ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2267/20 от 17.07.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

а-2267/2020

44RS0001-01-2020-001838-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Костроме к ФИО3 о взыскании задолженности по налоговым санкциям,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указала, что ФИО3 <дата> г.р. состояла на учете в ИФНС России по г. Костроме в качестве ИП с <дата> по <дата>. Ответчиком несвоевременно предоставлялись налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход. Инспекцией вынесены решения о привлечении ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения на общую сумму 5500 рублей: 4 квартал 2015 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 1 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 2 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 3 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 4 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 1 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 2 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 3 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 4 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 1 квартал 2018 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей), 2 квартал 2018 года (срок предоставления <дата>, дата предоставления <дата>, решение от <дата>, штраф 500 рублей). В адрес ответчика направлялись требования об уплате от <дата> Первоначально налоговый орган обращался за взысканием указанной задолженности в порядке приказного производства. Вынесен судебный приказ от <дата>, который отменен определением мирового судьи от <дата>. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по налоговым штрафам в размере 5500 рублей.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Почта России» в лице филиала УФПС по Костромской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме. Полагала, что доводы ответчика о неполучении почтовой корреспонденции не имеют правового значения по делу. Документы направлены налоговым органом по адресу регистрации ответчика по месту жительства в установленном порядке и в соответствии с положениями НК РФ считаются полученными на 6 день.

Административный ответчик ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебном заседании не участвует. В ходе рассмотрения дела исковые требования не признала. Пояснила, что по месту жительства ни она, ни ее совместно проживающие родственники не получала извещений о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок.

Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признал. Факт несвоевременной сдачи ответчиком деклараций по ЕНВД не оспаривал. Полагал, что налоговым органом не соблюдены требования по уведомлению ответчика о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок, в связи с чем принятые решения о наложении штрафов являются недействительными. В представленном в материалах дела почтовом уведомлении о вручении подпись ответчику не принадлежит.

Заинтересованное лицо АО «Почта России» в лице филиала УФПС по Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы административного дела мирового судьи судебного участка №7 Свердловского судебного района г. Костромы а-932/2019, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1). За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).

Согласно ст. 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ, акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса (п. 1).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пп. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен: установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения (пп. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

При этом в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ, налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в установленном порядке. Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.

В соответствии со ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Согласно ст. 346.31 НК РФ, ставка единого налога устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода, если иное не установлено п. 2 настоящей статьи (п. 1). Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.

В соответствии со ст. 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с п. 2 ст. 346.28 настоящего Кодекса (п. 1). Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3).

Судом установлено, что ФИО3 <дата> г.р. состояла на учете в ИФНС России по г. Костроме в качестве индивидуального предпринимателя в период с <дата> по <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от <дата>.

Из материалов дела следует, что ФИО3 в ИФНС России по г. Костроме <дата> сданы налоговые декларации за 4 квартал 2015 года (срок предоставления <дата>), 1 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>), 2 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>), 3 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>), 4 квартал 2016 года (срок предоставления <дата>), 1 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>), 2 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>), 3 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>), 4 квартал 2017 года (срок предоставления <дата>), 1 квартал 2018 года (срок предоставления <дата>), 2 квартал 2018 года (срок предоставления <дата>).

Налоговым органом в отношении ФИО3 составлены акты камеральных налоговых проверок от <дата> согласно которым ФИО3 налоговые декларации за вышеуказанные периоды предоставлены с нарушением установленных сроков.

Налоговым органом <дата> в адрес ФИО3 направлены указанные акты камеральных проверок и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок №, согласно которым рассмотрение материалов налоговых проверок назначено <дата> в 9 часов 30 минут в ИФНС России по г. Костроме.

Направление актов камеральных проверок и извещений о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок в адрес ФИО3 подтверждается реестром заказной корреспонденции от <дата>, почтовым уведомлением о вручении указанных документов ФИО3 лично <дата>.

По ходатайству стороны ответчика в целях установления достоверности данных о получении почтового отправления ответчиком судом направлен запрос в УФПС Костромской области – филиал АО «Почта России» о предоставлении заполненной получателем формы 22 уведомления.

Как следует из ответа Костромского почтамта УФПС Костромской области от <дата>, предоставить информацию о почтовом отправлении, направленном в 2018 года на имя ФИО3, не представляется возможным, поскольку претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления предъявляются в течение 6 месяцев со дня подачи почтового отправления.

По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок заместителем начальника ИФНС России по г. Костроме приняты решения от <дата> о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде штрафа в размере 500 рублей по каждому факту нарушения.

Указанные решения направлены в адрес ФИО3 заказным письмом, что подтверждается реестром почтовых отправлений от <дата>.

В адрес ФИО3 налоговым органом направлялись требования об уплате штрафов от <дата> что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от <дата> со сроком исполнения до <дата>.

По заявлению ИФНС по г. Костроме мировым судьей судебного участка №7 Свердловского судебного района г. Костромы <дата> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 штрафов по УСНО в размере 1500 рублей, по ЕНВД в размере 5500 рублей, а всего 7000 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №7 Свердловского судебного района г. Костромы <дата> судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника ФИО3

До настоящего времени имеющаяся задолженность по налоговым санкциям в сумме 5500 рублей ФИО3 не погашена, доказательств обратного ответчиком в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено.

Проанализировав представленные по делу доказательства, суд находит соблюденным со стороны налогового органа порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Извещения о времени и месте рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок направлены ответчику заказной почтой по месту жительства, решения вынесены в отсутствие ФИО3 при получении почтового уведомления о получении ответчиком извещений и актов камеральной проверки лично <дата>.

Оснований сомневаться в достоверности почтового уведомления у должностных лиц налогового органа не имелось.

Доводы, которые могли бы повлиять на вынесение решения налоговым органом, в ходе рассмотрения настоящего дела стороной ответчика не приведены. Решения о привлечении к налоговой ответственности, которые направлены в адрес ответчика, в установленном порядке не были обжалованы ответчиком в вышестоящий налоговый орган.

Истечение срока предъявления претензий к организации почтовой связи по поводу вручения почтового отправления на момент рассмотрения настоящего дела не является доказательством недостоверности подписи ответчика в почтовом уведомлении.

Каких-либо объективных доказательств принадлежности подписи в почтовом уведомлении иному лицу стороной ответчика не представлено, ходатайств о назначении о делу почерковедческой экспертизы не заявлено.

Поскольку со стороны налогового органа не усматривается нарушений процедуры привлечения ФИО3 к налоговой ответственности, налоговые штрафы ею не уплачены, исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.

Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Инспекции ФНС России по г. Костроме к ФИО3 удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Инспекции ФНС России по г. Костроме задолженность по налоговым штрафам в сумме 5500 (пять тысяч пятьсот) рублей.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина