Дело №а-219/2024
УИД №RS0№-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Меховой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
12 января 2024 года
материалы административного дела по административному иску ФИО1 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2023, оформленного протоколом № 2 в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском. В обоснование указал, что 05.09.2023 жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ рассмотрено его заявление о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений. По результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях, так как в соответствии с п.1 с. 2.6 Положения предоставленные им сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокурора нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи составляет более 15 кв. метров, а также на то, что его мать ухудшила свои жилищные условия, продав квартиру <данные изъяты>. Считает, что решение жилищной комиссии принято с нарушением порядка принятия решения о постановке и снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленного ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Он не является членом семьи своей матери – <данные изъяты> В период работы в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на руководящих должностях и непосредственно перед службой в органах прокуратуры республики Крым он был признан нуждающимся в жилом помещении на основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. За период службы в органах прокуратуры постоянно осуществлял найма служебных жилых помещений, на которые ему, как признанному нуждающимся в служебном помещении производилось возмещение затраченных им сумм. Ежегодно подтверждал данное право, что отражено в заседании жилищной комиссии прокуратуры РФ по Новосибирской области за 2022 год. Уволен из органов прокуратуры на основании приказа <данные изъяты> с правом на получение пенсии. Имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения жилья и после увольнения. Просил признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2023, оформленного протоколом № 2 об отказе ФИО1 в признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента принятия решения.
ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что в настоящее время проживает в квартире принадлежащей его отцу ФИО2 на праве собственности по адресу: <данные изъяты>. Его отец ФИО2 проживает с его матерью ФИО3, <данные изъяты>. Сам он зарегистрирован в квартире своей матери по адресу: <данные изъяты>. Плату за жилье и коммунальные услуги он не оплачивает. Ранее ФИО1 был зарегистрирован в принадлежащей его матери ФИО3 квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>. В квартире, принадлежащей его матери, он не проживал и не проживает, <данные изъяты>. Кроме того, он долгое время работал в Новосибирской области, затем в Республике Крым. До 2020 года находился в зарегистрированном браке с ФИО4, имеет несовершеннолетнего сына ФИО5, который после развода по договоренности родителей, проживает со своей матерью ФИО4 по адресу: <данные изъяты> удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного истца по адвокатскому ордеру ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнил, что в период работы в Новосибирской области и в Республике Крым ФИО1 признавался нуждающимся в жилье.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по доверенности ФИО7 в судебном заседании, а также согласно представленному отзыву возражала против удовлетворения заявленных требований. Представила суду письменный отзыв. При рассмотрении жилищной комиссией материалов в отношении ФИО1 установлено, что он с 30.03.2021 зарегистрирован по месту жительства с матерью — ФИО3 <данные изъяты> в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенном по адресу: <данные изъяты> принадлежащей на праве собственности его матери согласно договору купли-продажи от <данные изъяты>. Довод ФИО1 о том, что он не является членом семьи собственника жилого помещения – ФИО3 и не вправе проживать в вышеуказанном жилом помещении не состоятелен. Поскольку ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 95,8 кв. м, принадлежащем на праве собственности его матери, то он в соответствии с действующим законодательством вправе проживать в данном жилом помещении. С учетом состава семьи ФИО1 для определения нуждаемости в жилых помещениях — 2 человека (он, его мать), обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более 15 кв. м на одного члена семьи. При таких обстоятельствах жилищной комиссией 05.09.2023 принято обоснованное решение об отказе ФИО1 в признании нуждающимся в жилых помещениях. (т. 1 л.д. 173-175).
Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Прокуратура Республики Крым о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представителя в судебное заседание не направили. В письменном пояснении указано, что материалы учетного дела в отношении ФИО1 направлены в Жилищную комиссию Прокуратуры Российской Федерации. (т. 1 л.д. 167-169).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в рамках Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Всоответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Закона о прокуратуре обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Закона о прокуратуре).
Частью 2 ст. 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.
В соответствии с положениями абз. 6 п. 2 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр, право пользования жилыми помещениями имеют собственник жилого помещения и члены его семьи.
Судебным разбирательством установлено, материалами дела подтверждено, что с 24.07.2012 ФИО1 проходил службу в органах прокуратуры Новосибирской области, 20.01.2022 уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. 20.04.2022 назначен на должность прокурора отдела по надзору за ОРД в территориальных органах МВД России, ФСИН России и соблюдением законов в ИВС органов внутренних дел управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Крым. Приказом прокурора Республики Крым от 01.09.2023 № 340-(0) ФИО1 уволен из органов прокуратуры 05.09.2023 по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. (т. 2 л.д. 14, 97-98).
10.06.2015 ФИО1 подано заявление о принятии его и его семьи на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении.
31.07.2015 поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения с составом семьи из 3 человек (протокол жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 31.07.2015). (т. 1 л.д. 45 оборот).
За период службы в прокуратуре Новосибирской области были предоставлены служебные жилые помещения в Кыштовском и Убинском районе Новосибирской области, которые работником освобождены: квартира по адресу: <данные изъяты>, освобождена в связи с переводом на новое место службы в <данные изъяты> Новосибирской области; а также квартира по адресу: <данные изъяты> освобождена в связи с увольнением из прокуратуры Новосибирской области.
16.04.2023 ФИО1 заключил с ФИО8 договор найма жилого помещения от 16.04.2023 б/н, по условиям которого нанимателю передано в пользование за плату квартиру, расположенная: <...>. Срок найма с 16.04.2023 по 15.03.2024. Близкими родственниками не являлись. (т. 2 л.д. 71-73).
Единовременная социальная выплата для приобретения (строительства) жилого помещения ФИО1 не выплачивалась. (т. 1 л.д. 165).
Согласно копии лицевого счета ТСН «Куйбышевец-6» № 168, в квартире по адресу: <данные изъяты> в период с 27.07.1999 по 30.03.2021 было зарегистрировано 2 человека: собственник ФИО3 и ее сын ФИО1 (т. 2 л.д. 76)
В соответствии с договором купли-продажи квартиры от 18.11.2020 ФИО3 продала квартиру, расположенную по адресу г<данные изъяты> (т. 2 л.д. 71-73).
Договором от 26.11.2020 зафиксирован факт приобретения ФИО3 квартиры по адресу: <данные изъяты>. (т. 2 л.д. 87-88).
При таких обстоятельствах, с учетом даты продажи одной и приобретения другой квартиры, площадей жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 улучшила свои жилищные условия, продав квартиру меньшей площадью и приобретя квартиру большей площадью.
Согласно пояснениям, данным административным истцом в ходе судебного разбирательства, его несовершеннолетний сын ФИО9 в настоящее время проживает на постоянной основе с матерью ФИО4 по адресу: <данные изъяты>. Аналогичные сведения содержит копия лицевого счета № <данные изъяты> от 05.07.2023, выданная ООО «УК на Волочаевской».
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 г. N 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
01.07.2023 ФИО1 подано заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, и принятии на учет в качестве нуждающимся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Указан состав семьи - сын ФИО5 (л.д. 48-49).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2023 ФИО1 отказано в признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятия на учет нуждающимся в жилых помещениях, так как в соответствии с п.п. 1 п. 2.6 Положения представленные сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м. Кроме того, указано на совершение матерью ФИО1 действий, повлекших ухудшение жилищных условий (прекращение 20.11.2020 права собственности на жилое помещение общей площадью 68,2 кв.м. по адресу: <...>), что в соответствии с п. 14 и пп. «д» п. 2.7 является основанием для отказа в признании ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. (т.2 л.д. 11-12).
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).
Пунктом 3.4 раздела 3 (Порядок предоставления единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам) Положения предусмотрено, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Комиссия) проверяется нуждаемость в жилых помещениях прокуроров (граждан), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, определяется размер единовременной социальной выплаты согласно Правилам расчета размера единовременной социальной выплаты, и при наличии оснований для ее предоставления вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.
Согласно пункту 3.5 Положения решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.
Согласно подпункту 1 пункта 2.6 Положения основаниями для отказа в признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях являются следующие обстоятельства: сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты.
Из анализа вышеприведенных правовых норм в их логической взаимсвязи следует, что в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В обоснование заявленных требований о признании обжалуемого решения незаконным ФИО1 указано на отсутствие в его собственности каких-либо жилых помещений за период работы в органах прокуратуры. <данные изъяты> принадлежит на праве собственности единоличному собственнику – ФИО3, членом семьи которой административный истец не является, и по указанному адресу не проживает, бремени содержания квартиры не несет.
Вместе с тем, указанные доказательства не могут опровергнуть вывод жилищной комиссии Генеральной прокуратуры от 05.09.2023 о том, что ФИО1 как сын собственника жилого помещения ФИО3, будучи зарегистрированным по месту жительства в указанном жилом помещении, не утратил право пользования <...>. Ему никто не чинит препятствия в пользовании этой квартирой, о чем ФИО1 сообщил в судебном заседании.
Так, согласно копии лицевого счета ООО «УК Берег-3 Центральный» в квартире по адресу: <данные изъяты> в период с 30.03.2021 по настоящее время зарегистрировано 2 человека: собственник ФИО3 и ее сын ФИО1 (т. 2 л.д. 86).
На основании части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
Таким образом, ФИО1, будучи зарегистрированным в квартире своей матери как ее сын, имеет возможность проживания в данной на безвозмездной основе именно как сын ФИО3 Тот факт, что административный истец не оплачивает коммунальных услуг и услуг по содержания квартиры по адресу: <данные изъяты>, позволяет сделать вывод лишь о том, что ФИО3, как собственник, не нуждается в материальной поддержке для несения бремени содержания квартиры.
Указание административного истца на то, что в настоящее время он не проживает по указанному адресу, и ранее не проживал по адресу регистрации ФИО3, отклоняется судом, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об утрате ФИО1 права пользования квартирой по адресу: <данные изъяты>.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что факт регистрации по месту жительства административного истца в квартире своей матери не является формальностью, а подтверждает возникновение прав на проживание ФИО1 в этой квартире и несение обязанностей наравне с собственником.
Согласно абзацу 4 пункта 13 постановления Пленума ВС РФ, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами.
Существенным для признания между лицами, в том числе близкими родственниками именно семейных отношений являются, в том числе вселение в жилое помещение собственником в качестве члена его семьи, а также характеризуются, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
То обстоятельство, что ФИО1, будучи вселен в квартиру своего отца как его сын, продолжает проживать в этой квартире на безвозмездной основе именно как сын, а зарегистрирован в жилом помещении своей матери ФИО3, которой может пользоваться также на безвозмездной основе именно как сын, говорит о том, что административный истец ФИО1 является членом семьи как своей матери ФИО3, так и своего отца ФИО2 Тот факт, что административный истец не оказывает материальной помощи своим родителям позволяет сделать вывод лишь о том, что они не нуждаются в материальной поддержке.
Доказательств тому, что административный истец ФИО1 не может проживать ни в квартире своей матери, ни в квартире своего отца, суду не представлено.
Следовательно, общая площадь квартиры по адресу: <данные изъяты>, в котором истец зарегистрирован в качестве члена семьи собственника жилого помещения на момент вынесения обжалуемого решения жилищной Комиссии Генеральной прокуратуры подлежала учету при определении уровня обеспеченности истца жилым помещением в 2023 году.
Настоящим судебным разбирательством установлено, что сам ФИО1 в настоящее время проживает в квартире своего отца ФИО2 по адресу: <данные изъяты>. Вселен в эту квартиру собственником жилого помещения добровольно, следовательно имеет право на пользование данной квартирой. (т. 2 л.д. 130). Таким образом, и эта площадь также может быть учтена при определении уровня обеспеченности истца жилым помещением.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Таким образом, общая площадь жилых помещений, в которых зарегистрированы ФИО1 и его мать ФИО3, с учетом жилых помещений, находящихся в собственности, и приходящаяся на каждое зарегистрированное лицо, составила <данные изъяты> что превышает 15 кв.м на одного человека. Оснований для предоставления ФИО1 права на единовременную социальную выплату как сотруднику прокуратуры не имеется, и не имелось на момент его постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Несовершеннолетний ФИО5 обоснованно не принят к учету жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ при определении обеспеченности ФИО1 общей площадью жилого помещения, поскольку доказательства как совместной регистрации, так и совместного постоянного проживания ФИО1 и ФИО5 по определенному адресу административным истцом не представлено ни на момент вынесения обжалуемого решения административным ответчиком, ни в ходе судебного разбирательства по делу.
При этом, суд считает необходимым отметить, что даже в случае возможного учета жилищной комиссией несовершеннолетнего ФИО5 как члена семьи при определении нуждаемости административного ответчика в жилом помещении, приходящаяся на каждое зарегистрированное лицо площадь жилых помещений в вышеуказанной квартире превышала 15 кв.м. <данные изъяты>, и не влекла удовлетворения оспариваемого заявления.
Сам по себе факт того, что ранее ответственные лица в течение длительного периода времени не выявили незаконность постановки административного истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не порождает у ФИО1 право состоять на таком учете.
При таких обстоятельствах, оспариваемое административным истцом решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2023, оформленного протоколом № 2 в отношении ФИО1, является законным.
Хотя довод оспариваемого решения, что ФИО3 ухудшила свои жилищные условия, продав <данные изъяты>, и н нашел своего подтверждения в судебном разбирательстве, это н влечет за собой признания оспариваемого решения незаконным и необоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2023, оформленного протоколом № 2 в отношении ФИО1, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) сторонами в Омский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья подпись М.Л. Жидкова
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2024.
<данные изъяты> |