ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-225/202224И от 24.06.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело а-225/2022 24 июня 2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Пукановой А.А.

с участием прокурора Ефимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» о признании недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 2 декабря 2021 г. №73-в/31 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 сентября 2020 г. № 40-в/2,

установил:

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 сентября 2020 г. № 40-в/2 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ООО «Гидроресурс» на территории городского поселения «Обозерское» Плесецкого муниципального района Архангельской области» установлены и введены в действие на период с 17 сентября 2020 г. по 31 декабря 2023 г. тарифы на питьевую воду (приложение № 5), отпускаемую ООО «Гидроресурс»; тарифы на услуги водоотведения (приложение №6), оказываемые обществом на территории городского поселения «Обозерское» Плесецкого муниципального района Архангельской области. В качестве метода регулирования выбран метод индексации.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 2 декабря 2021 г. №73-в/31 в вышеуказанное постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области в порядке корректировки установленных долгосрочных тарифов внесены изменения: в наименовании; в подпунктах 1 пунктов 1-3, в наименованиях приложений № 1 и 3 слова «городского поселения «Обозерское» Плесецкого муниципального района» заменены словами «рабочего поселка Обозерский и поселка Первомайский Плесецкого муниципального округа»; в подпунктах 2 пунктов 1-3, в наименованиях приложений № 2, 4 к постановлению слова «городского поселения «Обозерское» Плесецкого муниципального района» заменены словами рабочего поселка Обозерский Плесецкого муниципального округа»; Приложения № 5 (тарифы на питьевую воду) и № 6 (тарифы на услуги водоотведения) изложены в новой редакции, исходя из наименований приложений тарифы на питьевую воду установлены на территории рабочего поселка Обозерский и поселка Первомайский Плесецкого муниципального округа; тарифы на услуги водоотведения – на территории поселка Обозерский Плесецкого муниципального округа Архангельской области. Дело о корректировке тарифов открыто на основании распоряжении агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 21 июня 2021 г. № 283-в/о, №284-в/о, № 285-в/о «Об открытии дела о корректировке установленных на 2022 г. тарифов и назначении уполномоченного по делу».

Постановление с приложениями к нему является действующим нормативным правовым актом, опубликовано 10 декабря 2021г.

Оспаривая вышеуказанное постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области общество с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» (далее - ООО «Гидроресурс», общество) ссылается на то, что при проведении корректировки тарифов на водоснабжение и водоотведение на территории городского поселения «Обозерское» Плесецкого муниципального района Архангельской области агентство не установило тариф на водоснабжение в п. Швакино и тариф на водоотведение в р.п. Первомайский, в связи с чем общество, оказывая данные услуги в вышеуказанных населенных пунктах, не имеет возможности начислять плату за них, что противоречит ст. 31 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Кроме того, в нарушение положений п. 47.1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ответчик не установил расчетную предпринимательскую прибыль. Отсутствие в составе необходимой валовой выручки прибыли, уменьшение иных расходных составляющих, как следствие уменьшает тариф, определенный в разделах 3 приложений № 5, 6 к постановлению. Просит признать недействующим постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 2 декабря 2021 г. №73-в/31 в части тарифов на питьевую воду и услуги на водоотведение, установленных в разделах 3 приложений № 5,6, в части не распространения тарифа на питьевую воду по п. Швакино Плесецкого района, на водоотведение по р.п. Первомайский Плесецкого района; обязать ответчика установить экономически обоснованные тарифы, распространить их действие на п. Швакино, р.п. Первомайский Плесецкого района.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал. Дополнил, что постановлением главы МО «Обозерское» № 85 от 31 марта 2020 г. общество наделено статусом гарантирующего поставщика, зоной деятельности определены п. Обозерский, п. Первомайский и п. Швакино. Исключение при проведении корректировки тарифов на водоснабжение по п. Швакино, на водоотведение по п.Первомайский снизило размер необходимой валовой выручки, объем отпуска и объем принятых сточных вод, в результате чего занижен доход общества. При этом обществом ведется деятельность по приему и транспортировке сточных вод в р.п Первомайский, затем принятые сточные воды вывозятся в п. Обозерский, где сбрасываются в действующую систему водоотведения. В п. Швакино подъем холодной воды осуществляется из артезианской скважины в цистерну, с водоразборной колонкой, из которой воду получают потребители. Полагает, что тариф на питьевую воду должен быть установлен независимо от того, является система водоснабжения централизованной или нет.

ФИО11 Н.В. с заявленными требованиями не согласился. Указал, что изменения в наименовании постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 сентября 2020 г. № 40-в/2, в подпункты 1,2 пунктов 1-3, наименования приложений № 1-4 в части изменения территорий, на которых ООО «Гидроресурс» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения, внесены в связи с изменением статуса Плесецкого муниципального района в соответствии с областным законом от 26 апреля 2021 г. № 412-25-ОЗ «О преобразовании городских и сельских поселений Плесецкого муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Плесецкого муниципального округа Архангельской области. При этом, городское поселение «Обозерское» утратило статус муниципального образования, рабочий поселок Обозерский и поселок Первомайский (ранее входившие в границы городского поселения «Обозерское») вошли в границы Плесецкого муниципального округа. В п. Швакино находится только артезианская скважина и водонапорная колонка от нее, указанные объекты не относятся к централизованной системе водоснабжения. На территории п. Первомайский отсутствует полный цикл водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Затраты на содержание и обслуживание указанных объектов не включены в состав начальной валовой выручки для расчета тарифов на питьевую воду, водоотведение, установленных постановлением № 40-в/2 на период 2020 - 2023 г.г. Тарифы для потребителей, расположенных на территории п. Швакино, на питьевую воду, для потребителей п. Первомайский на водоотведение агентством не установлены. Кроме того, документы, обосновывающие и подтверждающие затраты общества на транспортировку и вывоз жидких бытовых отходов в централизованную систему, агентству не были представлены.

Прокурор Ефимова А.В. в судебном заседании дала заключение о том, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству.

Выслушав объяснения представителей сторон, свидетеля, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, тарифных дел, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Частью 2 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат следующие тарифы: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды и 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В силу подпункта 26 пункта 9 постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. № 214-пп «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области» агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее-тарифный орган) наделено полномочиями по утверждению производственных программ и тарифов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По соглашению от 18 марта 2020 г. муниципальным образованием «Обозерское» ООО «Гидроресурс» передано имущество (в том числе оборудование) для оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению, организациям на территории муниципального образования «Обозерское» в рамках режима повышенной готовности согласно постановлению главы муниципального образования «Обозерское» от 17 марта 2020 г. № 1 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Обозерское». Срок действия соглашения определен с момента его подписания сторонами и до вступления в действие концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурса.

Постановлением главы администрации муниципального образования Обозерское» № 85 от 31 марта 2020 г. ООО «Гидроресурс» определено на территории МО «Обозерское» в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети.

Как следует из материалов дела, концессионное соглашение не заключено.

Соглашением от 26 октября 2021 г. муниципальным образованием «Обозерское» ООО «Гидроресурс» передано имущество (в том числе оборудование) для оказания услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод населению, организациям на территории муниципального образования «Обозерское» в рамках режима повышенной готовности согласно постановлению администрации муниципального образования «Обозерское» от 26 октября 2021 г. № 246 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Обозерское». Срок действия соглашения определен с момента его подписания сторонами и до 31 декабря 2022 г.

Постановлением от 9 сентября 2020 г. административным ответчиком для ООО «Гидроресурс» утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения, оказываемые ООО «Гидроресурс» на территории городского поселения «Обозерское» Плесецкого муниципального района Архангельской области на период с 17 сентября 2020 г. по 31 декабря 2023 г. Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 2 декабря 2021 г. №73-в/31 в вышеуказанное постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области в порядке корректировки установленных долгосрочных тарифов внесены изменения.

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе оспаривать вышеуказанное постановление.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.

В судебном задании установлено, что корректировка НВВ общества на 2022 год агентством произведена без учета расходов общества на водоснабжение в п. Швакино и на водоотведение в п. Первомайский, тарифы на питьевую воду в п. Швакино, на водоотведение в п. Первомайский не установлены. В состав НВВ не включена расчетная предпринимательская прибыль.

Оценивая доводы представителя административного истца относительно необоснованного внесения изменений в наименование постановления, приложений к нему, исключения при проведении корректировки долгосрочных тарифов из состава НВВ общества объемов водоснабжения по п. Швакино, водоотведения по п. Первомайский, расходов общества на осуществление указанных видов деятельности, не установления тарифов по указанным населенным пунктам на питьевое водоснабжение и водоотведение, суд приходит к следующему.

В соответствии с областным законом Архангельской области от 26 апреля 2021 г. № 412-25-ОЗ «О преобразовании городских и сельских поселений Плесецкого муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального района статусом Плесецкого муниципального округа Архангельской области» Плесецкий муниципальный район преобразован в Плесецкий муниципальный округ Архангельской области, городское поселение «Обозерское» утратило статус муниципального образования. Рабочий поселок Обозерский, п. Первомайский, п. Швакино, ранее входившие в границы городского поселения «Обозерское», на территории которых оказывает услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Гидроресурс», включены в границы Плесецкого муниципального округа. Таким образом, внесение изменений в наименование постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 сентября 2020 г. № 40-в/2 обусловлено преобразованием муниципального образования.

В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Обозерское» водоснабжение населенных пунктов поселения организовано от централизованных систем, включающих водозаборные узлы и водопроводные сети, от децентрализованных источников - одиночных скважин мелкого заложения, водоразборных колонок, шахтных и буровых колодцев. Централизованное водоснабжение имеется в р.п. Обозерский и в п. Первомайский. Поселок Швакино имеет скважину и водонапорную колонку от нее.

Очистные сооружения в п. Первомайский находятся в аварийном состоянии и не эксплуатируются. Сточные воды от многоквартирных жилых домов системой самотечных коллекторов поступают в накопительную емкость с последующим вывозом на очистные в п. Обозерский.

Согласно перечням объектов имущества, переданных ООО «Гидроресурс» на основании соглашений от 18 марта 2020 г., от 26 октября 2021 г., в состав данных объектов включены: здание водокачки, насос глубинный, цистерна 8 т., станция управления, колонка, насос, буровая скважина, находящиеся в п. Швакино; наружная канализационная сеть протяженностью 1 316 м в п. Первомайский.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В силу пункта 6 статьи 2, статьи 12, части 3 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также контролировать качество воды в централизованной системе водоснабжения (водоотведения), независимо от принадлежности элементов этой системы.

В пункте 29 статьи 2 данного Закона дано понятие централизованной системы холодного водоснабжения как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Таким образом, Законом о водоснабжении определены критерии, которые являются обязательными для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению: наличие в эксплуатации канализационных сетей и присоединение к данным сетям наибольшего количества абонентов. При несоответствии лица данным критериям орган местного самоуправления не вправе определять его как гарантирующую организацию в силу прямого противоречия положениям статьи 12 данного Закона.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона о водоснабжении нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Поскольку система водоснабжения п. Швакино не является централизованной, а канализационные сети в р.п. Первомайский не эксплуатируются ввиду их ненадлежащего технического состояния, ООО «Гидроресурс» не может быть определено в качестве гарантирующей организации в указанных населенных пунктах.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в силу положений подпункта «а» пункта 5 Основ ценообразования тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) может быть установлен только для гарантирующей организации, основаны на неправильном толковании закона, без учета положений пункта «б» данной нормы, предусматривающей возможность установления такого тарифа для иной регулируемой организации, если такая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.

Пунктом 4 статьи 2 Закона о водоснабжении предусмотрено, что под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

К водоподготовке относится обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (пункт 3 статьи 2 Закона о водоснабжении).

В статье 23 вышеуказанного закона, регулирующей вопросы обеспечения качества питьевой воды, указано, что забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно паспорту на буровую скважину в п. Швакино данная скважина используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Судом установлено, что ООО «Гидроресурс» осуществляет водоснабжение в п. Швакино, производит забор (подъем) воды и водоподготовку, а также производит транспортировку сточных вод илососной машиной из п. Первомайский в п. Обозерский.

Вместе с тем, как следует из материалов тарифного дела ООО «Гидроресурс», пояснений свидетеля ФИО15, тариф на питьевое водоснабжение регулируемой организации был установлен без учета объемов воды и затрат общества на водоснабжение в п. Швакино, а на водоотведение - без учета объемов водоотведения в п. Первомайский. Объемы отпуска питьевой воды, а также приема сточных вод от абонентов МО «Обозерское» определены на основании пункта 5 Методических указаний № 1746-э с учетом информации, представленной ООО «Водные ресурсы Севера», ранее осуществлявшего регулируемую деятельность на территории МО «Обозерское». Изначально обществом были представлены общие объемы водоотведения, однако после истребования агентством информации в разрезе поселков, объемные показатели по водоотведению были скорректированы, по предложению организации показатели взяты за вычетом объемов водоотведения по п. Первомайский, поскольку сеть в данном поселке не относится к централизованной системе водоотведения. Согласно приложению 1.1.2 к экспертному заключению по расчету тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), услуги водоотведения, оказываемые ООО «Водные ресурсы Севера», обществом в информацию о штатной численности работников, обслуживающих скважины, скважина, расположенная в п. Швакино, не включалась.

Согласно вышеуказанному экспертному заключению на 2020 г. объемные показатели по водоотведению приняты на основании представленных обществом расчетов, за исключением объемных показателей приема сточных вод в п. Первомайский.

С учетом изложенного, доводы представителя административного истца об исключении объемов водоснабжения, водоотведения, расходов общества по оказанию указанных услуг по п. Швакино, п. Первомайский только при проведении корректировки опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

В соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, осуществляется по формуле 32, предусматривающей в своем составе скорректированную величину операционных расходов, определенных на i-й год исходя из плановых и уточненных параметров расчета тарифов.

Таким образом, корректировка необходимой валовой выручки производится с учетом установленных тарифов, которые согласно пункту 96 Методических указаний определяются по формуле, одним из составляющих которой является объем отпускаемой регулируемой организацией воды (принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям, куб. м.

Поскольку тарифы на питьевое водоснабжение, на водоотведение постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 сентября 2020 г. № 40-в/2 обществу установлены без учета объемов и расходов общества на указанные услуги в п. Швакино, п. Первомайский, при проведении корректировки они не могут быть включены, поскольку это нарушит порядок ценообразования. Постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 сентября 2020 г. № 40-в/2 в указанной части административным истцом не оспаривалось.

Кроме того, понятие «водоотведение» пунктом 2 статьи 2 Закона о водоснабжении определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. С учетом вышеизложенного регулируемый тариф на водоотведение устанавливается на комплекс вышеперечисленных услуг с использованием централизованной системы водоотведения.

В судебном заседании установлено, что транспортировка сточных вод от абонентов в п. Первомайский производится не посредством централизованной системы водоотведения, а путем их перемещения транспортным средством из накопительных емкостей и сливом в очистные сооружения п. Обозерский, что нельзя расценивать как транспортировку сточных вод с учетом понятия, данного Законом о водоснабжении.

Из пункта 2 Основ ценообразования следует, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, учитываемой при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающейся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемой ею по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 78.1 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47.2 данного документа.

Согласно положениям пункта 47.2 Основ ценообразования при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации:

являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;

владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

Доводы представителя административного истца об отсутствии оснований для применения указанного пункта, поскольку он не применим к правоотношениям, основанным на соглашении, несостоятельны.

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 названного федерального закона.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных названным федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 указанного федерального закона).

Таким образом, Закон о водоснабжении и водоотведении содержит императивное правило о том, что права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения могут быть переданы по договорам аренды или концессионным соглашениям, по общему правилу, заключенным по результатам конкурса.

Таким образом, системы водоснабжения и водоотведения могли быть переданы ООО «Гидроресурс» только на основании договора аренды.

Исходя из толкования вышеприведенных положений закона, расчетная предпринимательская прибыль учитывается, когда находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты систем водоснабжения и водоотведения переданы организации только на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок трех и более лет.

С учетом изложенного, оснований для включения расчетной предпринимательской прибыли в состав НВВ общества у регулятора не имелось.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ООО «Гидроресурс» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» о признании недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 2 декабря 2021 г. №73-в/31 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 сентября 2020 г. № 40-в/2» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий А.В. Панкова