Дело №а-2280/2021 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 ноября 2021 года г.Зеленодольск РТ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Загитовой Л.В. при секретаре Набиуллиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зеленодольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, Заинтересованные лица: Муниципальное бюджетное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан», Государственное бюджетное учреждение «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан», установил: Зеленодольский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету ЗМР РТ о признании незаконным бездействие должностных лиц исполнительного комитета ЗМР РТ по непринятию мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории г. Зеленодольск РТ; об обязании принять меры по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории г.Зеленодольск РТ путем утверждения положения об организации ритуальных услуг, создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Зеленодольск. В обоснование исковых требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о погребении и похоронном деле. Установлено, что на территории Зеленодольского муниципального района имеется кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №:1 площадью 126609 кв. м по адресу: <адрес> На указанном кладбище деятельность по захоронению людей осуществляет ООО «Похоронный дом «Ритуал». Учредителем указанной организации, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является ФИО2. На территории Зеленодольского муниципального района исполнительный комитет городского поселения отсутствует, его функции исполняет исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района. Постановлением исполнительного комитета ЗМР РТ от 01.02.2021 № утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантируемому перечню услуг по погребению в городе Зеленодольск РТ. Однако, согласно информации исполнительного комитета ЗМР РТ от 19.02.2020 №, на территории Зеленодольского муниципального района РТ специализированные службы по вопросам похоронного дела отсутствуют. Также на территории г.Зеленодольск не принято Положение о порядке организации похоронного дела. Кладбище по <адрес>я является городским, общественным. По результатам проведенной прокуратурой проверки в адрес руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ 02.03.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. По результатам рассмотрения указанного представления 08.04.2021 получен ответ о том, что исполнительный комитет ЗМР РТ просит продлить на неопределенный срок исполнение требований законодательства, изложенных в представлении прокуратуры. Таким образом, исполнительным комитетом ЗМР РТ не были приняты меры по устранению выявленных нарушений. 14.09.2021 к производству Зеленодольского городского суда РТ принято заявление Зеленодольского городского прокурора об изменении предмета исковых требований к исполнительному комитету ЗМР РТ о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Зеленодольск, в котором административный истец просит признать незаконным бездействие исполнительного комитета ЗМР РТ в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г.Зеленодольск РТ; обязать принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Зеленодольск РТ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.106, 107-109). Протокольным определением от 20.07.2021 по ходатайству представителя административного ответчика ФИО1, действующей по доверенности, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Зеленодольского муниципального района РТ» (л.д.59). Протокольным определением от 12.10.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» (л.д.179-184). В судебном заседании представитель административного истца - помощник Зеленодольского городского прокурора Муллануров Р.Ш., действующий по доверенности, поддержал позицию, изложенную в административном иске и в ранее данных пояснениях, просил административное исковое заявление прокуратуры удовлетворить в полном объеме, поскольку в течение длительного времени исполнительным комитетом не выполнены требования Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также Указ Президента РФ № 1001 от 1996г., что существенно повлекло нарушение прав граждан Зеленодольского района, выразившееся в не принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. Представитель административного ответчика ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что в материалы данного дела представлены документы, доказывающие отсутствие оснований для признания бездействия исполнительного комитета по созданию и оказанию услуг в сфере похоронного дела, поскольку исполнительный комитет ЗМР РТ, после ликвидации исполнительного комитета г.Зеленодольск, оказывал услуги похоронного дела посредством Департамента ЖКХ. Исполнительным комитетом производились действия, направленные на создание полноправной службы в г.Зеленодольск, имеющей Положение, утвержденный административный регламент для оказания муниципальной услуги по захоронению. На данный момент нормативная база имеется, и данная служба будет создана. Представитель заинтересованного лица МБУ «Департамент ЖКХ ЗМР РТ», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (справочный лист по данному делу). Представитель заинтересованного лица ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» (ГБУ «ЦЭСИ РТ») - заместитель директора ФИО10 к участию в деле не допущен в виду отсутствия документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования, присутствовал в судебном заседании в качестве слушателя. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно части 4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В судебном заседании из материалов дела установлено следующее. По сведениям из Публичной кадастровой карты Российской Федерации, на территории города Зеленодольска на землях исполкома имеется земельный участок под кладбище с кадастровым номером №:1629 площадью 289969 кв. м (л.д.37), и кладбище <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №:1 площадью 126609 кв. м (л.д.38), также имеется здание для оказания ритуальных услуг ООО «Похоронный дом Ритуал» площадью 1722 кв. м с кадастровым номером №:1631, земля выделена под оказание ритуальных услуг в собственность (л.д.39). 19.12.2016 решением № Совета города Зеленодольска Республики Татарстан (л.д.67) утвержден порядок обустройства и содержания общественных и вероисповедальных кладбищ в городе Зеленодольске Республики Татарстан (л.д.68-87). Правила содержания кладбищ города Зеленодольска, утвержденные решением Совета города Зеленодольска № от 06.12.2007, решением от 19.12.2016 признаны утратившими силу. 19.11.2018 исполнительным комитетом ЗМР РТ в адрес заместителя Главы Зеленодольского муниципального района в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан (№) направлены проект Положения «Об организации похоронного дела, погребения и содержания кладбищ на территории муниципального образования «город Зеленодольск» (л.д.90 оборот - 103) и проект решения Совета города Зеленодольска «О Положении «Об организации похоронного дела, погребения и содержания кладбищ на территории муниципального образования «город Зеленодольск» (л.д.104). Согласно п.6.1 ст.6 указанного проекта Положения, организация похоронного дела на территории муниципального образования город Зеленодольск осуществляется муниципальным учреждением (органом) наделенным полномочиями по организации похоронного дела. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются службой по вопросам похоронного дела (л.д.92 оборот). Представитель административного ответчика в судебном заседании 12.10.2021 пояснил, что проект Положения не был утвержден, так как не был решен вопрос о том, кем будет осуществляться данная деятельность – либо это будет конкретное должностное лицо, либо отдел в исполнительном комитете, либо специализированное муниципальное учреждение, которому будут переданы полномочия на основании муниципального задания (л.д.182 оборот). 26.12.2020 между исполнительным комитетом ЗМР РТ в лице руководителя ФИО4 и ООО «Похоронный дом Ритуал» в лице ФИО2 на срок с 01.01.2021 по 31.12.2021 (включительно) заключен муниципальный контракт №, предметом которого является содержание в чистоте территории кладбищ в городе Зеленодольск, цена контракта составляет ... руб. 94 коп. (л.д.126-137). Согласно информации о средствах, связанных с содержанием кладбищ, предоставленной Финансово-бюджетной палатой ЗМР РТ, по состоянию на 02.07.2021 предусмотрено ассигнований на 2021 год – ...,7 тыс. руб. (л.д.88). 01.02.2021 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ вынесено постановление № «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в городе Зеленодольске Республики Татарстан», которым установлена и введена в действие с 01.02.2021 стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в сумме 6424,98 руб. в городе Зеленодольске в соответствии с Приложением №1 и Приложением №2 (л.д.34). Согласно Приложению №1 (л.д.35), стоимость гарантированного перечня услуг по погребению в городе Зеленодольске с 01.02.2021 составляет ...,98 руб., и включает в себя: оформление документов, необходимых для погребения – 0,00 руб., предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения - ...,30 руб., перевозка тела (останков) умершего на кладбище - ...,40 руб., погребение (рытье могилы и захоронение) – ...,28 руб. Согласно Приложению №2 (л.д.36), стоимость гарантированного перечня услуг по погребению в городе Зеленодольске с 01.02.2021 составляет ...,98 руб., и включает в себя: оформление документов, необходимых для погребения – 0,00 руб., облачение тела – ...,59 руб., предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения – ...,71 руб., перевозка тела (останков) умершего на кладбище - ...,40 руб., погребение (рытье могилы и захоронение) – ...,28 руб. В заключении на проект постановления исполнительного комитета ЗМР РТ «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в городе Зеленодольске Республики Татарстан», указано, что по результатам изучения проекта НПА помощником Зеленодольского городского прокурора Муллануровым Р.Ш. замечаний к нему не имеется. Заключение утверждено Первым заместителем Зеленодольского городского прокурора Дияровым Т.З. (л.д.33). 19.02.2021 исполнительным комитетом ЗМР РТ в соответствии с письмом первого заместителя Зеленодольского прокурора советника юстиции Диярова Т.З. по вопросу исполнения законодательства о погребении, в Зеленодольскую городскую прокуратуру в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан направлена следующая информация (№). Пункт 1. Информация об исполнении органами местного самоуправления функций по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения отсутствует. Пункт 2. Сведения о количестве мест захоронения по принадлежностям, обычаям, историческому и культурному значениям отсутствуют. Общее количество мест захоронения за 2019 год – 1179 чел., за 2020 год – 1585 чел. Пункт 3. Специализированные службы по вопросам похоронного дела отсутствуют. Пункт 4. Ритуальные услуги населению оказывают на коммерческой основе индивидуальные предприниматели и частные коммерческие организации: Салон ритуальных услуг, ИНН №, адрес хозяйствующего субъекта: <адрес>, организационно-правовая форма – ИП, перечень оказываемых услуг – ритуальные принадлежности; Салон ритуальных услуг, ИНН №, адрес хозяйствующего субъекта: <адрес>А, организационно-правовая форма – ИП, перечень оказываемых услуг – ритуальные принадлежности; Салон ритуальных услуг, ИНН №, адрес хозяйствующего субъекта: <адрес>Б, организационно-правовая форма – ИП, перечень оказываемых услуг – ритуальные принадлежности; Салон ритуальных услуг, ИНН №, адрес хозяйствующего субъекта: <адрес>, (городское кладбище), организационно-правовая форма – ИП, перечень оказываемых услуг – ритуальные принадлежности. Пункты 5,6. На сегодняшний день на территории Зеленодольского муниципального района РТ расположено 99 кладбищ на 117 земельных участках, из них оформлено 56 кладбищ (70 земельных участков). Информация об оформленных участках, постановления о предоставлении земельных участков исполнительным комитетам в Зеленодольском муниципальном районе РТ в постоянное (бессрочное) пользование под ритуальную деятельность направлена согласно приложению. Работа по оформлению земельных участков под ритуальную деятельность продолжается. Пункт 7. Исполнительным комитетом ЗМР РТ плата за услуги по предоставлению места под захоронение на кладбищах ЗМР РТ не взимается. Приложением к указанной информации является таблица с указанием населенных пунктов Зеленодольского муниципального района, на территории которых расположены кладбища (л.д.17-19). Исполнительным комитетом ЗМР РТ в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки - исполнительному комитету пгт. Васильево ЗМР РТ постановлением от 23.04.2018 № земельный участок площадью 60000 кв. м с кадастровым номером №:11 с разрешенным использованием: для размещения кладбища, в границах, указанных в выписках из ЕГРН (л.д.20); исполнительному комитету ЗМР РТ постановлением от 18.10.2018 № земельный участок площадью 289969 кв. м с кадастровым номером №:1629 с разрешенным использованием: под кладбище, в границах, указанных в выписках из ЕГРН (л.д.21 оборот, 22); исполнительному комитету Большеякинского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 23.12.2019 № земельный участок площадью 22887 кв. м с кадастровым номером №:273 с разрешенным использованием: кладбище (л.д.24); исполнительному комитету Русско-Азелеевского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 14.02.2020 № земельные участки площадью 16054 кв. м с кадастровым номером №:188, площадью 17730 кв. м с кадастровым номером №:141, площадью 20957 кв. м с кадастровым номером №:83, площадью 21231 кв. м с кадастровым номером №:84 (л.д.25), постановлением от 09.06.2020 № земельный участок площадью 4267 кв. м с кадастровым номером 16:20:170902:110 (л.д.28), с разрешенным использованием: ритуальная деятельность, в границах, указанных в выписках из ЕГРН; исполнительному комитету Акзигитовского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 14.02.2020 № земельные участки площадью 84769 кв. м с кадастровым номером №:480, площадью 68026 кв. м с кадастровым номером №:141, с разрешенным использованием: ритуальная деятельность (кладбище), в границах, указанных в выписках из ЕГРН (л.д.26); исполнительному комитету Кугеевского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 06.03.2020 № земельные участки площадью 7679 кв. м с кадастровым номером №:519, площадью 18105 кв. м с кадастровым номером №:159, с разрешенным использованием: ритуальная деятельность, в границах, указанных в выписках из ЕГРН (л.д.26 оборот); исполнительному комитету Большеширданского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 10.04.2020 № земельный участок площадью 51203 кв. м с кадастровым номером №:160, с разрешенным использованием: ритуальная деятельность (кладбище), в границах, указанных в выписках из ЕГРН (л.д.27); исполнительному комитету Большекургузинского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 20.05.2020 № земельные участки площадью 5892 кв. м с кадастровым номером №:143, площадью 3984 кв. м с кадастровым номером №:3993, площадью 62424 кв. м с кадастровым номером №:79 (л.д.27 оборот), постановлением от 21.12.2020 № земельные участки площадью 21379 кв. м с кадастровым номером №:124, площадью 6913 кв. м с кадастровым номером №:125, площадью 26836 кв. м с кадастровым номером №:263 (л.д.30), с разрешенным использованием: ритуальная деятельность, в границах, указанных в выписках из ЕГРН; исполнительному комитету Новопольского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 19.06.2020 № земельный участок площадью 10642,44 кв. м с кадастровым номером №:22 с разрешенным использованием: ритуальная деятельность (л.д.29); исполнительному комитету Кугушевского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 30.12.2020 № земельные участки площадью 47365 кв. м с кадастровым номером №:3982, площадью 19282 кв. м с кадастровым номером №:180, площадью 12910 кв. м с кадастровым номером №:291, с разрешенным использованием: ритуальная деятельность, в границах, указанных в выписках из ЕГРН (л.д.31); исполнительному комитету Молвинского сельского поселения ЗМР РТ постановлением от 12.02.2021 № земельные участки площадью 136942 кв. м с кадастровым номером №:1125, площадью 11642 кв. м с кадастровым номером №:216, с разрешенным использованием: ритуальная деятельность, в границах, указанных в выписках из ЕГРН (л.д.32). В представлении Зеленодольской городской прокуратуры от 02.03.2021 №№ об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, адресованном руководителю исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ ФИО5 (л.д.8-11), сообщается о проведенной по обращению ФИО6 проверке исполнения федерального законодательства о погребении и похоронном деле. Проверкой установлено, что согласно извещению о платеже, 08.05.2019 ФИО6 оплачена государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления и оплачена денежная сумма в размере ... рублей получателю платежа - исполнительному комитету Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ фактически за предоставление одного места под захоронение своего супруга ФИО7 на кладбище п. Октябрьский Зеленодольского муниципального района РТ. При этом каких-либо специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории поселения не имелось. Кроме того, согласно информации исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 19.02.2020 №, на территории Зеленодольского муниципального района РТ специализированные службы по вопросам похоронного дела отсутствуют. Вместе с тем, на сегодняшний день на территории Зеленодольского муниципального района РТ расположено 99 кладбищ на 117 участках. Из них оформлено 56 кладбищ, 13 - частично оформлены, не оформленными остаются – 30. Земельных участков оформленных – 70, по 10 участкам проводится межевание, по 13- кадастровые работы. Вместе с тем, согласно ст.20 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, и ст.39.9 Земельного кодекса РФ, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Зеленодольский городской прокурор старший советник юстиции Егоров С.Б. требует рассмотреть настоящее представление с участием прокурора и принять меры по устранению нарушений законодательства о погребении и похоронном деле и недопущению впредь вышеуказанных нарушений федерального законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших вышеуказанные нарушения; о результатах рассмотрения настоящего представления просит сообщить в Зеленодольскую городскую прокуратуру в установленный законом месячный срок. В ответе исполнительного комитета ЗМР РТ на представление Зеленодольского городского прокурора, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 08.04.2021 № (л.д.12, 13), сообщается следующее. В соответствии с представлением Зеленодольской городской прокуратуры об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле № от 04.03.2021 исполнительный комитет ЗМР РТ просит продлить срок исполнения в связи с тем, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в сельском поселении согласно ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 относится к вопросам местного значения сельского поселения. В ответе исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ на представление Зеленодольского городского прокурора, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 12.04.2021 № (л.д.15), сообщается следующее. Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ поддерживает необходимость создания Межмуниципального специализированного МУП по оказанию услуг погребения. По факту обращения ФИО6 Зеленодольской городской прокуратурой проведена проверка в 2020 году. Проверкой установлено отсутствие специализированной организации на территории Октябрьского сельского поселения. Во исполнение пункта 1.1 протокольного поручения совещания по рассмотрению представлений Зеленодольской городской прокуратуры, направленного в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан 09.04.2021 № (л.д.120, 121), и.о. руководителя МБУ «Департамент ЖКХ ЗМР РТ» сообщает следующее. МБУ «Департамент ЖКХ ЗМР РТ» неоднократно вносил предложения по созданию муниципальных специализированных служб (организаций) на территории города Зеленодольска и сельских поселений Зеленодольского муниципального района по вопросам похоронного дела. В адрес исполнительного комитета ЗМР РТ для согласования и внесения предложений направлялся проект конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения муниципального контракта с исполнительным комитетом ЗМР РТ «Оказание услуг по погребению на территории города Зеленодольск (выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела)». Дополнительно сообщается, что все предложения МБУ «Департамент ЖКХ ЗМР РТ» остались без внимания. Руководитель МБУ «Департамент ЖКХ ЗМР РТ» во исполнение п.4 пп.4.1 протокольного поручения совещания по вопросам создания нового кладбища и создания похоронной службы от 03.09.2021 в обращении к руководителю исполкома ЗМР РТ, направленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан 13.09.2021 № (л.д.124-125), ссылаясь на ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сообщает, что в общероссийском базовом (отраслевом) перечне для учреждений с видом деятельности – жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, градостроительная деятельность, строительство и архитектура, имеется только следующая услуга, действующая с 01.10.2015 по 31.12.2099 – организация похорон: захоронение тел умерших (неопознанных и невостребованных) и связанные с этим услуги, такие, как подготовка тел умерших к захоронению, предоставление услуг, связанных с захоронением (кроме религиозных служб). В региональном перечне услуг, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2018 №, имеется только следующая услуга – организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, содержание и уход за местами захоронений, могилами и надгробиями, которая производится постоянно. В связи с чем, включить в муниципальное задание учреждения услугу «организация похоронного дела» невозможно до момента внесения изменений в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг. В настоящее время учреждением готовится обращение в Министерство экономики РТ о включении в региональный перечень (классификатор) данной услуги. С целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления не могут быть созданы учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, то есть не будут являться хозяйствующими субъектами. Полномочия органа не могут быть переданы созданному им МБУ «Департамент ЖКХ ЗМР РТ», осуществляющему деятельность хозяйствующего субъекта. Согласно Уставу муниципального бюджетного учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан», утвержденному постановлением руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района 22.02.2019 №, учреждение выполняет работы и оказывает услуги по заданиям физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (п.2.3.67 Устава); учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в Уставе учреждения (п.2.3.69 Устава) (л.д.145). 15.09.2021 руководитель исполнительного комитета ЗМР РТ ФИО5 в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан направил директору ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» (ГБУ «ЦЭСИ РТ») ФИО8 обращение следующего содержания (исх.№). В целях упорядочения организации похоронного дела в городе Зеленодольске в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.01.1993 № «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (статья 4), Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (статья 17), Федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14,15,16), Законом Республики Татарстан от 28.07.2004 №-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» (статьи 15,16,17) прошу Вас включить в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2018 № «Об утверждении регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Татарстан (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан» муниципальную услугу (работу) «организация похоронного дела» с содержанием: ведение реестра места захоронения, выдача справки о месте захоронения умершего (л.д.119). Рассмотрев обращение руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ, директор ГБУ «ЦЭСИ РТ» в ответе от 07.10.2021 №, направленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан, сообщает об инициировании проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о внесении изменений в региональный перечень (л.д.118). Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2021 № «О внесении изменений в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными актами Республики Татарстан (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения российской Федерации и Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2018 №», внесены изменения в том числе, раздел 17 дополнен пунктами 17.78, 17.79 следующего содержания: «ведение реестра кладбищ и мест захоронений», «выдача справки о месте захоронения умершего». В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15). Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4). Статья 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1). В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для решения отдельных вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, - с осуществлением финансового обеспечения их деятельности, выполнения ими муниципального задания. Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1). В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление, доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной организацией по вопросам похоронного дела. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг. Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»). В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению. В соответствии с п.1 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с указанным Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Пункт 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Согласно ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также определяют порядок их деятельности. Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Осуществление полномочий по решению вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления, и создание такой специализированной службы носит исполнительно-распорядительный характер, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела. Однако в нарушение выше сказанного административным ответчиком всех необходимых мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Зеленодольска и Зеленодольского муниципального района не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия с его стороны. Доводы представителя административного ответчика о том, что услуги по погребению исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района оказываются надлежащим образом, и жалобы со стороны граждан на неоказание таких услуг отсутствуют, не отменяют обязанности административного ответчика создать специализированную службу, уполномоченную оказывать услуги по погребению. Исследовав и оценив в порядке ст.84 КАС РФ фактические обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц, гарантированные положениями Федерального закона «О погребении и похоронном деле». В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. С учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что указанный прокурором срок, а именно, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу позволяет административному ответчику совершить все необходимые действия для устранения нарушений закона и выполнения обязанностей, предусмотренных законом. На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: административное исковое заявление Зеленодольского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Зеленодольск Республики Татарстан. Обязать исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района рассмотреть вопрос по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Зеленодольска Республики Татарстан и сообщить об исполнении решения суда Зеленодольскому городскому прокурору в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 23.11.2021. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья: подпись |