Полномочия по созданию, формированию и ведению данного единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. В настоящее время деятельность по ведению реестра осуществляет центральный аппарат Роскомнадзора. На территориальные органы Роскомнадзора также возложены функции по введению в единый реестр вступивших в законную силу решений судовопризнанииинформации,запрещеннойк распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 15.1 вышеуказанного закона основаниями для включения доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерациизапрещено, в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение судаопризнанииинформации, распространяемой посредством сети «Интернет»,информацией, распространение которой в Российской Федерациизапрещено.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, функционирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страницсайтовв информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицироватьсайтыв информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию,распространениекоторой в Российской Федерациизапрещено» (далее – Правила).

В соответствии с п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страницсайтовинформационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицироватьсайтыв информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию,распространениекоторой в РФзапрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, одним из оснований включения в указанный Единый, является вступившее в законную силу решение суда о признании,распространяемойпосредством сети Интернет, информации запрещенной.

При таких обстоятельствах, а также, учитывая, что возможность установления владельца сайтов и хостинг-провайдера отсутствует, и как следствие, защита прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц иным способом невозможна, суд считает требования, предъявленные административным истцом к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы Роскомнадзора по <адрес> о признанииинформации, распространяемойвсетиИнтернет,запрещеннойк распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признатьинформацию, размещенную посредствоминформационно-коммуникационной сети Интернет по сетевым адресам «https://revbel.org/2018/02/instruktsiya-po-izgotovleniyu-vzryvpaketa/», «https://survinat.ru/2018/01/vzryvpakety-naznachenie-obshhee-ustrojstvo-princip/», информацией, распространение которой на территории Российской Федерациизапрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационныхтехнологий и массовых коммуникаций по <адрес> включить указанные сетевые адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети “Интернет”, содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерациизапрещено.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья: /С.К.Орлова/