ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2086/2022 от 05.04.2022 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

дело а-2086/2022

86RS0-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2022 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

судьи Хасановой И.Р.,

при секретаре Тороповой К.Ю.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора города Нижневартовска ФИО 1 ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Нижневартовска обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с указанным административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой города в ходе осуществления мониторинга сети «Интернет» было установлено, что на страницах сайтов: <данные изъяты>, размещена информация рекламного характера о возможности приобретения медицинских справок об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется, ознакомиться с его содержанием может любой интернет-пользователь. Вместе с тем, распространение информации о возможности и допустимости приобретения медицинских справок для получения и использования военного билета в силу закона недопустимо. На момент проверки указатели страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru). В ходе проверки владельцев доменов <данные изъяты> установить не удалось, что подтверждается информацией с УМВД России по г. Нижневартовску.

Представитель административного истца помощник прокурора города Нижневартовска ФИО 1 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.

Представитель Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания от руководителя Управления ФИО 2 поступил отзыв на административный иск, в котором последний просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, также указывает, что доступ к обозначенной в административном исковом заявлении информации о продаже поддельных документов (медицинских справок), размещенной на странице сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> ограничен на основании решения Кологривского районного суда Костромской области от <дата>; на странице сайта <данные изъяты> - ограничен на основании решения Кологривского районного суда Костромской области от <дата>, в связи с чем, просит прекратить производство по делу в отношении данных сайтов; информация на странице <данные изъяты> по состоянию на <дата> недоступна, в связи с чем, в этой части просит решение принять на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образовании, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ч. 2 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149 - ФЗ) информация может являться объектом публичных гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

На основании ч.ч. 1, 6 ст. 10 Закона № 149 - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» установлено наличие, по адресам: <данные изъяты>, указанных в обращениях, установлено наличие информации рекламного характера о продаже медицинских справок об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.

На момент проверки указатели страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru).

Владельцев доменов: <данные изъяты>, в ходе проверки установить не удалось.

Вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов не требуется, ознакомиться с его содержанием может любой интернет–пользователь.

Согласно со ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон № 150-ФЗ) для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, представляются гражданами Российской Федерации, впервые приобретающими гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы, спортивное пневматическое оружие или охотничье пневматическое оружие.

Приказом Министерством здравоохранения российской федерации от 26 ноября 2021 года № 1104н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядок оформления медицинских заключений по его результатам.

Согласно п. 2 Порядка медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, включающее психиатрическое освидетельствование, химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, проводится в целях установления у гражданина Российской Федерации, впервые приобретающего оружие на основании лицензии или награжденного оружием, или являющегося владельцем оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием.

Медицинское освидетельствование включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования: медицинский осмотр врачом-офтальмологом; психиатрическое освидетельствование; медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом; химико-токсикологические исследования; лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя (п. 5 Порядка).

Медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счет средств граждан.

В соответствии с ч. 1 и 5 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 3 ст. 78 указанного Закона медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, законодательно установлен специальный порядок выдачи медицинских справок и медицинских заключений, который предполагает наличие медицинского обследования пациента. В ином порядке получение и выдача медицинских справок будет являться противозаконным.

Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьей 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон и другие федеральные законы.

В соответствии со ст.ст. 2, 3, 5 Федерального закона № 35-ФЗ террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта. Основными принципами противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризма, сочетание гласных и негласных методов борьбы с ним. Целями противодействия терроризму являются защита личности, общества, государства от терроризма, предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Статьей 205 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за террористический акт.

Таким образом, перечисленными нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения медицинских справок на оружие без прохождения медицинской комиссии.

Следовательно, на сайтах по адресам: <данные изъяты> размещена информация рекламного характера о возможности приобретения медицинских справок об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием по различным ценам, то есть способом, запрещенным действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, во исполнение требований действующего законодательства доступ к адресу <данные изъяты>, где содержится сведения о продаже медицинских справок об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, необходимо ограничить.

Из смысла частей 7 - 9 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" следует, что в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" мер по удалению сайта и (или) ограничения доступа к нему.

В силу пункта 4 части 2 статьи 265.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также в случае, если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации.

Вместе с тем, ограничение доступа к информации, размещенной в сети "Интернет", не является препятствием для удовлетворения иска о признании такой информации запрещенной, поскольку такое ограничение не обеспечивает достижения цели включения доменных имен, указателей страниц сайта в сети "Интернет" в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", несмотря на недоступность сайта, информация, размещенная на данном сайте, может быть признана запрещенной к распространению.

На основании ст. 2 Федерального закона № 149 - ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149 - ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Основанием для включения в реестр сетевых адресов сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с под. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149 - ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149 - ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Пунктами 2, 3 указанных правил регламентировано, что создание, формирование и ведение единого реестра создание осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. «б» п. 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании также было установлено, что ресурсы <данные изъяты>; <данные изъяты> внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, на основании решений судов.

В соответствии с частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях

Согласно ч 6 ст. 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья прекращает производство по административному делу, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В связи с тем, что сайты <данные изъяты>; <данные изъяты>, на которых размещена информация, которую административный истец просит признать запрещенной, на момент рассмотрения дела уже включены в Единый реестр, суд полагает необходимым производство по настоящему делу в части требований прекратить.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.3, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, удовлетворить в части.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте:

<данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда в этой части подлежит немедленному исполнению.

Прекратить производство по административному делу в части административных исковых требований прокурора города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах <данные изъяты>; <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.

Судья /подпись/ И.Р. Хасанова