Дело №а-2298/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 29 мая 2018 года
Кировский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Командыкова Д.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Благотворительному фонду спорта имени ФИО2 о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в Кировский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Благотворительному фонду спорта имени ФИО2 о ликвидации некоммерческой организации.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Благотворительный фонд спорта имени ФИО2 (Далее – Фонд).
По результатам проведения Управлением плановой документарной проверки соблюдения организацией требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных ее учредительными документами, в том числе требований по расходованию организацией денежных средств и использованию ею иного имущества, проведенной в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденным приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№, согласованным с <адрес>, на основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении плановой документарной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в деятельности организации выявлены грубые нарушения законодательства Российской Федерации.
Положения устава организации не соответствуют законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> просит суд ликвидировать Благотворительный фонд спорта имени ФИО2 и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований.
Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
Дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке главы 27 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, контроль осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 1, пп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее - Указ №), п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а также пп. 65 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (далее - приказ Минюста России №), таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно Положению о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом №7-ФЗ и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Благотворительный фонд спорта имени ФИО2 зарегистрирован в качестве юридического лица с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ местом нахождения Фонда является <адрес>, лицом, имеющим право действовать без доверенности, является ФИО4
В соответствии с Уставом Фонда, утвержденным общим собранием учредителей Фонда – учредителями являются ФИО4 и ФИО5 (п. 1.3).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Управлением плановой документарной проверки соблюдения организацией требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных ее учредительными документами, в том числе требований по расходованию организацией денежных средств и использованию ею иного имущества, проведенной в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденным приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№, согласованным с <адрес>, на основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении плановой документарной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в деятельности организации выявлены грубые нарушения законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ /некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 123.17 ГК РФ установлено, что реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев предусмотренных пунктом 4 указанной статьи.
В нарушение указанных норм закона уставом фонда (пункты 2.6, 5.1.З., 6.2) предусмотрена процедура реорганизации организации.
В нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона №7-ФЗ, в соответствии с которым срок полномочий органов управления некоммерческой организацией устанавливается учредительными документами некоммерческой организации, уставом фонда не определен срок полномочий Правления фонда, Исполнительной дирекции.
Пунктом 3 ст. 29 Федерального закона №7-ФЗ определены вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определена компетенции высшего органа управления благотворительной организацией.
В нарушение указанных норм уставом организации к исключительной компетенции Правления, не отнесено решение вопросов об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора организации, об утверждении благотворительных программ.
Пунктом 4 ст. 29 Федерального закона №7-ФЗ определен порядок принятия решений по вопросам, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, в соответствии с которым решения общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
В нарушение данного требования уставом фонда предусмотрено принятие решений по вопросам исключительной компетенции Правления, указанным в подпунктах д, е, ж пункта 5.1.3 устава, простым большинством голосов.
Пунктом 4 ст. 50 ГК РФ установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Пунктом 2 ст. 24 Федерального закона №7-ФЗ, установлено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Устав организации содержит виды приносящей доход деятельности (предпринимательской деятельности), которые не соответствуют уставным целям организации (пункт 3.1 устава организации: - проектирование, строительство, ремонт и реконструкция объектов жилья, социально - бытовых и сельскохозяйственных объектов; - строительномонтажные работы; - выполнение работ и обязанностей заказчика в строительстве, комплектация строительных объектов оборудованием и строительными материалами; - организация общественного питания, открытие кафе, баров; - закупка, реализация, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства).
Кроме того, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о дополнительных видах экономической деятельности, которые не соответствуют уставным целям организации (41.20 - строительство жилых и нежилых зданий; 42.99 - строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки; 43.21 - производство электромонтажных работ; 45.1 — торговля автотранспортными средствами; и тд.).
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Федеральный закон №-Ф3) благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
В нарушении данного требования отчеты о благотворительной деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 19 Федерального закона №-ФДД.ММ.ГГГГг., 2014г., 2015г. фондом в Управление не представлены.
С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес фонда вынесено предупреждение за нарушения законодательства Российской Федерации № (ВПИ 64401001527615), с указанием перечисленных нарушений и указанием срока их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду не устранения нарушений в установленный срок Управлением ДД.ММ.ГГГГ вынесено предупреждение № (ВПИ 64401004138313), обязывающее устранить выявленные нарушения закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
К данному сроку нарушения не были устранены, что повлекло вынесение Управлением в адрес фонда предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ (ВПИ 64401015425624) со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
По факту не исполнения предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлением в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе, в городе Омске мировым судьей судебного участка № в Кировском судебном районе в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ организация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
На момент обращения Управления Министерства юстиции с административным иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.
В судебном заседании представитель Фонда не оспаривал факт допущенных нарушений.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд считает достоверно установленным тот факт, что Фонд возложенных на него положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязанностей, не исполняет, чего стороной ответчика не оспаривается.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Суд считает, что нарушения, допущенные Фондом, являются основанием для ликвидации, поскольку нарушения имеют существенный характер, в связи с чем, восстановление законности возможно только путем ликвидации организации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Благотворительный фонд спорта имени ФИО2 (ОГРН 1055513046236, ИНН 5507076849).
Исключить Благотворительный фонд спорта имени ФИО2 (ОГРН 1055513046236, ИНН 5507076849) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.Н. Командыков
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.