ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-230/2022 от 04.08.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело а-230/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04.08.2022 г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего Лопаткиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии города Троицка, Избирательной комиссии Челябинской области об оспаривании решения от 23.07.2022 № 42/164-5, постановления от 29.07.2022 № 20/480-7,

установил:

ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Троицка, Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии города Троицка от 23.07.2022 № 42/164-5 «Об отказе ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25», признании незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 29.07.2022 № 20/480-7, возложении обязанности на комиссию зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемыми решениями ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25. Из-за несвоевременного оповещения о заседании территориальной избирательной комиссии города Троицка не смог присутствовать при составлении рабочей группой итогового протокола проверки подписи. Выражает сомнения в беспристрастности и незаинтересованности рабочей группы ввиду нахождения в подчинении у Главы города Троицка. Полагает, что при проверке подписей комиссиями допущены ошибки ввиду отсутствия в региональном законе порядка проверки подписей избирателей. Территориальная избирательная комиссия города Троицка в ходе заседания не уведомила административного истца о том, какие данные избирателей, находящиеся в ГАС «Выборы», не соответствуют полученным сведениям из МВД России, что лишило его права оспорить их на заседании. Считает, что при проведении выборов комиссиями нарушен принцип равенства кандидатов ввиду неравных условий самовыдвинутых депутатов и депутатов от политических партий. При рассмотрении жалобы истца рабочая группа Избирательной комиссии Челябинской области не предоставила ему возможности задавать вопросы, выражать несогласие с решением территориальной избирательной комиссии города Троицка, а также ограничила время его выступления. При рассмотрении жалобы ФИО1 Избирательной комиссией Челябинской области не были исследованы подписные листы, что является нарушением, так как невозможно без них проверить доводы жалобы, поскольку основанием для непринятия подписей стало: «нечитаемые сведения», «неполный адрес», «неоговоренные исправления», «записи выполненные карандашом». Считает незаконным отказ территориальной избирательной комиссии города Троицка в регистрации в качестве кандидата, поскольку все подписи избирателей действительны, а ответчиками не дана оценка доводам его жалобы о работе комиссии и третьих лиц. Указывает, что решение территориальной избирательной комиссии города Троицка принято не на основании закона, а ввиду заинтересованности и для дальнейшей фальсификации выборов. Полагает, что причиной незаконно принятых решения стало: нелегитимный состав Избирательной комиссии Челябинской области и территориальной избирательной комиссии города Троицка, снижение численности населения г. Троицка, бездействие Избирательной комиссии Челябинской области и территориальной избирательной комиссии города Троицка, сбои работы сайта «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также некорректные признания подписей недействительными на основании заключений экспертов-почерковедов.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО2 с требованиями не согласилась.

Представитель заинтересованного лица ЦИК России в судебном заседании при надлежащем извещении не участвовал.

Административный истец ФИО1 на основании статьи 119 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) удален из зала судебного разбирательства в связи с грубым нарушением порядка в судебном заседании.

Заслушав пояснения представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, подлинные подписные листы и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Выборы депутатов Законодательного собрания Челябинской области регулируются Законом Челябинской области от 08.09.2005 № 398-30 «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области» (далее - Закон № 398-З0).

Частью 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

В силу пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей.

Из материалов дела следует, что постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09.06.2022 № 12/388-7 на 11.09.2022 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09.06.2022 № 12/389-7 полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному органу № 25 возложены на территориальную избирательную комиссию города Троицка.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09.06.2020 № 12/390-7 установлено, что необходимым количеством для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и в порядке самовыдвижения при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 является 2 761 подпись избирателя.

14.06.2022 ФИО1 представил в территориальную избирательную комиссию города Троицка документы для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25.

14.07.2022 ФИО1 в территориальную избирательную комиссию города Троицка представлены документы для регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, в том числе 2 972 подписи избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения указанного кандидата.

14.07.2022 территориальная избирательная комиссия города Троицка уведомила административного истца о том, что 15.07.2022 в 10 час. 30 мин. запланировано проведение проверки подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 ФИО1

Решением территориальной избирательной комиссии города Троицка от 23.07.2022 № 42/164-5 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Данное решение обжаловано административным истцом в Избирательную комиссию Челябинской области, постановлением которой от 29.07.2022 № 20/480-7 жалоба оставлена без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 4-1 части 23 статьи 19 Закона № 398-ЗО, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума (пункт 3.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами «г.1» и «д» пункта 24 или подпунктами «в.1» и «г» пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 названного федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Пунктом 6 статьи 19 Закона № 398-30 установлено, что, соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов, списков кандидатов проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списков кандидатов. Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), и соответствующих указанным подписям сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Процедура проведения случайной выборки (жребия), количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяются избирательной комиссией Челябинской области.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09.06.2022 № 12/392-7 утвержден Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, о количестве подписей избирателей, внесших свои подписи в подписные листы, подлежащие проверке, представленных кандидатом на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу №25», установлено, что обязательной проверке подлежат все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата.

В силу пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 названного федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

В силу пункта 13 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом.

Избиратель может поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов путем проставления подписи в подписном листе либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пункт 16.3 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно результатам проверки сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1, направленными ГУ МВД России по Челябинской области председателю территориальной избирательной комиссии города Троицка, из 347 подписи избирателей не соответствуют 225 подписи.

Как пояснила в судебном заседании, представитель административных ответчиков после получения указанной информации проведена дополнительная сверка сведений на наличие описок в направленных персональных данных избирателей, после которой забраковано 95 подписей избирателей (код нарушения 5).

Как следует из ведомостей проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, рабочей группой выявлено 885 недостоверных подписей:

по коду нарушения 1 (повторяющаяся подпись одного и того же избирателя) - 33 подписи;

по коду нарушения 3 (подпись избирателя собрана вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов) - 3 подписи;

по коду нарушения 4 (подпись лица, не обладающего активным избирательным правом) - 3 подписи;

по коду нарушения 5 (сведения об избирателе не соответствуют действительности) - 95 подписи;

по коду нарушения 6 (нет или неполные фамилия, имя, отчество избирателя) - 2 подписи;

по коду нарушения 7 (не указан год рождения избирателя) – 4 подписи;

по коду нарушения 8 (нет или неполный адрес места жительства избирателя) - 44 подписи;

по коду нарушения 9 (нет или неполные паспортные данные избирателя) - 19 подписей;

по коду нарушения 10 (не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи) - 4 подписи;

по коду нарушения 12 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя) - 1 подпись;

по коду нарушения 13 (дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно) - 40 подписей;

по коду нарушения 16 (сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей) - 42 подписи;

по коду нарушения 17 (фамилия, имя, отчество избирателя указаны избирателем несобственноручно) - 53 подписи;

по коду нарушения 18 (подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей) - 17 подписей;

по коду нарушения 20 (нет подписи избирателя) - 3 подписи;

по коду нарушения 21 (подписной лист не заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей) - 12 подписей;

по коду нарушения 22 (подписной лист не заверен подписью кандидата) - 3 подписи;

по коду нарушения 27 (не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей) - 4 подписи;

по коду нарушения 31 (неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей) - 7 подписей;

по коду нарушения 32 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей) - 9 подписей;

по коду нарушения 34 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме) - 19 подписи;

по коду нарушения 35 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не соответствует действительности) - 119 подписи;

по коду нарушения 38 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно) - 69 подписей;

по коду нарушения 39 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом или карандашом) - 250 подписей;

по коду нарушения 43 (подписной лист заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, удостоверенный нотариально) - 30 подписей.

Согласно выписке из протокола заседания территориальной избирательной комиссии города Троицка от 23.07.2022 № 42 и решению территориальной избирательной комиссии города Троицка от 23.07.2022 № 42/164-5, в ходе проверки 11 подписей были исключены из списка недостоверных. Территориальной избирательной комиссией города Троицка признано недостоверными 874 подписи избирателей.

В ходе судебного разбирательства, судом исследованы находящиеся в 10 папках подписные листы с подписями избирателей, собранные в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округа № 25 ФИО1, а также нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округа № 25 ФИО1

В состав Рабочей группы окружной избирательной комиссии по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 включены эксперты отделения экспертиз почерка и документов отдела традиционных криминалистических экспертиз Экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД России по Челябинской области.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Нарушения по кодам 13 (дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно), 16 (сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей), 17 (фамилия, имя, отчество избирателя указаны избирателем несобственноручно), 38 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно), 39 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом или карандашом) обнаружены экспертами-почерковедами.

В материалы дела административным ответчиком представлены документы, подтверждающие наличие у привлеченных экспертов, заключения которых зафиксированы в ведомостях проверки подписных листов, значительного опыта работы по проведению почерковедческих экспертиз.

Административным истцом не представлены доказательства, опровергающие заключения экспертов ФИО30., ФИО31., ФИО32., ФИО33., ФИО34. ни в территориальную избирательную комиссии города Троицка, ни в Избирательную комиссию Челябинской области при рассмотрении жалобы, ни в суд.

По кодам нарушений 3 (подпись избирателя собрана вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов), 4 (подпись лица, не обладающего активным избирательным правом), 6 (нет или неполные фамилия, имя, отчество избирателя), 7 (не указан год рождения избирателя), 8 (нет или неполный адрес места жительства избирателя), 9 (нет или неполные паспортные данные избирателя), 10 (не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи), 12 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя), 18 (подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей), 20 (нет подписи избирателя), 21 (подписной лист не заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей), 22 (подписной лист не заверен подписью кандидата), 27 (не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей), 31 (неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей), 32 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей), 34 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме), 35 (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не соответствует действительности), 43 (подписной лист заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, удостоверенный нотариально) все выявленные территориальной избирательной комиссии города Троицка нарушения нашли свое подтверждение в судебном заседании при изучении каждой признанной недостоверной (недействительной) подписи избирателя, в связи с чем исключение подписей избирателей в подписных листах, содержащихся указанные нарушения, является обоснованным.

Как пояснила в судебном заседании представитель административных ответчиков, нарушения по коду 1 (повторяющаяся подпись одного и того же избирателя) выявлены автоматизированной программой путем сверки отсканированных подписных листов и сведений о подписях, полученных из Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, территориальная избирательная комиссия города Троицка пришла к обоснованному выводу об отказе в регистрации кандидата ФИО1, не представившего необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.

23.07.2022 ФИО1 присутствовал на заседании территориальной избирательной комиссии города Троицка, в его присутствии, а также в присутствии сборщиков подписей рассмотрены ведомости проверки подписных листов и подлинные подписные листы.

При рассмотрении жалобы административного истца Избирательная комиссия Челябинской области, заслушав и проверив доводы ФИО1, не усмотрела оснований для отмены решения нижестоящей избирательной комиссии, приняв оспариваемое постановление от 29.07.2022 № 20/480-7.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления и отмене решения территориальной избирательной комиссии города Троицка от 23.07.2022 № 42/164-5 и постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 29.07.2022 № 20/480-7.

Требование о возложении на административных ответчиков обязанности зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 противоречит установленному Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей, кроме того, производно от первоначального требования, в удовлетворении которого отказано, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к территориальной избирательной комиссии города Троицка, Избирательной комиссии Челябинской области об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Троицка от 23.07.2022 № 42/164-5 «Об отказе ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25», постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 29.07.2022 № 20/480-7.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.А. Лопаткина

Мотивированное решение изготовлено 05.08.2022.