ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-201/17 от 02.11.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело а-201/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Римского Я.А.,

при секретаре Деменевой А.О.,

с участием прокурора Бекетовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» к Думе города Владивостока, заинтересованные лица администрация города Владивостока, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, департамент градостроительства Приморского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 в части,

у с т а н о в и л:

Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее – Правила землепользования и застройки), первоначальный текст документа опубликован в изданиях «...» ), ДД.ММ.ГГГГ...ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года № 408.

Общество с ограниченной ответственностью «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» (далее – ООО «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, в редакции решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года № 408, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения войсковой части, общая площадь ... кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> двух территориальных зон: зоны городских лесов и городских лесопарков (Р-1) и зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что ООО «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения войсковой части, общая площадь ... кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись регистрации . Картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки, определено, что данный земельный участок находится в границах двух территориальных зон: зоны городских лесов и городских лесопарков (Р-1) и зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3). Земельный участок с кадастровым номером , поставлен на кадастровый учёт 12 декабря 2012 года. Считает, что установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны Ж-3 и зоны Р-1 не предполагает использование земельного участка, ввиду отсутствия, возможности изменить вид разрешённого использования, а использование данного участка с существующим видом разрешённого использования «для размещения войсковой части» не возможно для коммерческой организации. Кроме того, по мнению административного истца Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в оспариваемой части прямо противоречат требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в связи с чем, они подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения административного дела представитель ООО «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» административные исковые требования уточнила, просила признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, в первоначальной редакции.

Представитель административного истца ООО «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» - ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, по существу пояснила, что несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учёт 12 декабря 2012 года, он был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером , границы которого были определены ещё в 2007 году. Соответственно, при принятии решения об утверждении Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа на территории Владивостокского городского округа, координаты первоначального земельного участка должны были учитываться. Спорный земельный участок за границы прежнего земельного участка не выходил.

Представитель Думы города Владивостока – ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, по доводам указанных в ранее представленных письменных возражениях. Дополнительно указал, что решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа» в части установления территориальных зон принято в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением установленной процедуры.

Представитель администрации города Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее – УГА администрации города Владивостока) – ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам указанным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учёт 12 декабря 2012 года, то есть спустя два года после принятия оспариваемого решения. На момент принятия Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа в 2010 году спорный земельный участок не существовал как объект права, в связи с чем орган местного самоуправления не имел возможности его учесть. Считает довод о том, что первоначальный земельный участок, был поставлен на кадастровый учёт в 2007 году, в связи с чем, он должен был быть учтён при принятии оспариваемого решения, не обоснован, поскольку данный земельный участок имел статус «ранее учтённый», его границы были изменены в 2012 году. Координаты, указанные в кадастровом паспорте, не могли быть учтены, поскольку являлись ориентировочными и находились не в той системе координат, которая использовалась при принятии Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа.

Представитель департамента градостроительства Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела извещён надлежащем образом.

Выслушав объяснения представителя ООО «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» - ФИО1, возражения представителя Думы города Владивостока – ФИО2, представителя администрации города Владивостока, УГА администрации города Владивостока - ФИО3, а также заключение прокурора Бекетовой В.А. полагавшей, что оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части не имеется, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ), при этом, под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

Частью 1 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).

7 апреля 2010 года Решением Думы города Владивостока № 462 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании – газете «...», ДД.ММ.ГГГГ Данные Правила землепользования и застройки в настоящее время действуют в редакции Решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года № 408.

Статьёй 19 Правил землепользования и застройки установлены виды территориальных зон и их кодовые обозначения.

Территориальная зона с кодовым обозначением Ж-3 является зоной застройки многоэтажными жилыми домами (подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 19).

Территориальная зона с кодовым обозначением Р-1 является зоной городских лесов и городских лесопарков (подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 19)

Статьёй 18 Правил землепользования и застройки определён состав карты градостроительного зонирования, включая «Карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое».

Принятию Правил землепользования и застройки в соответствии со статьёй 31 ГрК РФ предшествовало проведение публичных слушаний, назначенных Постановлением Главы города Владивостока от 31 августа 2009 года № 971, результаты, которых были утверждены заключением соответствующей комиссии от 9 декабря 2009 года.

Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, ООО «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 28 декабря 2015 года № 66/15 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения войсковой части, общая площадь ... кв.м, адрес (местонахождение) объекта: местоположение: <адрес> о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации

Исходя из сведений «Карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа», «Схемы функционального зонирования территории» представленных представителем департамента градостроительства Приморского края и представителем администрации города Владивостока, УГА администрации города Владивостока, земельный участок с кадастровым номером , находится в двух территориальных зонах: зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1) и зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3). Данное обстоятельство также не оспаривается представителем административного ответчика.

На кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером площадью ... кв.м, был поставлен 12 декабря 2012 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями его кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт уже после вступления в силу Правил землепользования и застройки в редакции Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года.

Согласно представленного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю (далее - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю) кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером , спорный земельный участок был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером

Оспаривая Правила землепользования и застройки в редакции от 7 апреля 2010 года административный истец указывает на то, что данный нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования в нарушение требований части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункта 2 статьи 85 ЗК РФ незаконно отнёс земельный участок с кадастровым номером к двум территориальным зонам, поскольку государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером в результате раздела которого образовался спорный земельный участок, осуществлён в 2007 году.

Однако земельный участок с кадастровым номером в соответствии со сведениями предоставленными Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по Приморскому краю) поставлен на кадастровый учёт 25 сентября 2007 года. При постановке на кадастровый учёт данного земельного участка площадь являлась ориентировочной и подлежала уточнению при межевании. Решение об уточнении местоположения границ земельного участка принято 3 сентября 2012 года на основании заявления об учёте изменений земельного участка, в соответствии с информацией содержащейся в межевом плане, предоставленном с заявлением. По заявлению уточнено местоположение границ земельного участка. Кроме того согласно представленному представителем административного истца кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером от 5 мая 2007 года и кадастровой выписке на указанный земельный участок от 3 сентября 2012 года, площадь земельного участка с кадастровым номером была изменена.

Таким образом, при принятии 7 апреля 2010 года Правил землепользования и застройки, установивших границы территориальных зон Р-1 и Ж-3, Дума города Владивостока объективно не имела возможности учесть месторасположение границ земельного участка с кадастровым номером , поскольку каких-либо сведений о них в государственном кадастре недвижимости на тот момент не имелось.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки в редакции Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 приняты уполномоченным представительным органом муниципального образования с соблюдением установленной процедуры их принятия, а также порядка их официального опубликования. В оспариваемой административным истцом части Правила землепользования и застройки в редакции Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа муниципального образования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «ВЛАДСТРОЙЗАКАЗЧИК» о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 (в редакции Решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения войсковой части, общая площадь ... кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> двух территориальных зон: зоны городских лесов и городских лесопарков (Р-1) и зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), отказать.

Обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом решении в официальном печатном издании данного представительного органа муниципального образования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Я.А. Римский