ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2044/19 от 17.09.2019 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-2044/19

УИД 23RS 0-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

«17» сентября 2019 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего

Радченко Д.В.,

при секретарес участием представителя админ. истцаФИО2, действующий на основании доверенности <адрес>8 от 28.04.2018г.

ФИО4ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> о признании незаконным отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости постановке земельного участка на кадастровый учет,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>, в котором просит признать решение от 30.04.2019 г. об отказе по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 600 кв.м., под ИЖС, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, село, Нижняя Волконка, б/н, расположенный по смежеству с участком с кадастровым номером: 23:49:0503002:611, находящийся в пользовании у гражданина ФИО2 - незаконным. Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> сформировать и поставить на Кадастровый учет земельный участок площадью 600 кв.м., под ИЖС, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, село, Нижняя Волконка, б/н, расположенный по смежеству с участком с кадастровым номером: 23:49:0503002:611, находящийся в пользовании у гражданина ФИО2

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, страница 92 строка 164 ФИО2, был предоставлен земельный участок б/н под ИЖС. Категория земель: земли населенных пунктов, площадью 600 кв.м, расположенный по <адрес> в с. Н. Волконка, б/н, о чем в похозяйственной книге совхоза «Лазаревский» от 1990 года, была сделана соответствующая запись, что подтверждается выпиской из земельношнуровой книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ выданной ЗАО «Шапсугский чай». Три раза административный истец обращался в МАУ МФЦ по <адрес> с заявлением поставить вышеуказанный участок, на кадастровый учет и получал отказы по следующей причине - что предоставленная выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует форме утвержденной приказом министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился к главе <адрес>ФИО5 с заявлением: сформировать и поставить на Кадастровый учет с дальнейшим предоставлением в собственность без проведения торгов вышеуказанный земельный участок. Отказ был получен спустя 4 месяца ДД.ММ.ГГГГ Отказа был мотивирован тем, что бюджет <адрес> на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сформирован с соблюдением принципа сбалансированности бюджета, определенного статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в строгом соответствии с постановлением администрации <адрес> «О порядке составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период» на основании основных показателей Р прогноза социально-экономического развития <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период, соответствующих предложений главных распорядителей бюджетных средств по финансовому обеспечению действующих и принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде, обоснований бюджетных ассигнований и другой информации, расчетов и материалов, необходимых для составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период. Таким образом, административный истец считает, что нарушены его права.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился. Его представитель ФИО6 пояснил, что заявителю известно о времени и месте судебного заседания, и он желает участвовать в деле через представителя.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 54 и 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО2

Представитель адм. истца по доверенности – ФИО6 в судебном заседании доводы и требования административного иска поддержал и просил эти требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя администрации <адрес>ФИО7 поступило письменное заявление, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, в заявленных требованиях отказать поскольку департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> не является самостоятельным юридическим лицом.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на согласно выписке, из похозяйственной книги ЗАО «Шапсугский чай» от 28.09.2007г. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ стр. 92 строка 164 ФИО2 был предоставлен земельный участок б/н под ИЖС, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 600 кв.м., расположенный по <адрес> в с. Н.Волконка.

Согласно выписке ЗАО «Шапсугский чай» от 28.09.2007г. 3 187 приказом от ДД.ММ.ГГГГ по совхозу Лазаревский и выписке из земельно-шнуровой книги от 28.09.2007г. , за ФИО2 закреплен земельный участок, приусадебный площадью 0,06 га <адрес> КК, согласно поданного заявления.

Письмом главы администрации Кичмайского сельского округа Лазаревского внутригородского сельского округа Лазаревского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО8 сообщается, что приказ ЗАО «Шапсугский чай» от ДД.ММ.ГГГГ на хранение в администрацию округа не поступал. Выписку из похозяйственной книги о наличии у ФИО2 права на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> б/н находящийся в пределах городской зоны, выдать не предоставляться возможным, в связи с тем, что похозяйственные книги по городской черте переданы на государственное хранение в архивный отдел администрации Лазаревского внутригородского района <адрес>.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № П-811 Начальника архивного отдела ФИО9 указано, что приказ директора совхоза «Лазаревский» о ДД.ММ.ГГГГ либо приказ директора АОЗТ «Шапсугский чай» от 2ДД.ММ.ГГГГ не обнаружен, на муниципальное хранение не поступал.

Решениями УФСГ регистрации, кадастра и картографии по Кк Лазаревский отдел <адрес> от 13.03.2015г. , от 02.04.2015г. , от 16.10.2015г. , от 16.10.2015г. отказано во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, поскольку отсутствуют в представленных документах.

Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ш. за подписью заместителя главы администрации <адрес>ФИО8 разъяснено право обращения в уполномоченный орган, а именно в МАУ МФЦ по <адрес> для подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».

Уведомлением УФСГ регистрации, кадастра и картографии по Кк Лазаревский отдел <адрес> от 08.08.2017г. приостановлена государственная регистрация земельного участка общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес> поскольку были предоставлены ксерокопии документов: выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из земельно-шнуровой книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 28.09.2007г., однако указанные документы в качестве правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок не могут быть приняты, так как они не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> от 02.11.2017г. .01-18/3/389 за подписью заместителя директора департамента ФИО10 снова разъяснено право обращения в уполномоченный орган, а именно в МАУ МФЦ по <адрес> для подачи заявления о предоставлении согласовании предоставления земельного участка, заявления о предоставлении земельного участка в собственность.

Решением УФСГ регистрации, кадастра и картографии по Кк Лазаревский отдел <адрес> от 09.08.2018г. отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, поскольку заявителем не предоставлены устанавливающие или подтверждающие право на объект недвижимости на испрашиваемый земельный участок, документы, подтверждающие ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него.

Письмом от 30.04.2019г. за подписью И.о директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес>ФИО11 дан ответ, в котором указано, что основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно или за плату предусмотрены ст. 39.5, 39.3 ЗК РФ Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно» постановлением администрации <адрес> от 27.02.2015г. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов». А также разъяснено наличие права у заявителя обратиться с соответствующим заявление в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес> для получения одной из выше перечисленных муниципальный услуг. В случае если истребимый земельный участок не сформирован, то в целях его формирования заявителю необходимо обратиться в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес> за предоставлением муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Ответ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> от 30.04.2019г. административный истец считает незаконным, так как суть отказа сводится к тому что бюджет <адрес> на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сформирован с соблюдением принципа сбалансированности бюджета, определенного статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в строгом соответствии с постановлением администрации <адрес> «О порядке составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период» на основании основных показателей Р прогноза социально-экономического развития <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период, соответствующих предложений главных распорядителей бюджетных средств по финансовому обеспечению действующих и принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде, обоснований бюджетных ассигнований и другой информации, расчетов и материалов, необходимых для составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период. А также в рамках муниципальной программ <адрес> утверждённой постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении муниципальной программы <адрес> «Разработка градостроительной и землеустроительной документации муниципального образования город-курорт Сочи» выполнения мероприятия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с. Н. Волконка, <адрес> б/н, с целью дальнейшего предоставления в собственность без проведения торгов, не предусмотрено.

Суд находит несостоятельными доводы ФИО2 о том, что письмо от 30.04.2019г. противоречит действующему законодательству, а также нарушает его права, как обладателя объекта недвижимости в продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно ст. 39.5 ЗК РФ Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; 3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков; 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"; 11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа: 1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта; 1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"; 2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации; 3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества; 4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации; 6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса; 7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса; 8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; 9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка; 10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса; 11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно» постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной

собственности, без проведения торгов».

При наличии оснований, заявитель вправе обратиться с

соответствующим заявлением в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес> для получения одной из вышеперечисленных муниципальных услуг.

К заявлению получатель муниципальной услуги прилагает:

Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации

юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок (оригинал для обозрения);

В рамках административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации города, Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Таким образом, сам по себе отказ не нарушают прав административного истца, поскольку он разъясняет о необходимости обращения в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в <адрес> за соответствующей муниципальной услугой в отношении спорного земельного участка предоставления документов для предоставления ему испрашиваемый земельный участок.

При этом следует отметить, что указанный ответ является разъяснением, а не отказом в предоставлении муниципальной услуги, поскольку изначально административный истец обратился с письмом к Главе администрации <адрес>ФИО5

Однако с разъяснением департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> в части сообщения о том, что бюджет <адрес> на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов сформирован суд не может согласиться, поскольку в соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Учитывая изложенное, то обстоятельство, что удовлетворение требований административного иска в заявленном виде будет представлять собой подмену функций органов местного самоуправления судом, а также приведет к нарушению законных прав и интересов заинтересованных лиц и неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований административного иска ФИО2 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> о признании незаконным отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости постановке земельного участка на кадастровый учет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> о признании незаконным отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости постановке земельного участка на кадастровый учет – отказать.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Радченко Д.В.