ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-227/20 от 02.09.2020 Унцукульского районного суда (Республика Дагестан)

05RS0-10 а-227/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2020 года <адрес>

Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Испагиева А.А.,

при секретаре судебного заседания Юсупове Г.Ю.,

с участием административного истца Магомедова М.А.,

представителя административного ответчика Магомедалиева Б.М.,

заместителя прокурора <адрес> РД Магомедова М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальной избирательной комиссии сельского поселения «<адрес>» об отмене решения о снятии кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Магомедов М.А. обратился в суд с административным иском к Муниципальной избирательной комиссии сельского поселения «<адрес>» о признании незаконным и отмене решения ответчика о снятии кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ Магомедова М.А. по собственному желанию, указав, что такого заявления в избирательную комиссию им не составлялось и не подавалось, кем написано и подписано данное заявление ему неизвестно.

Определением Унцукульского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены территориальная комиссия МР «<адрес>» и прокуратура <адрес> РД.

Административный истец Магомедов М.А., выступая в судебном заседании, доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и восстановить регистрацию его в качестве кандидата в депутаты сельского поселения «<адрес>», указав, что никакого заявления не писал и с ним не обращался.

Представитель административного ответчика – председатель муниципальной избирательной комиссии Магомедалиев Б.М. с доводами административного искового заявления не согласился, просил в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что избирательной комиссией принято законное решение на основании поданного лично Магомедовым М.А. письменного заявления.

Заинтересованное лицо – территориальная избирательная комиссия МР «<адрес>», надлежаще извещенное о дате, месте и времени судебного заседания, участие своего представителя не обеспечило, о причинах его неявки не сообщило и об отложении не просило, исходя из положений ч.3 ст.243 КАС РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие их представителя суд не усматривает.

Заместитель прокурора <адрес> Магомедов М.А. в своем заключении согласился с доводами административного искового заявления, указывая на обоснованность заявленных требований, просил их удовлетворить.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора, проверив доводы административного искового заявления и исследовав представленные суду материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункта 30 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования), кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Указанное заявление отзыву не подлежит. Если кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, представит указанное заявление до заверения списка кандидатов, избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до такого заверения. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе списка кандидатов, избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.

Аналогичная норма закона закреплена в ч.1 ст.45 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальных выборах в <адрес>».

Учитывая специфику избирательных правоотношений, последствия подачи кандидатом в избирательную комиссию заявления о снятии своей кандидатуры, а также положения статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению, при принятии решения об аннулировании избирательная комиссия должна иметь достаточные основания считать вышеуказанное заявление поданным кандидатом в соответствии с его свободным волеизъявлением.

Согласно пункта 2 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.

Избирательная комиссия, принявшая решение об аннулировании регистрации кандидата или списка кандидатов, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято данное решение, или избирательное объединение, список кандидатов которого аннулирован, и выдает копию соответствующего решения.

В целях реализации положения пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу которого на всех заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидат или его доверенное лицо, комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов собрания сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД.

В качестве одного из кандидатов в депутаты был зарегистрирован Магомедов Магомед Алиевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> РД, что не оспаривается сторонами.

Решением муниципальной избирательной комиссии сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за аннулирована его регистрация в качестве кандидата в депутаты собрания муниципального образования.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству административному ответчику была разъяснена его обязанность по доказыванию обоснованности снятия кандидатуры Магомедова М.А. из числа кандидатов в депутаты собрания муниципального образования и истребован оригинал заявления Магомедова М.А. о снятии его кандидатуры.

Вместе с тем, административный ответчик суду не представил само заявление от имени Магомедова М.А., по результатам рассмотрения которого было принято решение об аннулировании его регистрации в качестве кандидата, сославшись на то, что подлинник заявления был возвращен заявителю Магомедову М.А..

Отсутствие подлинника заявления с учетом того, что Магомедов М.А. отрицает составление и подачу им такого заявления, не позволяет суду убедиться в волеизъявлении заявителя на снятие кандидатуры, выраженного в письменном виде.

Допрошенный по ходатайству представителя административного ответчика в качестве свидетеля Магомедбакиров М.И. суду показал, что заявление Магомедовым М.А. составлялось в его присутствии и было передано Магомедалиеву М.И., вместе с тем, пояснить причину, по которой на обозрение суда не представлен подлинник самого заявления он не смог. Кроме того, указанный свидетель членом избирательной комиссии не является и участия при заседании избирательной комиссии не принимал.

Свидетель Шамсудинов Ш.Ю., который также был допрошен по ходатайству представителя административного ответчика, суду пояснил, что подлинник заявления от имени Магомедова М.А. он не видел, на заседании избирательной комиссии не присутствовал, заявление составлено Магомедовым М.А. либо иным лицом ему неизвестно, ему, как работнику территориальной избирательной комиссии копии названных документов поступили в электронном виде.

Кроме того, в судебном заседании в связи с отсутствием подлинника самого заявления исследована копия указанного заявления, которое по утверждению представителя административного ответчика, было подано Магомедовым М.А.

При обозрении указанной копии документа невозможно установить адресанта подаваемого заявления, в частности, в нем указано о подаче заявления в «муниципальную комиссию <адрес>», тогда как решение по заявлению вынесено Муниципальной избирательной комиссией СП «<адрес>».

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в заявлении указаны только фамилия и инициалы заявителя без указания конкретных установочных данных, тогда как в исследованном журнале регистрации кандидатов в собрание депутатов МО «<адрес>» VI созыва помимо административного истца имеются также иные лица с такой же фамилией и инициалами.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N48/406-6 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Примерная инструкция по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования.

Согласно пункту 2.2 Примерной инструкции прием, первичная обработка и регистрация поступающих документов производятся председателем (секретарем) территориальной избирательной комиссии или ответственным за ведение делопроизводства с использованием ПИ "Дело" либо карточной (Приложение N 1), либо журнальной (Приложение N 2) системы регистрации документов ежедневно в часы работы территориальной комиссии, кроме выходных и нерабочих праздничных дней.

Вместе с тем суду не представлены сведения, доказывающие факт поступления письменного заявления лично от Магомедова М.А., а представленный суду журнал регистрации входящей корреспонденции документов УИК , который в установленном порядке не прошнурован, не пронумерован и не содержит даты его заведения, вызывает сомнения в объективности содержащихся в нем сведений.

Также избирательной комиссией сельского поселения «<адрес>» не доказано соблюдение требований закона относительно извещения кандидата Магомедова М.А. о времени и месте заседания избирательной комиссии по вопросу рассмотрения заявления Магомедова М.А. от ДД.ММ.ГГГГ о снятии своей кандидатуры.

Сам представитель административного ответчика Магомедалиев Б.М. в суде не отрицал, что Магомедов М.А. извещен о времени и месте предстоящего заседания комиссии не был и копия принятого решения ему не направлялась.

Между тем участие кандидата Магомедова М.А. или (и) его представителя в заседании избирательной комиссии при рассмотрении заявления о снятии кандидатуры Магомедова М.А. обеспечило бы возможность достоверного установления волеизъявления кандидата по этому вопросу.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что нарушена процедура рассмотрения заявления о снятии кандидатом своей кандидатуры и то, что в отсутствие подлинника заявления объективность утверждений представителя административного ответчика Магомедалиева Б.М. о собственноручном составлении рассмотренного ими на заседании избирательной комиссии Магомедовым Магомедом Алиевичем этого заявления не представляется возможным, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Магомедова Магомеда Алиевича – удовлетворить.

Решение Муниципальной избирательной комиссии сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД Магомедова Магомеда Алиевича признать незаконным и отменить.

Восстановить регистрацию Магомедова Магомеда Алиевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, в качестве кандидата в депутаты собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Обязать муниципальную избирательную комиссию сельского поселения «<адрес>» сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Унцукульский районный суд РД в течение пяти дней со дня его вынесения.


Председательствующий А.А. Испагиев