Дело №а– 229/ 2021
УИД №RS0№-89
Поступило 12.01.2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Маслянино 11 марта 2021 года
Черепановский районный суд ________ в составе:
председательствующего судьи Курахтановой А.А.,
рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному иску прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к администрации ............ сельсовета ________ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
________ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Никоновского сельсовета ________ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта, указывая, что прокуратурой ________ проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований Федерального закона от (дата) № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов. В ходе проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно частям 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктам 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от (дата) № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", закреплено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения таких мер как:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Согласно пункту 3 части 1, части 4 статьи 3, части 1 статьи 4 этого же Федерального закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).
Методика проведения аникоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Разделом 2 (пункты 2.1-2.8) Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов в администрации ............ сельсовета, утвержденного постановлением администрации ............ сельсовета от (дата)№, установлено, антикоррупционная экспертиза правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы и мониторинге правоприменения. Срок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов - 14 дней со дня поступления. По результатам антикоррупционной экспертизы правовых актов составляется заключение (приложение № к Порядку).
Таким образом, действующим законодательством на орган местного самоуправления – администрацию Никоновского сельсовета возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
В соответствии с требованиями ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статьей 310 ГК РФ установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При проведении прокуратурой ________ проверки своевременности проведения органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что администрация муниципального образования Никоновского сельсовета незаконно бездействует: не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных нормативных правовых актов:
- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата)№ «Об утверждении требований к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, о количестве жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования»;
Вышеизложенное подтверждается справкой о проведении проверки в ............ сельсовете от (дата).
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Указанное незаконное бездействие администрации муниципального образования ............ сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования Никоновского сельсовета, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов. Нарушение прав заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проявления коррупции.
Способом, которым в данном случае могут быть защищены права неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что прокуратурой ________ проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления ________ антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и их проектов.
В ходе проверки установлено, что администрацией Никоновского сельсовета не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных нормативных правовых актов:
- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата)№ «Об утверждении требований к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, о количестве жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно частям 3 и 4 статьи 7 Федерального закона, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствии с требованиями ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статьей 310 ГК РФ установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Согласно имеющейся в материалах дела справки помощника прокурора ________ по состоянию на (дата) не проведена антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов в администрации Никоновского сельсовета (л.д. 12).
Указанное незаконное бездействие администрации муниципального образования ............ сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования Никоновского сельсовета, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, поскольку, законом установлена обязанность администрации ............ сельсовета ________ по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, следовательно, требования прокуратуры подлежат удовлетворению.
В силу ст.178 КАС РФ, суд вправе установить срок исполнения решения суда. Представитель административного ответчика не представила возражения против указанного срока. Суд полагает, что заявленный прокурором срок для исполнения решения суда разумен, соответствует обстоятельствам дела, и оснований для иного у суда нет.
На основании п.1 и 2 ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
В соответствии с положениями КАС РФ и п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-189, ст. 227 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к администрации ............ сельсовета ________ о признании незаконным бездействие, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ............ сельсовета ________, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта:
- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата)№ «Об утверждении требований к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, о количестве жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования».
Обязать администрацию ............ сельсовета ________ провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта:
- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата)№ «Об утверждении требований к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, о количестве жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования».
Установить срок исполнения обязанности - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.А.Курахтанова