ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2203/2021 от 21.10.2021 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а–2203/2021

УИН 54RS0-22

РешениеИменем Российской Федерации

21 октября 2021 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес>

в составе:

Судьи Сидорчук М.В.,

при секретаре Духовниковой Л.А.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области к ФИО2 о взыскании налоговой недоимки и пени,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений (л.д.93-97, 108-110, 118-120), просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017, 2018, 2019г.г. и пени в общей сумме 18 735,19 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017, 2018, 2019г.г. и пени в сумме 86211,53 руб., в обоснование указав, что налогоплательщик ФИО2 состоит на учете в ИФНС по Октябрьскому району г.Новосибирска (ныне Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области) и как арбитражный управляющий должен уплачивать установленные законом страховые взносы. Направленные налогоплательщику после выявления недоимки налоговые требования исполнены последним не были, судебный приказ мирового судьи по возражениям должника отменен, что и явилось основанием для обращения с указанным административным иском в суд.

В судебном заседании представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области – по доверенности (л.д.105) ФИО3 уточненные требования к административному ответчику поддержала, ссылалась на неправильное толкование ФИО2 действующих правовых норм.

Административный ответчик ФИО2 и его представитель по устному ходатайству ФИО4 в судебном заседании требования уточненного административного искового заявления не признали, поддержали письменные возражения (л.д.70-71, 74).

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает уточненное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего:

Так, ФИО2 состоит на учете в ИФНС по Октябрьскому району г.Новосибирска (ныне Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области) в качестве налогоплательщика, являясь арбитражным управляющим.

Согласно ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пп.2 пп.1 ст.419 НК РФ арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов.

Глава 34 НК РФ содержит понятие, основание и порядок уплаты страховых взносов. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам установлен ст.432 НК РФ.

Согласно данной статье исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с п.2 ст.84 НК РФ постановка на учет в налоговых органах арбитражных управляющих осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пункте 4.1 статьи 85 Кодекса, с 01.01.2017 (Федеральный закон №401-ФЗ от 30.11.2016).

До 01.01.2017 сведения, указанные в пункте 4.1 статьи 85 Кодекса, в налоговые органы не предоставлялись и уведомления о постановке на учет не выдавались.

В январе 2020 года заявитель обратился лично в Инспекцию с просьбой о постановке его на учет в качестве арбитражного управляющего.

В налоговый орган документ «Сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих», включающий сведения о внесении и исключении из реестра арбитражных управляющих, поступил 16.01.2020 (дата внесения сведений в сводный реестр арбитражных управляющих ФИО2 – 07.05.2015).

Из вышеизложенного следует, что ФИО2 имеет статус арбитражного управляющего с 07.05.2015, а обязанность у уполномоченных органов сообщать в налоговый орган сведения об арбитражных управляющих – членах соответствующе саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, введена с 01.01.2017 Федеральным законом №401-ФЗ от 30.11.2016, данным органом не исполнена.

Инспекцией после получения вышеуказанных сведений в установленный ст.70 НК РФ трехмесячный срок было выставлено требование №33438 от 29.01.2020 (л.д.13-14) об уплате страховых взносов и пени за 2017, 2018, 2019 со сроком исполнения до 17.03.2020:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в сумме 18735,19 руб., в том числе: налог за 2017 год – 4 590,00 руб., налог за 2018 год – 5 840,00 руб., налог за 2019 год – 6 884,00 руб.

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в сумме 86 211,53 руб. (за 2017-2019гг.) в том числе: налог за 2017 год – 23 400,00 руб., налог за 2018 год – 26 545,00 руб., налог за 2019 год – 29 354.00 руб.

Требование в добровольном порядке не исполнено.

В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае просрочки уплаты налога налогоплательщику начисляется пеня в соответствии со ст.75 НК РФ.

Сроки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) установлены ст.432 НК РФ – не позднее 31 декабря текущего календарного года, а именно за 2017 год – 31.12.2017, за 2018 год – 31.12.2018, за 2019 год – 31.12.2019.

В связи с тем, что страховые взносы за 2017, 2018, 2019 не оплачены ФИО2 в сроки, установленные законом, инспекцией была начислена пеня:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: с 10.01.2018 по 28.01.2020 – 839,76 руб. за 2017 год, с 10.01.2019 по 28.01.2020 – 541,27 руб. за 2018 год, с 01.01.2020 по 28.01.2020 – 40,16 руб. за 2019 год;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 года): с 10.01.2018 по 28.01.2020 – 4 281,02 руб. за 2017 год, с 10.01.2019 по 28.01.2020 – 2 460,28 руб. за 2018 год, с 01.01.2020 по 28.01.2020 – 171,23 руб. за 2019 год.

В силу положений статьи 48 НК РФ (в редакции на момент вынесения определения об отмене судебного приказа) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 ст.286 КАС РФ).

08.05.2020 мировым судьей 3-го судебного участка Октябрьского судебного района г.Новосибирска был вынесен судебный приказ по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г.Новосибирска о взыскании с ФИО2 налоговой недоимки, который Определением мирового судьи 3-го судебного участка Октябрьского судебного района г.Новосибирска от 25.08.2020 был отменен (л.д.7-8).

Настоящий административный иск был подан в суд 17.02.2021, шестимесячный срок на обращение в суд с административным иском административным истцом не пропущен, соблюден.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

По сведениям административного истца задолженность налогоплательщиком не погашена до настоящего времени.

Доказательств обратному административный ответчик в силу ст.62 КАС РФ суду не предоставил.

Не могут являться основанием для отказа в административном иске доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд, так как на дату наступления срока уплаты страховых взносов в 2017 у налоговой службы отсутствовали сведения о статусе ФИО2 как арбитражного управляющего, о не уплате последним обязательных платежей.

Начисление недоимки осуществлено административным истцом в пределах трехлетнего срока до момента ее выявления, в который административный ответчик являлся арбитражным управляющим и свою обязанность по уплате обязательных платежей, не исполнил.

Следовательно, требования административного истца о взыскании с административного ответчика налоговой недоимки являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку административный истец при подаче в суд административного иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии со ст.114 КАС РФ взыскивает с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017, 2018, 2019г.г. и пени в сумме 18 735,19 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017, 2018, 2019г.г. и пени в сумме 86211,53 руб., а всего взыскать 104946 (Сто четыре тысячи девятьсот сорок шесть) руб. 72 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3299 руб.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2021 года.

Судья: «подпись» М.В. Сидорчук