ФИО4 ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело №а-217/2021
УИД 39ОS0№-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
ФИО4 областной суд в составе:
председательствующего судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора – ФИО5
при секретаре – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва), ФИО3 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО3»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ФИО4<адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены на ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва.
Указанное постановление официально опубликовано ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Калининград-Центральной ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрирован кандидатом в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО3, выдвинутый региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в ФИО4<адрес>.
ФИО1, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу согласно решению избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ с административным иском к окружной избирательной комиссии об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ№, ссылаясь на то, что кандидат ФИО3 допустил нарушения порядка оформления документов, необходимых для выдвижения кандидата, а именно:
- в заявлении о согласии баллотироваться кандидат ФИО3 указал наименование избирательной комиссии «окружная избирательная комиссия №» без конкретизации уровня выборов при том, что на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов ФИО4<адрес> Думы и совета депутатов <адрес>;
- в этом же заявлении кандидат ФИО3 не указал организационно-правовую форму организации, в которой он работает;
- в представленной кандидатом ФИО3 копии документа о регистрации регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в ФИО4<адрес> не указаны сведения о статусе лица, заверившего подлинность копии;
- в справках о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также в справках о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не вычеркнуты в каждой из справок излишние слова о лице, в отношении которого заявлены сведения (в справках о кандидате – не вычеркнуты слова «его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», в справках о супруге – слова «кандидата и его несовершеннолетних детей» и т.д.).
Данные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о наличии основания к отмене решения о регистрации кандидата ФИО3, предусмотренного подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Также административный истец утверждал, что кандидат ФИО3, представив в избирательную комиссию справку с места работы от ДД.ММ.ГГГГ, совершил избирательные действия по ее получению до начала ДД.ММ.ГГГГ избирательной компании по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва, в связи с чем соответствующий документ юридически не считается представленным (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
Кроме того, административный истец указал, что для уведомления о самовыдвижении кандидат ФИО3 представил выписку из протокола общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от ДД.ММ.ГГГГ в то время как согласно части 1 статьи 31 Устава политической партии уполномоченным органом регионального отделения, в состав которого входят 7 местных отделений партии, является не общее собрание, а конференция регионального отделения, которая в установленном порядке не проводилась, что свидетельствует о несоблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» и, соответственно, о наличии основания к отмене оспариваемого решения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ФИО3, в качестве заинтересованного лица (с учетом одного из оснований заявленных требований) – региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в ФИО4<адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО7 заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Дополнительно указал, что процедура выдвижения кандидата ФИО3, предусмотренная Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии, нарушена избирательным объединением, учитывая, что решение о выдвижении кандидата не только принято неуполномоченным органом партии (общим собранием, а не конференцией регионального отделения, в составе которого учтены местные отделения), но и неправомочным общим собранием регионального отделения в составе 8 членов партии при численности регионального отделения - 236 членов партии.
Председатель окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва - ФИО8 полагала необоснованными утверждения административного истца о наличии оснований к отмене решения о регистрации кандидата ФИО3, предусмотренных подпунктами «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ. Разрешение спора относительно законности процедуры выдвижения избирательным объединением кандидата ФИО3 оставила на усмотрение суда.
ФИО3 просил в административном иске отказать, представив письменные возражения на административное исковое заявление.
Представитель регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в ФИО4<адрес> – ФИО9 полагала требования не подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения на административное исковое заявление, которые приобщены к материалам дела.
Позиция избирательного объединения сводится к тому, что статья 8 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» разграничивает понятия учтенных членов партии и членов партии, зарегистрированных для работы в одном из ее структурных подразделений, при этом из содержания части 8 статьи 8 и пункта 14 статьи 10 Устава партии в их взаимосвязи избирательное объединение сделало вывод о том, что члены партии, не зарегистрировавшиеся для работы в одном из ее структурных подразделений, тем самым утратили право лично участвовать в собраниях и голосовать по рассматриваемым вопросам, делегировав соответствующее право тем членам партии, которые зарегистрированы для работы в структурном подразделении партии.
Таким образом, как утверждает избирательное объединение, при наличии на момент проведения общего собрания ДД.ММ.ГГГГ по вопросу выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва 236 членов партии, состоящих на учете в региональном отделении партии, общее собрания правомочно при участии в его работе 5 из 9 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении для организации его работы.
Решение о выдвижении кандидата ФИО3 на общем собрании регионального отделения партии ДД.ММ.ГГГГ принято единогласно 7 зарегистрированными членами партии, то есть, по утверждению избирательного объединением, правомочным общим собранием.
Относительно наличия местных отделений партии, входящих в состав ФИО4 регионального отделения политической партии, избирательное объединение указало, что ДД.ММ.ГГГГ по предварительному согласованию ДД.ММ.ГГГГ с уполномоченным органом Партии региональным отделением принято решение о прекращении деятельности 7 местных отделений, входивших в состав регионального отделения партии в ФИО4<адрес>, о чем соответствующие сведения не поданы в Управление Министерства юстиции России по ФИО4<адрес>, так как не истек с ДД.ММ.ГГГГ установленный законом 3-летний срок для представления сведений о продолжении деятельности некоммерческой организации.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска и судебные прения, суд приходит к следующему.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению, в частности, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных в том числе пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 названного Федерального закона определено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются, помимо прочего, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»).
На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Кроме того, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону (пункт 3 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
Уставным законом ФИО4<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "О выборах депутатов ФИО4<адрес> Думы" (с последующими изменениями и дополнениями) не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, частью 9 статьи 40 установлен аналогичный перечень документов, необходимых для уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении избирательным объединением кандидата по одномандатному избирательному округу, а частью 6 статьи 38 - также реквизиты документа о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу избирательным объединением.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 подал в Калининград-Центральную ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва) заявление о согласии баллотироваться, в котором приведено следующее наименование избирательной комиссии «в окружную избирательную комиссию №» и указано о согласии ФИО3 баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата ФИО4<адрес> Думы.
Применительно к избирательной компании по выборам, назначенным на ДД.ММ.ГГГГ, на Калининград-Центральную ТИК возложены полномочия избирательной комиссии, организующей выборы депутатов совета депутатов Калининграда по одномандатным избирательным округам №№, и окружной избирательной комиссии по одномандатным избирательным округам №№, 2, 3 по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва.
Поскольку Калининград-Центральная ТИК наделена полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № только по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва и в заявлении ФИО3 содержится указание о его согласии баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №, несмотря на некорректное указание кандидатом ФИО3 наименования избирательной комиссии в заявлении о согласии баллотироваться, какой-либо неясности относительно статуса избирательной комиссии, в которую подано соответствующее заявление, не возникло.
Помимо иных сведений, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом указано об исполнении им обязанностей исполнительного директора Русской общины ФИО4<адрес>.
В подтверждение заявленных сведений предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО3 работает на должности исполнительного директора региональной общественной организации «Русская община ФИО4<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно сведениям Единого государственной реестра юридических лиц региональная общественная организация «Русская община ФИО4<адрес>» зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, исполнительным директором является ФИО3, сведения актуальны до настоящего времени.
Таким образом, указанные ФИО3 в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы и занимаемой должности являются проверяемыми и достоверными.
Само по себе то обстоятельство, что справка получена ДД.ММ.ГГГГ до начала ДД.ММ.ГГГГ избирательной компании по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва, не позволяет сделать вывод о том, что соответствующий документ юридически не представлен при том, что предварительное, до начала избирательной компании, получение справки с места работы не является одной из стадий выдвижения кандидата и, следовательно, не может быть расценено в качестве избирательного действия кандидата за пределами избирательной компании.
Отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться сведений об организационно-правовой форме организации «Русская община ФИО4<адрес>» не препятствуют однозначному восприятию заявленных сведений о месте работы и занимаемой должности кандидата.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, пунктом 1 части 9 статьи 40 Уставного закона ФИО4<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выборах депутатов ФИО4<адрес> Думы» кандидатом ФИО3 представлена копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в ФИО4<адрес>.
Копия данного документа заверена ФИО10 без указания его статуса в региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость».
Вместе с тем, сведения о том, что ФИО10 является руководителем (председателем правления) регионального отделения партии, являются общеизвестными, в том числе с учетом открытых для всеобщего доступа сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
Заверение копии документа о регистрации избирательного объединения его руководителем соответствует избирательному законодательству.
Таким образом, само по себе отсутствие указания на статус ФИО10 в региональном отделении партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» при заверении копии свидетельства о государственной регистрации регионального отделения партии недостаточно для вывода о заверении копии документа неуполномоченным лицом и, как следствие, о юридическом непредоставлении соответствующего документа.
Во исполнение пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ кандидат ФИО3 представил сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации и сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей.
Объективных данных о недостоверности заявленных сведений не представлено.
Само по себе то обстоятельство, что при указании наименования соответствующих справок кандидатом не вычеркнуты в каждой из справок излишние слова о лице, в отношении которого заявлены сведения (в справках о кандидате – не вычеркнуты слова «его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», в справках о супруге – слова «кандидата и его несовершеннолетних детей» и т.д.), не искажает содержания этих справок и не препятствует установлению лица, в отношении которого заявлены соответствующие сведения.
Суд отмечает, что в любом случае к спорным правоотношениям в вышеописанной части применимы положения пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, согласно которым решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию.
Из материалов дела и пояснений председателя окружной избирательной комиссии следует, что по поводу некорректного оформления кандидатом упомянутых выше документов, необходимых для выдвижения кандидата, избирательная комиссия не уведомляла ФИО3 о необходимости уточнения указанных в названных документах сведений либо о необходимости замены документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
С учетом изложенного суд полагает необоснованными утверждения ФИО1 о наличии оснований к отмене решения о регистрации кандидата ФИО3, предусмотренных подпунктами «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
Проверяя иные доводы административного истца, суд приходит к следующему.
Подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с подпунктом «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии, помимо прочих документов, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Уставным законом ФИО4<адрес> "О выборах депутатов ФИО4<адрес> Думы" не установлено каких-либо особенностей относительно объема документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу.
Частью 2 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ закреплено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
На основании подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ "О политических партиях" устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В силу пункта 6 этой же статьи решения по данным вопросам принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Пунктом 7 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено, что уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
По делу установлено, что ФИО3 выдвинут кандидатом в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № избирательным объединением – региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в ФИО4<адрес>.
Частью 3 статьи 29 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» предусмотрено, что региональное отделение на территории своей деятельности участвует в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 31 Устава партии конференция (общее собрание) регионального отделения – высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, правомочный принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено настоящим Уставом к компетенции центральных органов и должностных лиц партии.
Конференция регионального отделения – высший руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, в состав которого входит хотя бы одно местное отделение Партии.
Общее собрание регионального отделения – высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, в составе которого нет местных отделений Партии.
Участниками Общего собрания регионального отделения являются члены партии, зарегистрированные в данном региональном отделении.
Согласно пункту «б» части 2 статьи 32 Устава партии к компетенции конференции (общего собрания) регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится, в частности, выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, кандидатов и (или) списка кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры которых в случае выдвижения списка кандидатов и порядок размещения в списке предварительно согласованы Президиумом или Бюро Президиума Партии (пункт «б» части 2 статьи 32 Устава партии).
В соответствии с размещенным на официальном сайте Избирательной комиссии ФИО4<адрес> списком региональных отделений политических партий, общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в качестве избирательных объединений, в состав регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в ФИО4<адрес> входит 7 местных отделений (местные отделения Центрального, Ленинградского и <адрес>ов <адрес>, местные отделения городов Гвардейска, Полесска, Балтийска, Светлогорска).
Факт юридического наличия до настоящего времени в составе регионального отделения партии названных местных отделений партии не оспаривается избирательным объединением, которое, возражая против доводов административного истца, по сути ссылается лишь на фактическое прекращение деятельности местных отделений, входивших до августа 2020 года в состав ФИО4 регионального отделения партии, в связи с чем решение о выдвижении кандидатов в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва принято не на заседании Конференции, а на Общем собрании регионального отделения партии.
Для уведомления о выдвижении ФИО3 представил в окружную избирательную комиссию в подтверждение его выдвижения избирательным объединением выписку из протокола общего собрания регионального отделения партии от ДД.ММ.ГГГГ.
Из этой выписки следует, что численность зарегистрированных членов регионального отделения партии – 9 человек, на общем собрании присутствовало 8 членов партии, за принятие решения о выдвижении ФИО3 кандидатом в депутаты ФИО4<адрес> Думы по одномандатному избирательному округу № проголосовало 8 членов партии.
Проверяя доводы административного истца о неправомочности общего собрания регионального отделения партии от ДД.ММ.ГГГГ, суд принимает во внимание следующее.
В силу части 9 статьи 31 Устава партии общее собрание регионального отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, зарегистрированных в данном региональном отделении.
Решения общего собрания регионального отделения принимаются ее делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной конференции (общем собрании) регионального отделения ее делегатов (его участников).
По сведениям, представленным ДД.ММ.ГГГГ региональным отделением партии в территориальное управление Министерства юстиции России в порядке п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих объединениях», общее число членов регионального отделения партии на указанную дату – 632.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как утверждает само избирательное объединение, количество членов партии, поставленных на учет в ФИО4 региональном отделении партии, - 236.
Ссылаясь с учетом численности регионального отделения партии не менее 236 человек на правомочность общего собрания ДД.ММ.ГГГГ при участии в общем собрании 8 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии, региональное отделение партии представило сведения о численности членов партии, которые не только поставлены на учет в региональном отделении партии (как и иные члены партии в общем количестве 236 человек), но и имеют самостоятельную регистрацию в качестве членов партии для работы в региональном отделении (человек).
В то же время, статьей 23 Федерального закона «О политических партиях» определено, что прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии (пункт 1); члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом (пункт 2); члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений (пункт 5).
В соответствии с приведенными положения Федерального закона «О политических партиях» Уставом политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» определено, что партия создана и действует на основе принципов добровольности, равноправия членов, самоуправления, законности и гласности (часть 4 статьи 1); членство в партии является добровольным и индивидуальным (часть 1 статьи 6); вступающий в члены партии гражданин Российской Федерации представляет личное письменное заявление о вступлении в партию, как правило, в правление регионального отделения или совет местного отделения по месту своего постоянного или преимущественного проживания (часть 1 статьи 7); учет членов партии в региональном отделении партии ведет правление регионального отделения партии, в случае изменения места постоянного или преимущественного проживания члена партии на основании его личного письменного заявления он снимается с учета в соответствующем региональном отделении партии, ставится на учет и регистрируется в ином региональном отделении партии; численность членов партии, состоящих на учете в региональном отделении партии, определяется как число членов партии, состоящих на учете во всех местных отделениях партии, входящих в состав регионального отделения партии, и членов партии, состоящих на учете непосредственно в региональном отделении партии и не учитываемых в составе местных отделений партии (часть 2 статьи 8).
Этим нормам корреспондирует закрепленная в пункте 8 статьи 11 устава партии обязанность члена партии в случае изменения места своего постоянного или преимущественного проживания в месячный срок сообщить об этом путем подачи личного письменного заявления о регистрации в структурном подразделении по новому месту постоянного или преимущественного проживания в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Согласно части 12 статьи 8 Устава партии в региональном отделении или его отдельных структурных подразделениях может быть объявлена перерегистрация членов партии; члены партии, не прошедшие перерегистрацию, не утрачивают членства в партии.
На основании части 5 статьи 8 Устава партии формы учета, регистрации и правила документооборота определяются Положением о приеме, учете, регистрации и оформлении документов по учету членов Партии, утверждаемыми решением президиума или Бюро Президиума Центрального совета Партии.
Таким образом, использованная в статье 8 Устава партии терминология «учет и регистрация членов партии» по сути регулирует порядок ведения учетно-регистрационной документации.
При этом установленные внутренними документами партии особенности документооборота, в том числе по учету членов партии, никоим образом не ограничивают и не могут ограничить объем прав лиц, принятых в партию на основе принципе равноправия ее членов в соответствии с Федеральным законом о политических партиях и уставом настоящей политической партии, по критерию дополнительной регистрации отдельных членов партии для работы в структурном подразделении.
Действительно, как верно обращает внимание избирательное объединение, в силу части 8 статьи 8, пункта 13 статьи 10 устава партии каждый член партии имеет право зарегистрироваться для работы в одном из структурных подразделений.
При этом возможность осуществления трудовых функций в структурных подразделениях партии прямо предусмотрена статьей 28 Устава партии (в аппарате структурного подразделения партии) либо не исключена статьей 33 Устава партии (в правлении регионального отделения, являющимся постоянно действующим коллегиальным органом регионального отделения партии) и статьей 39 Устава партии (в контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения партии).
В соответствии с пунктом 14 статьи 10 Устава партии член партии, зарегистрированный в одном из структурных подразделений, имеет право избирать в руководящие и контрольно-ревизионные органы партии, ее региональных и иных структурных подразделений, участвовать в принятии решений этих органов путем голосования, а член партии, не воспользовавшийся своим правом зарегистрироваться для работы в одном из структурных подразделений, предусмотренным пунктом 13 настоящей статьи, делегирует права, предусмотренные настоящим пунктом, зарегистрированным членам партии.
Из буквального содержания пункта 14 статьи 10 Устава партии следует, что член партии, не зарегистрированный для работы в структурном подразделении партии, не вправе принимать непосредственное участие в принятии решений (в том числе путем личного голосования) исключительно выборными структурного подразделения партии, если он членом выборных руководящих и контрольно-ревизионных органов отделения партии не является.
Однако общее собрание отделения партии не является его выборным органом, представляет собой в силу статьи 24 Федерального закона о политических партиях и статьи 31 Устава партии высший руководящий коллегиальный орган, участниками которого являются члены соответствующего отделения партии исключительно по праву членства в политической партии.
Таким образом, и из закона, и из устава партии следует, что в отличие от решения выборных органов отделения партии, которое принимается только членами соответствующих органов, решение общего собрания отделения партии подлежит принятию в соответствии с частью 9 статьи 31 Устава партии правомочным собранием, если в его работе принимают участие более половины членов партии, зарегистрированных в данном отделении партии.
При этом в общем собрании вправе принять участие любой член партии при единственном закрепленном в части 9 статьи 31 Устава условии, а именно: при условии регистрации члена партии в данном структурном подразделении (по территориальному принципу, в частности, в целях исключения двойного учета членов партии).
Принимая во внимание численность ФИО4 регионального отделения партии – 236 членов, общее собрание регионального отделения правомочно только в том случае, если в его работе принимает участие не менее 119 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии.
Поскольку в общем собрании ДД.ММ.ГГГГ участвовало только 8 членов партии, такое общее собрание с очевидностью неправомочно.
В судебном заседании избирательное объединение и непосредственно кандидат ФИО3 заявили, что за исключением 9 членов партии, зарегистрированных для работы в региональном отделении партии, из которых 8 членов партии приняли участие в общем собрании ДД.ММ.ГГГГ, остальные члены партии, зарегистрированные в региональном отделении, не участвовали в формировании повестки дня, избрании счетной комиссии и непосредственно в голосовании по вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты.
Изложенный в судебном заседании довод избирательного объединения о том, что отсутствием кворума на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ не нарушены права и законные интересы остальных 227 членов партии, зарегистрированных в ФИО4 региональном отделении партии, поскольку целью проведения ДД.ММ.ГГГГ общего собрания регионального отделения партии фактически являлось выдвижение 9 членами регионального отделения, которые принимают участие в работе регионального отделения на постоянной основе, остальных членов партии, которые заинтересованы только в выдвижении кандидатами в депутаты и не принимают иного участия в работе отделения партии, в количестве около 200 человек, не свидетельствуют об отсутствии у регионального отделения обязанности соблюдать требования закона и устава партии по принятию решений только правомочными коллегиальными органами партии.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что решение общего собрания регионального отделения партии от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении ФИО3 кандидатом в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № принято неправомочным органом регионального отделения партии в нарушение требований Федерального закона «О политических партиях» и устава политической партии, что свидетельствует о наличии оснований к отмене оспариваемого решения, предусмотренных подпунктом «б» пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
С учетом изложенного суд полагает административные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО2 - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты ФИО4<адрес> Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО3».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через ФИО4 областной суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО4
областного суда А.А. Струкова