Дело №а-2286/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
25 июня 202019 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при участии секретаря ФИО4,
с участием:
представителя истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица: ТСН ОК «ФИО3 «ФИО3», Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа и об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
В мае 2020 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица: ТСН ОК «ФИО3 «ФИО3», Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ФИО8, площадью 0,1 га, кадастровый квартал №, возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ согласно решению № сессии XVI Севастопольского городского совета было утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства - «Строительного квартала индивидуальных жилых домов в районе Делегардовой балки» по которому было утверждена общая площадь проектируемого участка - 8,07 га, этажность 1-3 эт.
ДД.ММ.ГГГГ согласно решению № сессии XVI Севастопольского городского совета, ФИО2 был выделен земельный участок, площадью 0,10 га.
Истцом было подано заявление в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (Далее- ДИЗО) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, представленная схема не была согласована и по ней были дан отказ № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого представленная схема не согласована в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в границах территории относящейся к зоне с режимом использований Р-3-3, участок JI-33, установленной в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приложение № к приказу Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита».
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - ТСН ОК «ФИО3 «ФИО3» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 1 Закона города Севастополя №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №-ЗС) в редакции действовавшей на момент обращения административного истца, к ответчику, настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя. Частями 1 и 5 статьи 12 Закона №-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии со ст. 12 Закона №-ЗС определяется Правительством Севастополя (п. 5 статьи 12).
Постановлением Правительства Севастополя №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее Порядок №-ПП).
Согласно п. 3 Порядка №-ПП земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
С целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до ДД.ММ.ГГГГ, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в отношении земельного участка, который не был образован до ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованное лицо должно обеспечить разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представить ее на утверждение в Департамент.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской ФИО1).
Из материалов дела усматривается, что правоотношения по предоставлению истцу земельного участка, площадью 0,1 га, в г. Севастополе, район Делегардовой балки, для строительства квартала индивидуальных жилых домов возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины.
Частью 6 ст. 118 ЗК Украины было установлено, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства индивидуального гаража в границах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, установленными статьей 122 этого Кодекса.
В силу требований п.п. 1, 3 ч. 7 ст. 118 ЗК Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, установленными статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или дает мотивированный отказ в его выдаче. В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, установленных статьей 122 этого Кодекса, не выдал разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или мотивированный отказ в его выдаче, то лицо, заинтересованное в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня окончания указанного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству по отведению земельного участка.
На основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении материалов выбора места расположения земельного участка и даче согласия ОК «ФИО3 «ФИО3 Делегерди» (ОК «ЖБТТЗ «Садиба ФИО3») на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 8,07 га, расположенного в районе Делегардовой балки для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки ФИО2 был предоставлен земельный участок 0,1 га.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе Делегардовой балки, участок № путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № ГУисх-1965/20 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги отказано по причине того, представленная схема не согласована в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в границах территории относящейся к зоне с режимом использований Р-3-3, участок JI-33, установленной в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приложение № к приказу Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита».
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастровой карте соответствующей территории (пункты 4.41, 4.58 Положения).
В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 2, 13 статьи 11.10.Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 указанной статьи Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В свою очередь статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения, объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Пунктом 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденному распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента, кроме тех документов, которые изготовлены органами и организациями, участвующими в процессе оказания государственных услуг;
несоответствие хотя бы одного из документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также содержание в документе неоговоренных приписок и исправлений, кроме случаев, когда допущенные нарушения устраняются органами и организациями, участвующими в процессе оказания государственных услуг;
представителем не представлена оформленная в установленном порядке доверенность на осуществление действий;
несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка;
разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что ОК ФИО3 «ФИО3» до 2014 года произвело необходимое градостроительное согласование.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственной службы охраны культурного наследия Управления культуры и туризма было предоставлено научное заключение на проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания квартала жилой застройки.
Согласно Генеральному плану города Севастополя спорный земельный участок расположен в не охраняемой зоне.
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о частичном удовлетворении иска и считает, что надлежащим способом защиты нарушенного права истца будет понуждение административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО6 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, район Делегардовой балки на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе Делегардовой балки, площадью 0,1 га, кадастровый квартал №, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 140-181 КАС РФ, суд -
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица: ТСН ОК «ФИО3 «ФИО3», Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа и об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Признать отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженный в письме №ГУ-исх-1965/20 от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г.Севастополь, район Делегардовой балки, кадастровый квартал № на кадастровом плане территории – незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г.Севастополь, район Делегардовой балки, кадастровый квартал № на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Судья (подпись) О.В. Гавура Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного суда
города Севастополя О.В. Гавура