К делу №а-2129/2019
УИД 23RS0№-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> | « 11 » сентября 2019 года |
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
судьи С.П. Богдановича,
при секретаре ФИО4,
с участием:
инспектора ФИО3 ОП (<адрес>)
УВД по <адрес> И.Г. ФИО3,
административного ответчика – несовершеннолетней ФИО2,
законного представителя несовершеннолетнего
административного ответчика ФИО2ФИО5,
представителя административного ответчика
несовершеннолетней ФИО2ФИО6,
действующего на основании ордера от 11.09.2019 года №,
главного специалиста
ФИО3 по делам несовершеннолетних
Администрации Лазаревского
внутригородского района <адрес>ФИО7,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
помощника прокурора <адрес>ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ОП (<адрес>) УВД по <адрес> к несовершеннолетней ФИО2 о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ОП (<адрес>) УВД по <адрес> (далее по тексту – ФИО3) обратился в суд с административным исковым заявлением к несовершеннолетней ФИО2, в котором просит поместить административного ответчика в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей <адрес> сроком до 30 суток.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что не достигшая возраста уголовной ответственности по ч. 1 ст. 158 УК РФ ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершила покушение на кражу чужого имущества, что имело место ДД.ММ.ГГГГ в примерочной магазина «Дени Ленд», расположенного в ТРЦ «Бирюза» по <адрес> в <адрес>. По данному факту уполномоченным лицом вынесено постановление об отказе в возбуждении в отношении ФИО2 уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. Поскольку указанное общественно-опасное деяние совершено повторно, административный истец счел невозможным проведением с административным ответчиком профилактической работы без ее помещения в центр временного содержания несовершеннолетних.
Начальник ФИО3 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Участвовавший в судебном заседании инспектор ФИО3 И.Г. доводы административного иска поддержал и просил удовлетворить его требования.
Административный ответчик ФИО2, ее законный представитель ФИО5 и представитель административного ответчика – адвокат ФИО10 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Главный специалист ФИО3 по делам несовершеннолетних Администрации Лазаревского внутригородского района <адрес>ФИО7 в судебном заседании решение по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда. Высказала мнение о том, что помещение административного ответчика в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей может усугубить ситуацию.
Участвовавшая в судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО8 полагала, что требования административного иска удовлетворению не подлежат.
Выслушав участников судебного заседания, помощника прокурора, суд полагает требования административного иска не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту – Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно ст. 22 Закона центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:
В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел является постановление судьи – в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 - 6 пункта 2 настоящей статьи.
Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.
В силу ст. 31.1 Закона материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.
Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел установлены ст. 31.2 Закона, согласно которой материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 - 6 пункта 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, рассматриваются по месту их задержания единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел, но не позднее истечения срока нахождения, указанного в пункте 4 статьи 22 настоящего Федерального закона. В рассмотрении материалов участвуют несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и (или) представители подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Согласно ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод.
Статья 118 Конституции Российской Федерации устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, данное конституционное положение не исключает наличия в рамках этих видов судопроизводства специальных процедур рассмотрения отдельных категорий дел.
Вместе с тем само по себе закрепление в отдельном законодательном акте особенностей рассмотрения той или иной категории дел недостаточно для полноценного правового регулирования процедуры судебного разбирательства. Такие специальные нормы не могут рассматриваться как отменяющие действие общих процессуальных правил разрешения соответствующих дел. Иное означало бы возможность судебной деятельности вне рамок предусмотренных Конституцией Российской Федерации процессуальных форм осуществления судебной власти, что приводило бы к нарушению конституционных прав и свобод граждан.
Закон относит к ведению суда рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также определяет порядок и сроки их рассмотрения.
В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Положениями ч.ч. 3-5 ст. 2 КАС РФ установлено, что предусмотренные КАС РФ общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных КАС РФ. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» разъяснено, что в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, дела о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку именно такой порядок рассмотрения и разрешения данной категории дел позволит осуществить обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам, что согласуется с позицией, изложенной в п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является несовершеннолетней.
С ДД.ММ.ГГГГФИО2 поставлена на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> в связи с совершением общественно-опасного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, по факту которого в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, поскольку административный ответчик в силу возраста не является субъектом преступления.
По тому же основанию в отношении ФИО2ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, в связи с совершением ею ДД.ММ.ГГГГ кражи чужого имущества в магазине «Дени Ленд», расположенном в ТРЦ «Бирюза» по <адрес> в <адрес>.
Повторное совершение ФИО2 уголовного преступления явилось причиной обращения административного истца в суд с заявленными требованиями, в обоснование которых указано, что проведенная с административным истцом профилактическая работа не дала положительных результатов и ее помещение в центр для временного содержания несовершеннолетних необходимо для оказания на нее воспитательно-профилактического воздействия и предупреждения повторного совершения ею общественно-опасного деяния.
Однако представленные суду материалы не содержат достаточных данных, бесспорно свидетельствующих о наличии у несовершеннолетней намерения вновь совершать общественные-опасные деяние.
Отсутствуют и доказательства принятия уполномоченными органами всего комплекса мер, необходимых для разъяснения несовершеннолетней последствий содеянного ею и ее исправления.
Нет доказательств принятия мер к законному представителю несовершеннолетней, которая исходя из материалов дела не уделяет воспитанию ребенка должного внимания.
Административный ответчик поставлена на профилактический учет в ФИО3 ОП (<адрес>) УВД по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и истекший период времени суд полагает недостаточным для утверждения о невозможности осуществления эффективной профилактической работы с несовершеннолетней без ее помещения в центр временного содержания.
Помещение же несовершеннолетней в центр временного содержания правонарушителей в качестве меры воспитательно-профилактического воздействия, как это указано в обоснование ходатайства, противоречит Закону и фактически направлено на подмену необходимых профилактических мероприятий карательными мерами.
Суд учитывает, что несовершеннолетняя ФИО2 имеет постоянное место жительства на территории <адрес> края и удовлетворительно характеризуется по месту учебы.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает достаточных оснований для удовлетворения требований административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного искового заявления начальника ОП (<адрес>) УВД по <адрес> к несовершеннолетней ФИО2 о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей – отказать.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.П. Богданович
Копия верна:
Судья
Лазаревского районного суда <адрес> С.П. Богданович