Дело №а-2194/20 04 марта 2020 года
47RS0№-20
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании бездействия, выразившегося в не предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 47:07:0602016:68, администрации незаконным, обязании предоставить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 47:07:0602016:68.
В обосновании требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ подала в Администрацию муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> заявление о предоставлении государственной услуги – выдаче градостроительного плана, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. Однако данную услугу административный ответчик, без указания причины, и не предоставил, градостроительный план на земельный участок предоставлен не был.
Административный истец полагает, что данное обстоятельство является незаконным, невыдача градостроительного плана нарушает его права и интересы, создают препятствия для дальнейшего использования земельного участка, поскольку обязанность органа местного самоуправления по обеспечению подготовки, утверждения и выдачи градостроительного плана в течении 30 дней по заявлению обратившегося лица предусмотрена Градостроительным кодексом РФ, а данную обязанность Администрация при его обращении не выполнила, в результате чего, допустил бездействие в выдаче градостроительного плана земельного участка, в результате чего, допустила бездействие в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании по делу уведомлен надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии, требования административного искового заявления просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о слушании по делу уведомлен надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не предоставил. Ранее возражал против удовлетворения требований по основаниям изложенным в письменном отзыве на административный иск.
В соответствие ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий(бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административный истец является собственником земельного участка площадью 2083 кв.м. с кадастровым номером 47:07:0602016:68, расположенного по адресу: <адрес>, г.п. им. Свердлова, уч.16/4. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – для размещения здания бытового обслуживания, категории земель – земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Каких-либо ограничений либо обременений на земельном участке не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства объекта здания бытового объекта (комплекса).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец по собственной инициативе обращается к административному ответчику с заявлением вх.№ с просьбой о приобщении дополнительных материалов к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. С приложения к заявлению, топографическая съемка земельного участка, технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.
ДД.ММ.ГГГГ, исх. № административным ответчиком был направлен градостроительный план земельного участка для регистрации в комитет строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, но был возвращен исх. № от 04.07.2019г. на доработку в связи с неверно указанным кадастровым номером земельного участка, не соблюдением порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25. 04. 2017г.№/пр. а также руководствуясь п. 2.3.4. Положения о порядке регистрации градостроительных планов земельных участков, утвержденного приказом комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ, исх. № административным ответчиком повторно был направлен градостроительный план земельного участка для регистрации в комитет строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, но был возвращен исх. № от 23.07.2019г. на доработку в связи не соблюдением порядка заполнения формы с «описание границ земельного участка:» не соответствуют, не соблюдением порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25. 04. 2017г.№/пр., а также руководствуясь п. 2.3.4. Положения о порядке регистрации градостроительных планов земельных участков, утвержденного приказом комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика была подана жалоба, с просьбой выдать согласованный в соответствии с градостроительным кодексом РФ градостроительный план вышеуказанного земельного участка, однако данная желоба была проигнорирована.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ФИО2 была информирована о повторном обращении администрации муниципального образование «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> для возможности регистрации градостроительного плана вышеуказанного земельного участка.
Как следует из письма исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> сообщила, что не может осуществить оказание муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», не указав причины отказа.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО2 с заявлением о выдаче ГПЗУ) определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Порядок выдачи градостроительных планов земельных участков урегулирован статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой такие планы выдаются в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2).
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ. В частности, к такой информации относятся сведения: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, и т.д. деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон и т.д.;
В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ при подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные технические условия подлежат представлению в орган местного самоуправления в срок, установленный частью 7 статьи 48 настоящего Кодекса.
В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки (часть 8 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ).
Анализ приведенных норм градостроительного законодательств в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка необходим для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Отказ в выдаче градостроительного плана со всей очевидностью создает непреодолимые препятствия к осуществлению строительства.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Названный Федеральный закон также устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Представитель административного ответчика в отзыве на административное исковое заявление, ссылается на постановление администрации Муниципального образования «Свердловское городское послание» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило обращение об аннулировании технических условий при данных обстоятельствах у администрации отсутствует возможность подготовить градостроительный план земельного участка.
Однако, суд полагает, что данная ссылка является не состоятельной, на основании ст.26 административного регламента, так как технические условия заявитель не должен предоставлять, то есть это не является его прямой обязанностью, а только правом.
При этом, как следует из представленных ответов из Комитета строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, исх. № от 04.07.2019г., исх. № от 23.07.2019г, отсутствует ссылка на отсутствие технических условий.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 61-62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Вместе с тем, следует также отметить, что ст.26 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Как показывают материалы дела, для выдачи градостроительного плана земельного участка заявителем приложены к заявлению все необходимые документы, которые он должен был приложить в соответствии с вышеуказанной статьей, а некомплектность представленных документов, либо их несоответствие установленным требованиям судом не установлено.
Процедура выдачи градостроительного плана земельного участка носит заявительный характер, данный документ подлежит выдаче уполномоченным органом в упрощенном порядке по заявлению заинтересованного лица. Каких-либо иных документов, необходимых для предоставления градостроительного плана земельного участка, названная норма не предусматривает.
Запрет требовать представления документов и информации, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, установлен и частью 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Требование о предоставлении дополнительного документа, не предусмотренного Градостроительным кодексом, устанавливает препятствия для получения градостроительного плана земельного участка, нарушая права заявителя.
В силу ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 8,9,10 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия( бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ установлено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, в связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные ФИО2 требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в выдаче Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 47:07:0602016:68, расположенного по адресу: <адрес>, г.п. им. Свердлова, уч.16/4, в установленные п.17.ст.46 Градостроительного кодекса РФ сроки.
Обязать Администрацию муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО2 о выдаче Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 47:07:0602016:68, расположенного по адресу: <адрес>, г.п. им. Свердлова, уч.16/4
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через Всеволожский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 08.04.2020г.