ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-207(2 от 08.11.2018 Новоузенского районного суда (Саратовская область)

Дело а-207(2)/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 ноября 2018 года с. Александров-Гай

Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Сушинских Е.Г.

при секретаре Абросимовой Л.Х.

с участием прокурора Александрово-Гайского района Кривошеева Д.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному Собранию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать контрольно-счетную комиссию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александрово-Гайского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Муниципальному Собранию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать контрольно-счетную комиссию.

Административное исковое заявление, мотивировано следующими обстоятельствами: прокуратурой Александрово-Гайского района во исполнение Указания прокурора Саратовской области от 24.09.2013 № 72/7-1 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением требований бюджетного законодательства, в том числе при расходовании средств дорожных фондов области, средств, выделенных на поддержку сельхозтоваро-производителей, законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, при исполнении судебных актов по искам к получателям бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации» проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в части осуществления полномочий по муниципальному финансовому контролю, по результатам которой установлено следующее.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, при этом изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования, предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу со дня официального опубликования.

Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ст.ст. 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Согласно ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», данным Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.6 ст. 3 Федерального закона 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом МО и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 18 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области в структуру органов местного самоуправления муниципального района входит контрольный орган муниципального района - контрольно-счетная комиссия муниципального района.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 24 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области к компетенции Муниципального Собрания относится формирование районной контрольно-счетной комиссии, определение в соответствии с настоящим Уставом порядка ее работы и полномочий.

Решением Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области № 203 от 23.09.2014 года об утверждении «Положения о контрольно-счетной комиссии Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области» утверждено соответствующее положение.

В силу ст. 38 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области контрольно-счетная комиссия, в соответствии с Федеральным законом, образуется в целях контроля за исполнением бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета муниципального района, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольно счетная комиссия является контрольно-счетным органом Александрово-Гайского муниципального района, образованным решением Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района.

Согласно ч. 9 ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В п.6 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции является одной из мер по профилактике коррупции.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов, на котором основывается противодействие коррупции в Российской Федерации.

На основании п. 9 ч. 10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В п. 1 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.265 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового Контроля: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль " в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контрольно-счетная комиссия Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области № 203 от 23.09.2014 года.

Согласно ст. 6 Положения, контрольно-счетная комиссия осуществляет следующие полномочия: контроль за исполнением бюджета муниципального района; -экспертиза проектов бюджета муниципального района; внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, а также средств, получаемых бюджетом муниципального района из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному району; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета муниципального района, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета муниципального района и имущества, находящегося в собственности муниципального района; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального района, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципального районе и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения бюджета муниципального района, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Муниципальное Собрание и главе муниципального района; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района; осуществление полномочий внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав муниципального района, в соответствии с соглашениями, заключенными Муниципальным Собранием с представительными органами поселений; анализ данных реестра расходных обязательств муниципального района на предмет выявления соответствия между расходными обязательствами, включенными в реестр расходных обязательств и расходными обязательствами, планируемыми к финансированию в очередном финансовом году в соответствии с проектом бюджета муниципального района; контроль за ходом и итогами реализации программ и планов развития муниципального района; мониторинг исполнения бюджета муниципального района; анализ социально-экономической ситуации в муниципальном районе; содействие организации внутреннего финансового контроля в органах местного самоуправления муниципального района; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции: иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Саратовской области, уставом и иными нормативными правовыми актами Муниципального Собрания района.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной комиссией: в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов. муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального района; в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального района в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителя) и получателей средств бюджета муниципального района, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального района.

Вместе с тем, до настоящего времени контрольно-счетная комиссия Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области фактически не создана (не сформирована) и не осуществляет свои полномочия.

Отсутствие контрольно-счетной комиссии и не осуществление своих полномочий, не проведение экспертиз всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства перед их утверждением, может способствовать нерациональному и нецелевому расходованию бюджетных средств, а также может привести к злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями, проявлению коррупции на различных уровнях власти.

Просит суд признать незаконным бездействие Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по непринятию мер по созданию контрольно-счетной комиссии Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области и возложить на Муниципальное Собрание Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области обязанность по созданию контрольно-счетной комиссии Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Административный ответчик в судебном заседании согласился с административным исковым заявлением.

Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменных доказательств, имеющиеся в материалах административного дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства административного дела установил нижеследующие обстоятельства: прокуратурой Александрово-Гайского района во исполнение Указания прокурора Саратовской области от 24.09.2013 № 72/7-1 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением требований бюджетного законодательства, в том числе при расходовании средств дорожных фондов области, средств, выделенных на поддержку сельхозтоваро-производителей, законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, при исполнении судебных актов по искам к получателям бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации» проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в части осуществления полномочий по муниципальному финансовому контролю, по результатам которой установлено следующее.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, при этом изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования, предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу со дня официального опубликования.

Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ст.ст. 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Согласно ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», данным Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.6 ст. 3 Федерального закона 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом МО и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 18 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области в структуру органов местного самоуправления муниципального района входит контрольный орган муниципального района - контрольно-счетная комиссия муниципального района.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 24 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области к компетенции Муниципального Собрания относится формирование районной контрольно-счетной комиссии, определение в соответствии с настоящим Уставом порядка ее работы и полномочий.

Решением Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области № 203 от 23.09.2014 года об утверждении «Положения о контрольно-счетной комиссии Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области» утверждено соответствующее положение.

В силу ст. 38 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области контрольно-счетная комиссия, в соответствии с Федеральным законом, образуется в целях контроля за исполнением бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета муниципального района, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольно счетная комиссия является контрольно-счетным органом Александрово-Гайского муниципального района, образованным решением Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района.

Согласно ч. 9 ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В п.6 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции является одной из мер по профилактике коррупции.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов, на котором основывается противодействие коррупции в Российской Федерации.

В силу п. 9 ч. 10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.265 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового Контроля: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль " в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контрольно-счетная комиссия Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области № 203 от 23.09.2014 года.

Согласно ст. 6 Положения, контрольно-счетная комиссия осуществляет следующие полномочия: контроль за исполнением бюджета муниципального района; -экспертиза проектов бюджета муниципального района; внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, а также средств, получаемых бюджетом муниципального района из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; -контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному району; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета муниципального района, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета муниципального района и имущества, находящегося в собственности муниципального района; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального района, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципального районе и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения бюджета муниципального района, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Муниципальное Собрание и главе муниципального района; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района; осуществление полномочий внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав муниципального района, в соответствии с соглашениями, заключенными Муниципальным Собранием с представительными органами поселений; анализ данных реестра расходных обязательств муниципального района на предмет выявления соответствия между расходными обязательствами, включенными в реестр расходных обязательств и расходными обязательствами, планируемыми к финансированию в очередном финансовом году в соответствии с проектом бюджета муниципального района; контроль за ходом и итогами реализации программ и планов развития муниципального района; мониторинг исполнения бюджета муниципального района; анализ социально-экономической ситуации в муниципальном районе; содействие организации внутреннего финансового контроля в органах местного самоуправления муниципального района; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции: иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Саратовской области, уставом и иными нормативными правовыми актами Муниципального Собрания района.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной комиссией: в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов. муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального района; в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального района в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителя) и получателей средств бюджета муниципального района, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального района.

Вместе с тем, до настоящего времени контрольно-счетная комиссия Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области фактически не создана (не сформирована) и не осуществляет свои полномочия.

Отсутствие контрольно-счетной комиссии и не осуществление своих полномочий, не проведение экспертиз всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства перед их утверждением, может способствовать нерациональному и нецелевому расходованию бюджетных средств, а также может привести к злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями, проявлению коррупции на различных уровнях власти.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным ответчиком, что контрольно-счетная комиссия Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области фактически не создана (не сформирована) и не осуществляет свои полномочия.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному Собранию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать контрольно-счетную комиссию - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального Собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по непринятию мер по созданию контрольно-счетной комиссии Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.

Возложить на Муниципальное Собрание Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области обязанность по созданию контрольно-счетной комиссии Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле через Новоузенский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья : Е.Г. Сушинских