ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1/20 от 15.01.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

а-1/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2020 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.А.,

с участием прокурора Филатовой А.П.,представителя административного истца Бахаревой Е.В., представителя административного ответчика Сахнова В.Н., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Клюквиной Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании недействующим решения Совета Костомукшского городского округаII созыва от 22 ноября 2012 г. № 144-СО «Об утверждении Генеральногоплана Костомукшского городского округа» (в редакции решения Совета Костомукшского городского округа от 28 августа 2014 г. № 372-СО) в части,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (далее – Рослесхоз) с учетом измененных в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)требований обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим решенияСовета Костомукшского городского округаII созыва от 22 ноября 2012 г. № 144-СО«Об утверждении Генеральногоплана Костомукшского городского округа» (в редакции решения Совета Костомукшского городского округа от28 августа 2014 г. № 372-СО)в части включения в границы населенного пункталесных участков в квартале 120 (выделы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13), в квартале 121 (выделы 1, 2, 3,16, 18, 19, 20, 21, 24, 26, 32, 36, 44, 46, 52, 53, 54), в квартале 128 (выделы 1, 2, 3, 4, 6), в квартале 129 (выделы 1, 2, 3, 4, 5), в квартале 130 (выделы 1, 2, 3, 5, 7), в квартале 131 (выделы 1, 3, 5, 7, 8), в квартале 136 (выделы 1, 2, 3, 7) Костомукшского лесничества Ладвозерского участкового лесничества Республики Карелия, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Административный иск мотивирован несоответствием требований к принятию генерального плана городского округаположениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 сентября 2010 г. № 736 (далее - Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства), Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденногоприказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69(далее - Порядок согласования), поскольку находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы муниципального образования без соответствующего согласования проекта генерального плана в Рослесхозе, что фактически изменило целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, препятствующее осуществлению полномочий федеральных органов государственной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

В судебном заседании представитель РослесхозаБахарева Е.В. просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Сахнов В.Н. возражал против удовлетворения административного иска, считая допущенные при принятии решения Совета Костомукшского городского округаII созыва от 22 ноября 2012 г. № 144-СО нарушения федерального законодательства устраненными путем принятия Советом Костомукшского городского округа решения от 28 августа 2014 г. № 372-СО. Границы Костомукшскогогородского округа поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства и земли лесного фонда в его границы не включены.

Представительзаинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Клюквина Ю.Н. считала административный иск подлежащим частичному удовлетворению, поскольку в настоящее время в границы Костомукшского городского округа включены лесные участки в 121 квартале (выделы 16, 18, 19, 52, 53, 54)Костомукшского лесничества Ладвозерского участкового лесничества Республики Карелия.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора Филатовой А.П., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 26 статьи 16, части 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексомРоссийской Федерации, иными федеральными законами), разрешений наввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Костомукшский городской округ» (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения является Совет Костомукшского городского округа (статья 24).

К компетенции Совета Костомукшского городского округа, относится принятие генерального плана Костомукшского городского округа(статья 26 Устава).

В силу статей 24 и 32ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана) генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта генерального плана и правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Генеральный план и правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Судом установлено, что в рамках предоставленных Совету Костомукшского городского округа полномочий принято решение от 22 ноября 2012 г. № 144-СО«Об утверждении ГенеральногопланаКостомукшского городского округа», которое опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Костомукшского городского округа 30 ноября 2012 г. № 11/50. В последующем в указанное решение внесены на основании решенияот 28 августа 2014 г. № 372-СО «О внесении изменений в генеральный план Костомукшского городского округа»изменения. В Сборнике муниципальных правовых актов Костомукшского городского округа 05 сентября 2014 г. № 7(72) опубликовано решение от 28 августа 2014 г. № 372-О.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в действующей редакции принят уполномоченным органом в установленной форме, подписан главой муниципального образования.

Указанными решениями утверждены границы Костомукшского городского округа.

В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о границах населенного пункта г. Костомукша муниципального образования «Костомукшский городской округ» реестровый номер 10:04-4.6. Данные сведения внесены 08 сентября 2015 г. в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Вместе с тем, судом установлено, что утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ.

В силу части 8 статьи 24 ГрКРФ подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.

В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт2 часть 1 статьи 25 ГрК РФ).

Согласно пунктам 2.3 и 2.4 Порядка согласования при поступлении в Министерство регионального развития России хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.

В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования. Поступившее заключение, содержащее положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана, в силу части 9 статьи 24 ГрК РФ,принимает решение о создании согласительной комиссии.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства Рослехозявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. В полномочия Рослесхоза до 01 января 2015 г. входило согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

В пунктах 5.4.2 и 5.4.3 вышеназванного положения за административным истцом сохранены полномочия по рассмотрению проектов генеральных планов поселений и подготовке заключений в пределах своей компетенции, а также по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Таким образом, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменения категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Поскольку лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим, постольку правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля2010 г. № 238-О-О.

Согласно представленному ответу из Министерства экономического развития Российской Федерации проект оспариваемого генерального плана к ним для согласования не направлялся. Рослесхоз направил отрицательное заключение. Данные обстоятельства подтверждаются и административным ответчиком.

Установлено, что в границы земельного участка с кадастровым номером (...) из категории земель лесного фонда общей площадью (...) га, расположенного по адресу: (...), находящиеся в федеральной собственности, входят лесные участки, расположенные в 121квартале Костомукшского лесничества Ладвозерского участкового лесничества Республики Карелия. При этом в ранее утвержденном генеральном плане в границы территории городского округа входили лесные участки, заявленные в административном исковом заявлении, которые решением от 28 августа 2014 г. № 372-СО были выведены из границ территории городского округа.

Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» путем картографического наложения материалов лесоустройства на границы определенные в приложении 1Схема планируемых границ функциональных зон города Костомукша муниципального образования «Костомукшский городской округ» Республики Карелия в границах населенного пункта,выявлено частичное наложение границ населенного пункта, входящих в состав муниципального образования, установленных генеральным планом, и границ лесных участков.Отнесение земельных участков к участкам лесного фонда, местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 25 декабря 2007 г., выписками из государственного лесного реестра, основанными на материалах лесоустройства, картами-схемами расположения и границами лесных участков, а именно квартал 121 (выделы16,18,19, 20, 24, 52, 53, 54).

При этом суд учитывает, что в силу статьи 7 ЛК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана) лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам.

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 ст.47 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенныйсоответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Нахождение в границах муниципального образования лесных участков в квартале 121 административным ответчиком не опровергнуто, в связи с чем доводы в этой части суд признает необоснованными.

При этом доводы административного истца о нахождении в границах г. Костомукша лесных участков в квартале 120 (выделы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13), в квартале 121 (выделы 1, 2, 3, 21, 26, 32, 36, 44, 46), в квартале 128 (выделы 1, 2, 3, 4, 6), в квартале 129 (выделы 1, 2, 3, 4, 5), вквартале 130 (выделы 1, 2, 3, 5, 7), в квартале 131 (выделы 1, 3, 5, 7, 8), в квартале 136 (выделы 1, 2, 3, 7) Костомукшского лесничества Ладвозерского участкового лесничества Республики Карелия опровергаются материалами дела. Данные участки в состав муниципального образования не входят.

С учетом требований федерального законодательства отсутствие согласования проекта генерального планагородскогоокруга с Рослесхозом является существенным нарушением порядка подготовки указанного документа территориального планирования.

Поскольку при подготовке проекта генерального плана муниципального образования нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура его согласования с Рослесхозом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований частично.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) удовлетворить частично.

Признать не действующим решение Совета Костомукшского городского округаII созыва от 22 ноября 2012 г. № 144-СО «Об утверждении Генеральногоплана Костомукшского городского округа» (в редакции решения Совета Костомукшского городского округа от 28 августа 2014 г. № 372-СО)в части включения в границы населенного пункта лесных участков в квартале121(выделы 16,18,19, 20, 24, 52, 53, 54)Костомукшского лесничества Ладвозерского участкового лесничества Республики Карелия, со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Обязать Совет Костомукшского городского округа опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 23 января 2020 г.