ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-199/20 от 27.05.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Волошенко Г.Д. дело а-199/2020

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 27 мая 2020 года

Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев жалобу защитника Индивидуального предпринимателя ФИО1 … по доверенности - Гудиевой Л.Р. на постановление судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 17 марта 2020 года,

установил:

постановлением судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 17 марта 2020 года Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, защитник Гудиева Л.Р. просит постановление судьи отменить, как незаконное, дибо изменить назначенное ИП ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Одновременно с жалобой защитником Гудиева Л.Р. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.

Частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку, в частности, физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ установлено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 4 статьи 30.3 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что копию обжалуемого постановления судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 17 марта 2020 года ФИО1 получил 20 марта 2020 года.

Жалоба на постановление судьи направлена в Буденновский городской суд Ставропольского края посредством почтовой связи 07 апреля 2020 года, то с с пропуском срока, установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 года № 1339-О разъяснено, что часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса, не предполагает возможность произвольного удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Заявляя ходатайство восстановления срока на подачу жалобы, заявитель указал, что срок обжалования им пропущен ввиду введения Постановлением губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 года N 119 на территории Ставропольского края «О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» режима самоизоляции, что предполагало не покидать место проживания (пребывания).

Таким образом, прихожу к выводу о наличии оснований для восстановления защитнику Гудиевой Л.Р. срока обжалования постановления.

Изучив материалы об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности послужили выводы о том, что в УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю посредством почты России от работодателя ИП ФИО1 03 октября 2019 года направлена форма уведомления о заключении 30 сентября 2019 года трудового договора с иностранной гражданкой, имеющей гражданство Республики Армения, а именно: в разделе 1 уведомления не указан территориальный орган МВД и место нахождения (жительства) работодателя; в разделе 2.9 не указан индекс; в разделе 3.1 неверно указаны сведения о наименовании международного соглашения или ссылка на акт законодательства Российской Федерации и добавлена строка, при этом не использован добавочный лист; в разделе 3.4 не указан индекс места осуществления трудовой деятельности.

Усмотрев в действиях ИП ФИО1 нарушение миграционного законодательства, выразившееся в подаче уведомления с нарушением порядка уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином и полагая, что действия ИП ФИО1 образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, административный орган составил протокол 26АВ № 0090970 от 03 декабря 2019 года.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела и назначении ИП ФИО1 административного наказания судьей суда первой инстанции не учтено следующее.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

Определением Врио начальника отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по городу Железноводску ФИО2 от 21 января 2020 года об исправлении допущенных ошибок в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 названного Кодекса, в протокол по делу об административном правонарушении внесены следующие изменения: в разделе 1 уведомления не указан территориальный орган МВД и место нахождения (жительства) работодателя; в разделе 2.9 не указан индекс; в разделе 3.1 неверно указаны сведения о наименовании международного соглашения или ссылка на акт законодательства Российской Федерации и добавлена строка, при этом не использован добавочный лист; в разделе 3.4 не указан индекс места осуществления трудовой деятельности.

Однако подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 29.12.1 названного Кодекса установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении.

Приведенная правовая норма не применима к случаям устранения недостатков в протоколе об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Между тем в материалах дела данные о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены должностным лицом административного органа в при участии лица, привлекаемого к административной ответственности - ИП ФИО1, отсутствуют.

Более того, внесение изменений в протокол об административном правонарушении в части описания события правонарушения, указания времени и даты совершения административного правонарушения произведено не лицом, составившим процессуальный документ, а иным должностным лицом, которым не сделана запись о разъяснении лицу привлекаемому к административной ответственности его прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, о представлении возможности дать объяснение и замечания по содержанию протокола.

Требования статьи 28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты ИП ФИО1 не обеспечена.

Изложенным доказательствам судьей суда первой инстанции надлежащая правовая оценка не дана.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако, оставлено судьей суда первой инстанциии без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.

Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 КАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

ходатайство защитника Гудиевой Л.Р. о восстановлении срока обжалования постановления судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 17 марта 2020 года, вынесенного в отношении ИП ФИО1 … по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, удовлетворить.

Постановление судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 17 марта 2020 года, вынесенное в отношении ИП ФИО1 … по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу защитника Гудиевой Л.Р. удовлетворить частично.

Судья краевого суда Ш.А. Бостанов