ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-210/2023 от 11.08.2023 Касторенского районного суда (Курская область)

Дело а-210/2023

УИД46RS0-29

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 11 августа 2023 г.

Судья Бубликов С.А., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации Котовского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в не разработке и утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий,

установил:

В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском, указав, что прокуратурой района в ходе проведения мониторинга исполнения требований законодательства о нотариате в деятельности Администрации Котовского сельсовета <адрес> выявлены нарушения законодательства по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

В ходе проведенного мониторинга в мае 2022 года, установлено, что на территории Котовского сельсовета <адрес> нотариус деятельность не осуществляет. Органом местного самоуправления административный регламент предоставления на территории поселения муниципальной услуги по совершению нотариальных действий не утвержден и не принят. В связи с чем прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> было внесено представление об устранении выявленных нарушений. В ходе проведенного прокуратурой района мониторинга ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием «Котовский сельсовет» <адрес> административный регламент предоставления на территории поселения муниципальной услуги по совершению нотариальных действий не разработан и не утвержден. Просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не разработке и не утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий; обязать муниципальное образование «Котовский сельсовет» <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

В силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства в отсутствие сторон.

Изучив письменные материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

Согласно ч.ч. 1, 15 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

Согласно ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в поселении, в котором нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения.

В силу ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом; принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

По делу установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что проведенным прокуратурой района мониторингом в мае 2022 года установлено, что на территории поселения муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> нотариус деятельность не осуществляет. Органом местного самоуправления административный регламент предоставления на территории поселения муниципальной услуги по совершению нотариальных действий не утвержден и не принят.

В связи с чем прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В ходе проведенного прокуратурой района мониторинга ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием «Котовский сельсовет» <адрес> административный регламент предоставления на территории поселения муниципальной услуги по совершению нотариальных действий не разработан и не утвержден.

В этой связи суд приходит к выводу, что бездействие Администрации муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> является незаконным, а непринятием администрацией мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий нарушаются права граждан неопределенного круга лиц.

Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

Требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> и граждан, приезжающих на территорию указанного муниципального образования, в целях защиты их прав и охраняемых законом интересов не выходят за рамки предоставленных ему законом полномочий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Как следует из части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, резолютивная часть решения должна содержать указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание значимость защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, объем работы по устранению выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить для исполнения решения суда 2 месяца с момента вступления его в законную силу, поскольку такой срок является разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> к Администрации муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в не разработке и не утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не разработке и не утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Обязать муниципальное образование «Котовский сельсовет» <адрес> в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Обязать Администрацию муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в не разработке и не утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий сообщить об исполнении решения суда и устранении допущенных нарушений прокурору <адрес> и суду не позднее, чем в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Касторенский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.А.Бубликов