ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2178/2022 от 01.06.2022 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело а - 2178/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года

Судья Советского районного суда Республики Дагестан Магомедов И.М., при секретаре ФИО4, рассмотрев административное дело по иску ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по о признании решения налогового органа незаконным и произведении перерасчета по налогу на имущество,

Установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по о признании решения налогового органа незаконным и произведении перерасчета по налогу на имущество.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратилась в ИФНС по с заявлением о перерасчёте налога на имущество физических лиц по моему объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 за налоговые периоды 2018 и 2019 годов.

К заявлению о перерасчете налога на имущество физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ прилагалась копия акта об определении кадастровой стоимости ГБУ РД «Дагтехкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ на 5 л. (далее по тексту - Акт от ДД.ММ.ГГГГ), чем подтверждалось право административного истца на произведение перерасчета по указанному виду налога.

Решением Административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГГ Административному истцу отказано в произведении перерасчета по налогу на имущество физических лиц на основании того, что изменение кадастровой стоимости в сторону уменьшения в соответствии в Актом от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для перерасчёта начисленного налога, так как из него не следует, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения было произведено вследствие технической ошибки.

ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратился в вышестоящий в порядке подчинённости орган - Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по с жалобой на решение Административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, в результате рассмотрения которого оно оставлено в силе, а жалоба Административного истца - без удовлетворения по следующим основаниям:

Предоставление разъяснений от 17.08.2020 ГБУ «Дагетехкадастр», связанных с определением кадастровой стоимости, не является основанием для перерасчета начисленного налога, так как из него не следует, что изменение кадастровой стоимости объекта было произведено вследствие технической ошибки.

В связи с тем, что объект налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (распоряжение Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ-р), исчисление налога на имущество по стоимости в размере 34 909 642,24 руб. в качестве кадастровой стоимости является правомерным.

С указанными выводами налоговым органом невозможно согласиться по следующим основаниям:

В соответствии с расчетом, произведённым ГБУ РД «Дагтехкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 изменена и составляет 8 981 248,25 рублей.

В период с ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость указанного объекта, исходя из которой осуществлялось исчисление налога на имущество физических лиц, составляла 34 909 642,24 рублей.

В соответствии с расчетом, произведенным ГБУ РД «Дагтехкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного объекта изменена и составляет 8 981 248,25 рублей.

Как следует из ответа ИФНС по от ДД.ММ.ГГГГГ, дата регистрации права по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 - ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость до ДД.ММ.ГГГГ установлена в сумме 34 909 642,24 руб., с ДД.ММ.ГГГГ-8 981 248,25 руб.

Согласно этому же ответу инспекции установлено, что объект налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (распоряжение Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ-р).

Следовательно, налог на имущество физических лиц по указанному объекту недвижимости рассчитывается из кадастровой стоимости начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установлено, что изменения кадастровой стоимости по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 внесены в ЕГРН после ДД.ММ.ГГГГ (в 2020 году), датой начала применения кадастровой стоимости для целей налогообложения по моему объекту недвижимости является ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, резюмируя всё вышеизложенное, у Административного ответчика имеются достаточные основания для проведения перерасчёта налога на имущество по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689, принадлежащему Административному ответчику начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, Административный истец считает решение Административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГГ об отказе в перерасчёте налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административного истца.

Просит суд признать незаконным и отменить решение Административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГГ об отказе в перерасчёте налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689.

Признать за Административным истцом право на перерасчёт налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 за налоговые периоды 2018-2019 годов.

Обязать Административного ответчика произвести перерасчёт налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689, принадлежащему административному истцу, за налоговые периоды 2018-2019 годов исходя их кадастровой стоимости в размере 8 981 248.25 рублей.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание, будучи извещенной, не явилась, суд представителя не направила.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, письменных возражений в суд не направил.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками (п.2 ст. 399 НК РФ).

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.

Согласно пп «б» п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения в том числе, признаются иные здание, строение, сооружение, помещение, расположенные в пределах муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 390 Налогового Кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно п.2 ст. 403 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

На 2018 год на территории ФИО1 округа «» налог на имущество физических лиц установлен гл. 32 НК РФ и решением Махачкалинского ФИО1ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 33-3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

На 2019 год установлен гл. 32 НК РФ и решением ФИО1 округа с внутригородским делением "" от ДД.ММ.ГГГГ N 29-2 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории ФИО1 округа "".

Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Республики Дагестан принято решение о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости с 2019 года.

Решением ФИО1 с внутригородским делением «» от ДД.ММ.ГГГГ ставка налога на имущество физических лиц на 2019 год на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса установлена - 1,3% от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Из материалов дела следует, что Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный по адресу: , с кадастровым номером - 05:40:000052:2689, дата регистрации возникновения права -ДД.ММ.ГГГГ, размер доли в праве - 1/2.

В период с ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исходя из которой осуществлялось исчисление налога на имущество физических лиц, составляла 34 909 642,24 руб.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РД «Дагтехкадастр» кадастровая стоимость указанного объекта изменена и на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 981 248,25 руб.

ДД.ММ.ГГГГ истец по поводу применения кадастровой стоимости, указанной в письме ГБУ РД «Дагтехкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ в целях исчисления налога на имущество физических лиц обращался в налоговый орган по месту постановки на учет, в ИФНС России по (далее-Инспекция, налоговый орган), которым в письме Г от ДД.ММ.ГГГГ отказано в применении указанной кадастровой стоимости в целях исчисления налога на имущество физлиц, в виду того, что разъяснения, предоставленные ГБУ РД «Дагтехкадастр» в письме от ДД.ММ.ГГГГ, связанных с определением кадастровой стоимости, не являются основанием для перерасчета начисленного налога, так как из него не следует, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения было произведено вследствие технической ошибки.

Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 552 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Дагестан" утверждены удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Дагестан по кадастровым кварталам городов согласно , которые применяются с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному Постановлению удельный показатель кадастровой стоимости по кварталу 05:40:000052 по объектам производственного назначения составляет 12396,9 руб./кв.м., соответственно кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 05:40:000052:2689 и площадью 2816 кв.м. составляет 34 909 642,24 руб., следовательно, в 2018 году налогообложение производилось не с инвентаризационной стоимости, а с кадастровой стоимости, а также, с 2018 года объект включен в перечень, подлежащий налогообложению с кадастровой стоимости.

Руководствуясь вышеприведенными нормами, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении ФИО2 был произведен исходя из правильной ставки 1,3%, примененной к установленной кадастровой стоимости здания.

В связи с этим, вопреки доводам административного иска, до ДД.ММ.ГГГГ Налоговым кодексом Российской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п., происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде. При этом перерасчеты могли проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону; не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды.

Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно п. п. 2 и 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом указанным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ не предусмотрено, что положения ст. 1, дополняющей ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.

Поскольку перерасчет земельного налога в рассматриваемом случае должен был производиться при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (по данному делу ДД.ММ.ГГГГ), суды нижестоящих инстанций, с учетом требований ст. 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ.

При таких обстоятельствах, решение административного ответчика Г от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 является законным и обоснованным.

Оснований для признания за административным истцом права на перерасчет указанного налога за 2018-2019 годы судом не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца ФИО2

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по о признании решения налогового органа Г от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689 незаконным, признания за ФИО2 права на перерасчет налога на имущество физических лиц за 2018-2019 год и обязании ИФНС России по произвести перерасчет налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения с кадастровым номером 05:40:000052:2689, принадлежащему административному истцу, за налоговые периоды 2018-2019 годов исходя их кадастровой стоимости в размере 8 981 248.25 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.М. Магомедов