ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-224/2021 от 24.02.2021 Талдомского районного суда (Московская область)

Адм.дело а-224/21

Решение

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021г. Талдомский районный суд <адрес> в составе судьи Румянцевой М.А. при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Талдомского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, суд

Установил

Административный истец обратилась в суд с иском к административному ответчику, просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду или в собственность на торгах.

Требования административного истца основаны на том, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала заявление через личный кабинет портала государственных услуг <адрес> о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> аренду на торгах, для ведения садоводства с приложением схемы расположения земельного участка и комментариями к схеме. ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление Администрацией Талдомского городского округа был дан ответ, в котором ФИО1 было отказано в предоставлении государственной услуги. В качестве обоснования отказа было указано, что разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. В качестве разъяснений причин отказа было указано, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливаню, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. На основании акта осмотра земельного участка установлено, что к испрашиваемому земельному участку отсутствует свободный проход (подъезд). Ограничение прохода является нарушением прав третьих лиц. С решением об отказе от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не согласна, считает его безосновательным и незаконным. Понятия, на которые административный ответчик ссылается в своем ответе, юридически бессодержательные, т.к. ни Земельный кодекс, ни другие нормативные акты не раскрывают их содержание и конкретные признаки. Не представляется возможным определить признаки «изломанности» границ испрашиваемого земельного участка, представляющего собой по форме прямоугольник, равно как и других препятствующих предоставлению земельного участка в аренду характеристик. Выводы ответчика, сделанные на основании осмотра испрашиваемого земельного участка о том, что к нему отсутствует свободный подъезд и что ограничение прохода является нарушением прав третьих лиц, не основаны на законе. Согласно данным публичной кадастровой карты, к испрашиваемому земельному участку ведут несколько свободных подходов, ширина ближайшего подхода к испрашиваемому земельному участку составляет расстояние равное 5 м, что отвечает Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства. Согласно карте функциональных зон Генерального плана г.<адрес>, испрашиваемый участок находится в зоне «Ж-2». Согласно Правилам землепользования и застройки территории, утвержденным решением Совета депутатов Талдомского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ, в состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства, предельный размер земельного участка для ведения садоводства составляет 2000 кв.м. По испрашиваемому земельному участку ФИО1 ранее подавались два заявления о предоставлении земельного участка в аренду и также были получены отказы. Первое заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ, по которому было принято решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ.Указанная причина отказа- нарушение предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований. Испрашиваемый вид разрешенного использования «садоводство» отсутствует в территориальной зоне «Ж-2». ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно было подано заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с формулировкой под «ведение садоводства», по которому Администрацией Талдомского городского округа было принято решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ Указанная причина отказа-нарушение предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований, установлено, что к испрашиваемому земельному участку отсутствует свободный подход(подъезд). Ограничение прохода является нарушением прав третьих лиц. В качестве дополнения, ФИО1 было предложено демонтировать ограждение, препятствующее проходу к испрашиваемому земельному участку, после этого подать заявление повторно. Рекомендации административного ответчика по демонтажу ограждения являются незаконно возложенными обязанностями на ФИО1, препятствующими получению государственной услуги. К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ была приложена схема расположения земельного участка с комментариями, где ФИО1 предложила поспособствовать с обеспечением доступа к испрашиваемому земельному участку. Но ответчик не связался с ФИО1, а прислал формальный отказ. Считает, что ее права на получение государственной услуги были нарушены ответчиком, и реализация ее законных интересов стала невозможной в результате созданных препятствий к осуществлению прав, а также на нее незаконно были возложены какие-либо обязанности. Систематические отказы ответчика характеризуют предвзятое отношение к истцу, нарушающие права и законные интересы, ответчиком создаются препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов истца. Просит признать незаконным решение об отказе Администрации Талдомского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах».

Представитель административного ответчика ФИО3, требования не признал, суду пояснил, что решением Администрации Талдомского городского округа от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах. На сегодняшний день, в ситуационном плане видно, что с северной стороны находится два земельных участка, принадлежащих истцу и 1 участок, принадлежащий супругу истца. На сегодняшний день участок находится в других границах, часть участка самовольно захвачена. Демонтировать часть забора истец отказалась. Это привело к тому, что к испрашиваемому участку нет доступа. Земельный участок должен быть предоставлен на торгах, торги проводятся публично. К земельному участку должен быть доступ третьих лиц. На сегодня доступ третьих лиц, возможных претендентов на участие в торгах, обеспечить невозможно. Администрация Талдомского городского округа неоднократно просила истца освободить земельный участок, не нарушать действующее законодательство и обеспечить Администрации Талдомского городского округа доступ к участку. До настоящего времени доступ к участку не обеспечен. Считает отказ обоснованным.

Суд, выслушав административного истца, изучив материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Частью 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ определено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

На основании частью 5 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схему расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Как следует из части 12 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования), форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с подпунктом 3 пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу требований п. 6 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 762 схема расположения земельного участка должна включать в себя следующие сведения: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

- список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

- сведения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ;

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

В судебном заседании установлено, что административный истец обратилась к административному ответчикуДД.ММ.ГГГГ за предоставлением Государственной услуги, а именно с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на торгах, приложив схему расположения земельного участка и комментарии к ней/л.д.8,10/

Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Государственной услуги было отказано в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, что предусмотрено п.16 ст.11.10 ЗК РФ в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Из представленного административным ответчиком акта осмотра земельного участка, следует, что к испрашиваемому земельному участку фактически отсутствует свободный подход (подъезд) с земель общего пользования, что нарушает права неопределенного круга лиц, возможных участников торгов по приобретению права аренды земельного участка и препятствует его рациональному использованию.

Кроме того, схема расположения испрашиваемого земельного участка содержит комментарий к заявлению административного истца, что фактически подтверждает отсутствие свободного доступа. Административный истец является собственником и арендатором земельных участков с КН 50:01:0050235:52 и 50:010050235:69, к которому испрашиваемый земельный участок примыкает и гарантирует представителю администрации свободный доступ к испрашиваемому участку через принадлежащий ей земельный участок с КН 50:01:0050235:52, что подтверждает доводы административного ответчика о фактическом отсутствии свободного проезда и прохода к испрашиваемому участку.

При таких обстоятельствах, его рациональное использование невозможно, в связи с чем отказ административного ответчика в предоставлении государственной услуги по указанному основанию суд считает законным и обоснованным, поскольку он соответствует положениям ЗК РФ и не нарушает права административного истца.

При таких обстоятельствах, административный иск ФИО1 к Администрации Талдомского городского округа о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №Р40552963 об отказе в предоставлении государственной услуги, суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,суд

Решил:

Административный иск ФИО1 к Администрации Талдомского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья Румянцева М.А.

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.