ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-224/19 от 19.07.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-224/2019

Решение

Именем Российской Федерации

19 июля 2019 года <адрес> УР

Верховный суд У. Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Пенькиной Н.В., с участием прокурора Демидова Д.С., административного истца Бирюковой Ю.А., представителя Государственного Совета У. Республики Гурова Е.С., представителя Г. У. Республики Главатских Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бирюковой Ю. А. о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Бирюкова Ю.А. обратилась в Верховный суд У. Республики с административным исковым заявлением о признании недействующей статьи 11.10 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений". Свои требования обосновывает тем, что постановлением административной комиссии при Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГБирюкова 10.А. за нарушение пункта 8.1.1 Правил благоустройства <адрес> привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.10 Закона У. Республики -РЗ от 13.10.2011г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений». Транспортное средство является источником повышенной опасности, вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне, а именно Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090. Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения РФ, ответственность за нарушение которых установлена статьей 12.19 КоАП РФ. Общественные отношения, связанные с установлением административной ответственности за размещение транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в КоАП РФ. Кроме того, запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территории населенных мест (СанПиН 42-120-4690-08). Статья 11.10 Закона У. Республики -РЗ от 13.10.2011г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», тождественна статье 11.8 того же Закона У. Республики, которая была признана недействующей решением Верховного Суда У. Республики и так же дублирует административную ответственность за нарушения Правил дорожного движения, установленную нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что недопустимо. Просит признать недействующей статью 11.10 Закона У. Республики -РЗ от 13.10.2011г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также суду пояснила, что ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства предусмотрена ст. 12.19 КоАП РФ, аналогичная норма Закона У. Республики уже была признана судом недействующей. Субъект Российской Федерации не вправе устанавливать запреты и ответственность, которые устанавливаются, либо уже установлены Федеральным законодательством.

Представитель Государственного Совета У. Республики с иском не согласился, поддержал доводы письменных возражений, представленных в дело.

Представитель Г. У. Республики с иском не согласился, поддержал позицию представителя Государственного Совета У. Республики и доводы письменных возражений, представленных в дело.

В письменных возражениях административные ответчики указывают, что Государственным Советом У. Республики оспариваемый Закон принят в пределах компетенции и соблюдения порядка и процедуры принятия оспариваемого Закона. Данный Закон регулирует правоотношения, находящиеся в пределах ведения У. Республики и не противоречит Федеральному законодательству.

Прокурор в заключении пояснил, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку согласно Конституции РФ законодательство об административных правонарушениях находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Оспариваемая статья 11.10 Закона У. Республики -РЗ от 13.10.2011г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства. В свою очередь Правила благоустройства принимаются муниципальными образованиями. Соответственно оспариваемая норма не вторгается в сферу регулирования Федерального законодательства.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Административное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 11.10 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" предусмотрена административная ответственность за размещение механического транспортного средства на озелененных территориях, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения, расположенных вне дорог, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения аварийных, строительных, ремонтных работ, а также транспортных средств с установленными специальными световыми и звуковыми сигналами и нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, если эти действия повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований.

Примечанием к данной норме установлено, что в целях применения настоящей статьи:

под озелененной территорией следует понимать территорию, определяемую в соответствии с генеральными планами и (или) правилами землепользования и застройки, и (или) документацией по планировке территорий как озелененную территорию, занятую зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями), в том числе дикорастущими, и (или) предназначенную для выращивания зеленых насаждений;

под детской игровой площадкой следует понимать специально оборудованную территорию, на которой расположено оборудование или элементы оборудования, предназначенные для подвижных игр, активного отдыха детей разных возрастов;

под спортивной площадкой следует понимать специально оборудованную территорию, на которой расположено оборудование или элементы оборудования, предназначенные для занятий физкультурой и спортом всех возрастных групп населения.

Закон УР от ДД.ММ.ГГГГ N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" принят Государственным Советом УР ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указанный Закон был подписан президентом У. Республики. Закон УР № 57-РЗ был опубликован путем размещения (опубликования) на «Официальном сайте Г. У. Республики и Правительства У. Республики» (www.udmurt.ru) ДД.ММ.ГГГГ, а также в издании «Известия У. Республики», . ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N

принят Закон У. Республики 57-РЗ «О внесении изменения в Закон У. Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в части установления административной ответственности за нарушение требований муниципальных правовых актов по обеспечению благоустройства в части запрета размещения механических транспортных средств на отдельных территориях», которым Закон -РЗ был дополнен оспариваемой статьей 11.10. ДД.ММ.ГГГГ Закон был подписан Г. У. Республики и опубликован на Официальном сайт Г. У. Республики и Правительства У. Республики http://www.udmurt.ru, .

В соответствии с частями 1, 2 статьи 31 Конституции У. Республики Государственный Совет У. Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти У. Республики.

Государственный Совет У. Республики - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти У. Республики.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции У. Республики Государственный Совет У. Республики в целях реализации собственных полномочий принимает законы У. Республики.

Согласно ст. 1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 65-РЗ "О Государственном Совете У. Республики" - Государственный Совет является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти У. Республики.

Порядок принятия, подписания, обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Государственного Совета У. Республики установлен статьями 17 и 18 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 65-РЗ "О Государственном Совете У. Республики".

Административными ответчиками представлены надлежащие доказательства соблюдения процедуры и порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, его подписания и опубликования.

По этим основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят компетентным органом региональной власти, в установленном порядке, был опубликован и прошел регистрацию в Управлении Минюста России по УР.

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) закреплено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:

- правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (ст. 2)

- к вопросам местного значения городского округа относиться - утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (п.25 ст. 16)

В городе Ижевске общественные отношения в сфере благоустройства урегулированы Правилами благоустройства <адрес>, утвержденными Решением Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 308. (далее Правила благоустройства).

Г. 8 Правил благоустройства <адрес> определены требования по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортных средств на территории <адрес>

Пункт 8.1.1 Правил благоустройства запрещает размещение транспортного средства, в том числе брошенного, разукомплектованного, бесхозяйного, и механизмов вне зависимости от времени года на территориях, занятых растительностью, и (или) территориях, определенных Правилами землепользования и застройки <адрес> и документацией по планировке территорий в качестве зон зеленых насаждений и озеленения, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения города.

Вопросы содержания территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных и обеспечения их сохранности являются вопросами благоустройства и установление ответственности за соблюдение правил благоустройства относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Следовательно, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъект Российской Федерации - У. Республика вправе установить административную ответственность за нарушение принятых нормативных правовых актов в области благоустройства, запрещающих размещение транспортных средств на территориях зеленых насаждений общего пользования, территорий детских и спортивных площадок и т.п.

Доводы административного истца в том, что оспариваемая норма по сути устанавливает административную ответственность за нарушение требований Федерального законодательства к остановке и стоянке транспортных средств не основаны на законе.

Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Пункт 1.2 Правил дорожного движения в Российской Федерации, определяет основные понятия и термины, к которым озелененная территория не относится. Озелененная территория не является местом парковки, дорогой либо прилегающей территорией, остановку и стоянку транспортного средства на озелененной территории, законодательство о безопасности дорожного движения не регулирует.

Статья 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, содержащихся в разделе 12 Правил дорожного движения, указывает в частях 2 - 4 конкретные места совершения правонарушения, среди которых газоны и территории, занятые зелеными насаждениями, отсутствуют.

Из диспозиции названной статьи следует, что объективную сторону административного правонарушения, связанного с несоблюдением правил остановки или стоянки транспортных средств, образуют действия по преднамеренному прекращению движения транспортного средства, связанному или не связанному с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства на обустроенной или приспособленной и используемой для движения транспортных средств полосе земли (на проезжей части дороги, обочине и тому подобным).

Также суд отмечает, что норма Федерального закона, предусматривающая административную ответственность за нарушение санитарных правил, а именно статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая административную ответственность за нарушение законодательства именно в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, не устанавливает административную ответственность в области благоустройства.

То, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) устанавливают запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, не является основанием для признания недействующей нормы, устанавливающей ответственность за неисполнение нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования в области благоустройства.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд, проанализировав оспариваемую норму об установлении административной ответственности на соответствие Федеральному законодательству в области местного самоуправления, административной ответственности, безопасности дорожного движения, благоустройства и охраны окружающей среды приходит выводу о том, что она им не противоречит.

При указанных обстоятельствах, требование административного истца удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе.

Руководствуясь статьями 175 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Бирюковой Ю. А. о признании недействующей статьи 11.10 Закона У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд У. Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Соловьев В.А.