Дело №а-2204/2016г.
решение
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре Аушевой А.К., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Хашиева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ц. Исы С. к прокурору <адрес> Республики Ингушетия о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения закона,
установил
Ц. И.С. обратился в суд c указанным административным исковым заявлением ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора <адрес> Республики Ингушетия Белхороевым М.Б. ему, как руководителю общественной организации «Ассоциация мусульманских ученых Ингушетии», объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Из предостережения и сопроводительного письма следует, что предостережение объявлено по результатам прокурорской проверки информации Управления ФСБ России по <адрес> о возможном функционировании религиозной организации «Ассоциации мусульманских ученых Ингушетии» на базе мечети с.п. Али-Юрт Назрановского муниципального района без государственной регистрации и в отсутствии правоустанавливающих документов, а также о формировании религиозного учебного заведения на базе указанного общественного объединения в отсутствии лицензировании образовательной деятельности.
Полагая указанное предостережение вынесенным с нарушением закона, просит признать его незаконным в связи с его безосновательностью.
Представитель административного истца ФИО1 поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Хашиев А.М. возражал против удовлетворения заявленных требований и просил отказать в административном иске.
Административный истец Ц. И.С. и представитель Управления Министерства юстиции России по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Письмом УФСБ по РИ от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Республики Ингушетия сообщено, что Управлением в рамках реализации оперативно-розыскных мероприятий в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму получена информация о формировании учебного заведения на базе общественного объединения «Ассоциация мусульманских ученых Ингушетии». В функциональные задачи данной организации входит ведение образовательной деятельности. При этом лидеры «Ассоциации мусульманских ученых Ингушетии» не планируют регистрацию религиозной организации в Управлении министерства юстиции России по <адрес> и не намереваются проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности, обязательную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании образовательной деятельности». Отсутствие лицензирования образовательной деятельности и, соответственно, должного контроля за методикой и тематикой программы обучения предоставляют возможность для пропаганды салафитской идеологии, генерирующей в молодежной среде идеи нетерпимости к инакомыслящим и допустимости насилия по отношению к несогласным, что может повлечь радикализацию молодежи и вовлечения ее в антиконституционную деятельность. В целях недопущения пропаганды радикальной и экстремистской идеологии посредством ведения обучающих программ на базе мечети в с. Али-Юрт, Управление в своем письме просит органы прокуратуры в пределах компетенции принять меры прокурорского реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ№, письмо УФСБ по РИ прокуратурой Республики Ингушетия для проведения проверки направлено исполняющему обязанности прокурора <адрес>Белхороеву М.Б., который впоследствии отписал его своему помощнику Хашиеву А.М.
Так, по факту проведенной проверки помощником прокурора <адрес>Хашиевым А.М. вынесено предостережение о недопустимости нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя общественной организации «Ассоциация мусульманских ученых Ингушетии» с.п. Али-Юрт Ц. И.С..
В ходе прокурорской проверки установлено, что общественная организация «Ассоциация мусульманских ученых Ингушетии» создана как общественное объединение на общем собрании членов советов от ДД.ММ.ГГГГ на основании утвержденного Устава в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». При этом в указанном объединении созданы условия и предпосылки (привлечены в качестве членов организации ведущие богословы салафитов Ингушетии) для осуществления образовательной деятельности без получения лицензии, в нарушение утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливающий порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Из объяснений Ц. И.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общественная организация «Ассоциация мусульманских ученых Ингушетии» создана в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также на основании утвержденного Устава от ДД.ММ.ГГГГ, а потому она не является религиозной организацией. Кроме того, данное объединение не собирается заниматься образовательной деятельностью, в том числе основанной на шариате.
Согласно ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Согласно ст. 25.1 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Применение предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона предусмотрено и иными федеральными законами. К примеру, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.
Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе предостережение прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель предупреждения должностных лиц о недопустимости нарушения закона. Требование об исполнении предостережения прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
В данном случае, вынесение прокурором предостережения о недопустимости нарушений законодательства, регулирующего образование и функционирование общественных и религиозных организаций не нарушает права заявителя, так как налагает на него лишь обязанность рассмотреть его, представить ответ о принятых мерах, и позволяет в случае несогласия с предостережением представить ответ о таком несогласии.
Каких-либо обязательных для исполнения требований оспариваемое предостережение не содержит.
Указание в предостережении на возможность привлечения к административной или уголовной ответственности, не может быть признано нарушением прав заявителя, так как при рассмотрении в судебном порядке дела об административном правонарушении, либо уголовного дела, в случае его возбуждения, прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом привлекаемым к ответственности.
Учитывая, что вынесение оспариваемого предостережения прокурором не повлекло нарушение прав и свобод руководителя общественной организации «Ассоциация мусульманских ученых Ингушетии» Ц. И.С., не создало препятствий к их осуществлению, указанные обстоятельства в силу положений п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое заявителем предостережение принято помощником прокурора <адрес> в пределах его полномочий, при этом права Ц. И.С. не нарушены, суд полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 181 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Ц. Исы С. к прокурору <адрес> Республики Ингушетия о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения закона отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Ю.В. Панченко