Административное дело №а-209/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года <адрес>
Судья Сухобузимского районного суда <адрес> Кузнецова С.А.,
с участием представителя административного истца ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Гасперской О.И.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с административным иском к администрации <адрес> с требованиями о признании бездействия администрации <адрес>, выраженное в неисполнении ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п. 1.13 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зоны санитарной охраны санитарной охраны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес>, незаконным и возложении на ответчика обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения.
Исковое заявление мотивировано тем, что информация об утверждении проекта зоны санитарной водозаборной скважины №а в <адрес>. отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес> означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зоны санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся в обороте. Отсутствие утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес>, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании требования административного иска поддержала, пояснила, что скважина пробурена в 2011 году, проектной организацией, с которой отделом ЖКХ был заключен договор на проведение экспертизы, получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта, однако, до настоящего времени этот проект не утвержден. Поскольку скважина существует, оборудована водонапорной башней, является единственной приспособленной для этих целей питьевой скважиной, сведений об иных централизованных источников водоснабждения в <адрес> не имеется, на нее имеется проект зоны санитарной охраны, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора под условием выполнения определенных мероприятий – планируемого строительства, то проект подлежит утверждению в Министерстве экологии и рационального природопользования <адрес>. Скважина была пробурена по заказу муниципального учреждения, население пользуется этой водой и то, что в настоящее время не проведены сети не является проблемой населения. Во втором поясе зоны санитарной охраны имеются нарушения, потому что не утвержден проект. Если скважина пробурена и ею пользуется население, нельзя не соблюдать законодательство, несмотря на то, что она не оформлена и что-то недостроено. Если бы она не была запущена, то можно было говорить о том, что в соответствии с законодательством нет необходимости ее эксплуатировать.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала, но пояснила, что в настоящее время эта скважина не используется ни для хозяйственного, ни для питьевого водоснабжения д. Седельниково. Водозаборная скважина № в <адрес>, 2011 года бурения, в муниципальную собственность не передана и в Реестре муниципального имущества <адрес> не зарегистрирована. Согласно муниципальному контракту от 2011 года проведено бурение разведочной эксплуатационной скважины длиной 500 м. В настоящее время для того, чтобы ее использовать в полной мере, осуществлять водоснабжение деревни, необходимо построить надземное сооружение и водопроводные сети. Предоставила суду копию муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, копию муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение подрядных работ. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ отделом по вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства направлен проект зон санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес> на утверждение. После того, как проект получит положительное заключение государственной экспертизы и при выделении денежных средств будет выполнен комплекс работ, согласно ПДС, куда входят работы согласно плану мероприятий по обустройству санитарной охраны водозаборной скважины в <адрес>.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В ст. 40 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, гак и из подземных источников.
Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ. Согласно указанному закону к вопросам местного значения относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение ее использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управления), после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является министерство природных ресурсов и экологии <адрес>.
Согласно ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы, предусмотренные законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. года хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
Как установлено в судебном заседании, информация об утверждении проекта зоны санитарной водозаборной скважины №а в <адрес>, отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес> означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зоны санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водосточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся в обороте.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №.49.31.000.Т.00028ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес>.
В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес> указанный водозабор используется для хозяйственнопитьевого и технологического водоснабжения <адрес>, пробурена в 2011 году. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Согласно сообщению Отдела по вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта в администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ исх. №, направлен проект зон санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес> на утверждение. Перечень работ, согласно плана мероприятий по обустройству зон санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес> не выполнялся, поскольку документация на объект не была разработана в полном объеме. Для завершения проектно-сметной документации с прохождением государственной экспертизы в д. Седельниково необходимо разработать проектно-сметную документацию в состав которой входят работы по устройству второй (рабочей) скважины, строительство водонапорной башни и водопроводных сетей с вложением документации. После того, как проект получит положительное заключение государственной экспертизы и при выделении денежных средств будет выполнен комплекс работ, согласно ПДС, куда входят работы согласно плана мероприятий по обустройству санитарной охраны водозаборной скважины в <адрес>.
Свидетель ФИО5, являющийся начальником МУ «Отдел по вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта» с ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что в 2008 году отдел выступал заказчиком на бурение глубоководной скважины в <адрес> и в <адрес>, на что были выделены денежные средства из краевого бюджета и разработан проект на бурение глубоководной скважины, строительство водопроводных сетей, строительство водонапорной башни и электролиний. Данные виды работ были выполнены, затем из краевого бюджета выделены денежные средства на бурение разведывательной скважины, проведен аукцион, ООО «МегаСтрой» выиграл тендер, который осуществил бурение скважины в <адрес> глубиной 800 м. и в <адрес> – 500 м. Когда бурили скважину в <адрес>, то попали в водоносный слой, где имеется большое количество запасов воды и вода пошла самоизливом со скважины, в связи с чем, насосы для подъема воды не устанавливались. По сегодняшний день вода самоизливом льется со скважины. Разведывательная скважина бурится для того, чтобы выяснить есть ли там вода или нет, если есть, то проверятся какого она качества и в каком объеме находится. Осуществляется мониторинг подсчета запасов воды, который длится в течении трех лет, что и было сделано. Ежеквартально берется вода, направляется на анализы, где проверяется мутность воды и то, какие микроэлементы находятся в этой воде, по итогам чего делается заключение пригодна она для питья или нет, даются рекомендации по установке очистных сооружений. Данного объекта как такового на сегодняшний день не существует. Между организациями ведется переписка о выделении денежных средств на корректировку проекта и на завершение данных видов работ для бурения основной скважины, из которой будет забираться вода. Кто-то из жителей населенного пункта пользуется этой водой, которая признана пригодной для использования, но, в основном у каждого жителя <адрес> имеется своя мелководная скважина на приусадебном участке, которая используется для хозяйственно-бытовых и питьевых целей. Проектом действительно предусмотрена санитарно-защитная зона. Скважину не затампонировали, так как ведется мониторинг этих вод.
Таким образом, отсутствие утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес>, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.
При наличии указанных обстоятельств, заявленные административным истцом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выраженное в неисполнении ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п. 1.13 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зоны санитарной охраны санитарной охраны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», п. 1.13 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зоны санитарной охраны санитарной охраны санитарной охраны водозаборной скважины №а в <адрес>, незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение месяца.
Судья
Копия верна:
судья Сухобузимского
районного суда С.А. Кузнецова