ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-201/20 от 23.01.2020 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД 23RS0-61

К делу а-201/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

23 января 2020 года <адрес>

Лазаревский районный суд <адрес> края, в составе:

Председательствующего Мороз А.П.

при секретаре ФИО6

с участием:

ФИО2 административного ответчика ФИО8

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>, администрации <адрес> и ФИО2<адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально ФИО3 обратилась в Лазаревский районный суд <адрес> с заявлением в порядке главы 22 КАС РФ, в котором просит признать незаконным решение администрации <адрес> об изменении зонирования земельного участка общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, с территориальной зоны «Ж4» – многоэтажная жилая застройка до 36 метров на территориальную зону «Ж2» – малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров; признать, что земельный участок общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, расположен в территориальной зоне «Ж4» – многоэтажная жилая застройка до 36 метров; обязать администрацию <адрес> вынести постановление по изменению вида разрешенного использования названного земельного участка с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «размещение многоквартирного жилого дома».

В обоснование своих требований ФИО3 указывает, что ей принадлежит земельный участок общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. Согласно информационной справки о градостроительном зонировании территории от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-3» – зона среднеэтажной жилой застройки до 7 этажей. ДД.ММ.ГГГГ ею в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки <адрес> подано заявление о рассмотрении возможности перевода земельного участка из территориальной зоны «Ж-3» в территориальную зону «Ж-4». ДД.ММ.ГГГГ департамент сообщил ей о том, что на сессии ФИО2 Сочи от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, которыми земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204020:96 переведен из территориальной зоны «Ж-3» в зону «Ж-4». В этой связи административным истцом подано заявление об изменении вида разрешенного использования данного участка с «индивидуальное жилищное строительство» на «строительство многоквартирного дома». Между тем, согласно полученных ею сведений ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий ей земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2» – малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров. На обращение административного истца департамент сообщил ей, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204020:96 находится в территориальной зоне «Ж-2», в связи с чем осуществить его перевод в территориальную зону «Ж-4» не представляется возможным. Поскольку ФИО3 заявлений по вопросу перевода ее участка в территориальную зону «Ж2» не подавала и публичные слушания по данному вопросу не проводились, административный истец полагает незаконным данное решение. Изложенное явилось поводом для обращения ФИО3 в суд с настоящими требованиями.

Впоследствии ФИО2 административного истца ФИО3 - ФИО7 уточнил административные исковые требования и просит признать, что земельный участок общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, расположен в территориальной зоне «Ж4» - многоэтажная жилая застройка до 36 метров и обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> внести в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи в отношении земельного участка общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, в раздел IV (Правила землепользования и застройки <адрес>) заменить информацию с «В соответствии с правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением ФИО2 Сочи от 29.12.2009г. (с последующими изменениями) земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2» - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров» на «В соответствии с правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением ФИО2 Сочи от 12.12.2011г. земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка высотой до 36 метров».

Административный истец ФИО3, будучи надлежаще извещена о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явилась.

ФИО2 администрации <адрес>ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержав отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>.

ФИО2 ответчиков Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>, будучи надлежаще извещены о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении дела слушанием не обращались. ФИО2<адрес> письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении требований административного иска просили отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования ФИО3 не обоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204020:96 площадью 2299 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, а также находящегося на нем объекта незавершенного строительства площадью застройки 845,8 кв.м., созданного на основании разрешения на строительство №RU 23309-133-Ц/135и-2007, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и 23/264/002/2018-6871.

ФИО3 обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи в части изменения территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204020:96 из зоны Ж-2 в зону Ж-4.

Решением Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.01-18/369876 ФИО3 отказано во внесении указанных изменений.

Отказ мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом ФИО2 округа <адрес>, утвержденным решением Городскогоь ФИО4 Сочи от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок находится в зоне усадебной застройки, в которой не предполагается высотное строительство.

Решением Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО3 удовлетворен. Признано незаконным решение администрации <адрес> об изменении территориальной зоны земельного участка площадью 2 299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, с зоны «Ж4» (многоэтажная жилая застройка до 36

метров) на зону «Ж2» (малоэтажная жилая застройка до 15 метров). Суд признал, что земельный участок общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, расположен в территориальной зоне «Ж-4», обязав администрацию обеспечить учет при градостроительном зонировании того обстоятельства, что <адрес> земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204020:96 расположен в территориальной зоне «Ж-4», а также обеспечить внесение соответствующих изменений в федеральную государственную информационную систему, в том числе информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, ведение которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования». Суд обязал администрацию <адрес> вынести постановление по изменению вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение многоквартирного жилого дома».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Постановлением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Лазаревский районный суд <адрес> в ином составе судей.

Решением Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО3 удовлетворен. Суд признал, что земельный участок общей площадью 2299 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, расположен в территориальной зоне «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка до 36 метров, обязав Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> внести в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи в отношении земельного участка общей площадью 2299 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0204020:96, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, в раздел IV (Правила землепользования и застройки <адрес>) заменить информацию с «В соответствии с правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением ФИО2 Сочи от 29.12.2009г. (с последующими изменениями) земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2» - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров» на «В соответствии с правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением ФИО2 Сочи от 12.12.2011г. земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка высотой до 36 метров».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Постановлением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Лазаревский районный суд <адрес> в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела, судом установлено, что согласно информационной справки Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204020:96, в соответствии с правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением ФИО2 Сочи от 29.12.2009г. , расположен в территориальной зоне «Ж-3» - зона среднеэтажной жилой застройки до 7 этажей.

ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратилась в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> с заявлением о рассмотрении возможности перевода указанного земельного участка из территориальной зоны «Ж-3» в территориальную зону «Ж-4».

Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГФИО3 сообщено, что администрацией <адрес> направлено предложение о необходимости подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО г.-к. Сочи, утвержденные решением ФИО2 Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат обсуждению на публичных слушаниях.

Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО г.-к. Сочи в части изменения зонирования земельного участка направлен в ФИО2 Сочи для утверждения.

Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 сообщено, что проект постановления утвержден на сессии ФИО2 Сочи ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя административное исковое заявление, судебные инстанции неверно исходили из того, что порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО г.-к. Сочи относительно территориальной зоны указанного земельного участка с «Ж-3» на «Ж-4» был соблюден в полном объеме. После утверждения таких изменений на сессии ФИО2 Сочи (ДД.ММ.ГГГГ) соответствующие изменения являются обязательными к применению, для чего должны быть внесены в ИСОГД.

Судебные инстанции пришли к выводу о том, что невнесение сведений в ИСОГД в части изменения зонирования земельного участка нарушает права ФИО3 на использование своего земельного участка в соответствии с правовой документацией.

Однако, президиум краевого суда указал, что судами нарушены нормы материального и процессуального права.

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки ФИО2 округа относится к вопросам местного значения ФИО2 округа, по которым представительный орган местного самоуправления ФИО2 округа принимает муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

В силу ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (п. 2 ч. 1 ст. 18, п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилой; общественно-деловой; производственной; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационной; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Судом установлено, что проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО г.-к. Сочи в части изменения зонирования земельного участка ФИО3 утвержден на сессии ФИО2 Сочи ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному проекту земельный участок административного истца, находящийся в территориальной зоне «Ж-3», переведен в территориальную зону «Ж-2».

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Указанный земельный участок никогда не находился в территориальной зоне «Ж-4».

Кроме того, поскольку вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления, суд не должен подменять государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями в сфере градостроительной деятельности, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.

Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений:

-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности принятого административным ответчиком решения об отказе в изменении территориальной зоны спорного земельного участка, в связи с чем требования административного истца следует признать необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>, администрации <адрес> и ФИО2<адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Мороз А.П.