Дело №а-2102/2022
23RS0№-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
19 мая 2022 года
Судья Октябрьского районного суда Чабан И.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя административного истца
представившей служебное удостоверение №ФИО5,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением, порядке статьи 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В заявлении указаны следующие обстоятельства, Краснодарской транспортной прокуратурой в рамках проверки соблюдения требований законодательства о безопасности полетов на территории, а также анализа состояния законности в части профессиональной подготовки должностных лиц в сфере воздушного транспорта, установлены следующие нарушения действующего законодательства.
Так, в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлено функционирование сайтов, расположенных по URL адресам:
https://www.аvito,ru/novotitarovskaya/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_rasnodarom_2213571483;
https://www.avito.ru/krasnodar/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_zhivopisnoy_mestnostyu_2213407347;
https://turnado.net/ru/d-krasnodarskiy-kray/a-plane/;
https://guidesearcher.com/offers/eu/ru/krasnodar/aeroplane/190/;
https://diploml-4you.com/vuzy-moskvy/kupit-diplom-mgtu-ga/, содержащих предложения по перевозке пассажиров и реализации документов об образовании гражданской авиации.
Доступ на вышеуказанные сайты не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может каждый интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Для осуществления деятельности по коммерческой перевозке пассажиров требуется сертификат эксплуатанта, что также предусмотрено приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки».
Согласно списку эксплуатантов, зарегистрированных в Росавиации, в соответствующем реестре лица, предлагающие на вышеуказанных сайтах услуги по коммерческой перевозке пассажиров отсутствуют.
За выполнение вышеуказанных услуг в отсутствии сертификата эксплуатанта предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.5 КоАП РФ, а в случае оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, уголовная ответственность по статье 238 УК РФ.
Некачественное оказание образовательных услуг, связанных с подготовкой специалистов авиационного персонала гражданской авиации, представляет угрозу обеспечения безопасности полетов, угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, не только из числа возможных участников воздушных перевозок.
Распространение информации о продаже дипломов гражданской авиации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на образование, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере образования.
Размещенные на интернет-сайтах сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, осуществление коммерческой перевозки пассажиров и обучение лиц авиационного персонала не допускается в отсутствие разрешительной документации.
В ходе проверки установлено, что вышеперечисленные сайты в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.
Кроме того, в ходе осуществления надзорных мероприятий посредством использования сервиса WHOIS предприняты меры к определению владельцев страниц, расположенных в сети «Интернет», однако установить сведения о месте и номере регистрации не представляется возможным.
Целью обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах Российской Федерации о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
В связи со сложившимися обстоятельствами административный истец просит суд признать информацию, размещенную в сети Интернет, по электронным ссылкам:
https://www.аvito,ru/novotitarovskaya/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_rasnodarom_2213571483;
https://www.avito.ru/krasnodar/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_zhivopisnoy_mestnostyu_2213407347;
https://turnado.net/ru/d-krasnodarskiy-kray/a-plane/;
https://guidesearcher.com/offers/eu/ru/krasnodar/aeroplane/190/;
https://diploml-4you.com/vuzy-moskvy/kupit-diplom-mgtu-ga/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к исполнению, направив в Федеральную службу в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения интернет-ресурсов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 заявленные административные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить административный иск в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по ЮФО в судебное заседание не явился, в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, также указал, что поскольку у Управления отсутствуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями для экспертной оценки информации, указанной в заявлении прокурора, то вопрос оценки данной информации о наличии признаков запрещенной, оставляет на усмотрение суда.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, суд считает административно исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ дела, о признании информации запрещенной к распространению) подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку связаны с осуществлением судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что Краснодарской транспортной прокуратурой в рамках проверки соблюдения требований законодательства о безопасности полетов на территории, а также анализа состояния законности в части профессиональной подготовки должностных лиц в сфере воздушного транспорта, установлены следующие нарушения действующего законодательства.
Так, в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлено функционирование сайтов, расположенных по URL адресам:
https://www.аvito,ru/novotitarovskaya/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_rasnodarom_2213571483;
https://www.avito.ru/krasnodar/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_zhivopisnoy_mestnostyu_2213407347;
https://turnado.net/ru/d-krasnodarskiy-kray/a-plane/;
https://guidesearcher.com/offers/eu/ru/krasnodar/aeroplane/190/;
https://diploml-4you.com/vuzy-moskvy/kupit-diplom-mgtu-ga/, содержащих предложения по перевозке пассажиров и реализации документов об образовании гражданской авиации.
Доступ на вышеуказанные сайты не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может каждый интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской
Федерации (далее по тексту - ВК РФ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие авиационные работы осуществляют свою деятельность при наличии документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В силу частей 1 статьи 61 ВК РФ под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (часть 3 статьи 61 ВК РФ).
Юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.
Наличие у лица сертификата (свидетельства) эксплуатанта является подтверждением его соответствия сертификационным требованиям, предъявляемым федеральными авиационными правилами.
Таким образом, для осуществления деятельности по коммерческой перевозке пассажиров требуется сертификат эксплуатанта, что также предусмотрено приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки».
Согласно списку эксплуатантов, зарегистрированных в Росавиации, в соответствующем реестре лица, предлагающие на вышеуказанных сайтах услуги по коммерческой перевозке пассажиров отсутствуют.
За выполнение вышеуказанных услуг в отсутствии сертификата эксплуатанта предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.5 КоАП РФ, а в случае оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, уголовная ответственность по статье 238 УК РФ.
Кроме этого, согласно части 3 статьи 8 ВК РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала также осуществляют свою деятельность при наличии документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил,
В силу пункта 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной без-опасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
На основании пункта 2 статьи 54 ВК РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 4 статьи 54 ВК РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Некачественное оказание образовательных услуг, связанных с подготовкой специалистов авиационного персонала гражданской авиации, представляет угрозу обеспечения безопасности полетов, угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, не только из числа возможных участников воздушных перевозок.
Распространение информации о продаже дипломов гражданской авиации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на образование, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере образования.
Размещенные на интернет-сайтах сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, осуществление коммерческой перевозки пассажиров и обучение лиц авиационного персонала не допускается в отсутствие разрешительной документации.
Частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 9, 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
На основании пункта 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет». То есть сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ходе проверки установлено, что вышеперечисленные сайты в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.
Кроме того, в ходе осуществления надзорных мероприятий посредством использования сервиса WHOIS предприняты меры к определению владельцев страниц, расположенных в сети «Интернет», однако установить сведения о месте и номере регистрации не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление заместителя Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет, по электронным ссылкам:
https://www.аvito,ru/novotitarovskaya/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_rasnodarom_2213571483;
https://www.avito.ru/krasnodar/predlozheniya_uslug/polet_na_samolete_nad_zhivopisnoy_mestnostyu_2213407347;
https://turnado.net/ru/d-krasnodarskiy-kray/a-plane/;
https://guidesearcher.com/offers/eu/ru/krasnodar/aeroplane/190/;
https://diploml-4you.com/vuzy-moskvy/kupit-diplom-mgtu-ga/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Южному федеральному округу ( №) для включения интернет-ресурсов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда обратить к немедленному исполнению на основании ч.4 ст. 265.10 КАС РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья-
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.