Дело №а-2328/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2020 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Зеленский А.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО5,
представителя заинтересованного лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> об оспаривании действий (бездействия),
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, в котором просит обязать ответчика исполнить свои обязанности по сохранению объектов культурного наследия в отношении Мемориального комплекса в форме ансамбля Братских могил <адрес> в соответствии с решением Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в соответствии с пунктом 5.20 Приложения 8 к Приказу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КН, являющегося неотъемлемой частью указанного судебного решения, а именно: - «Выполнить ограждение первоначального места захоронения, определенного в результате исследований с помощью метода фотограмметрии, увеличив данную территорию с севера на 3 метра и с запада на 5 метров, с установкой на месте захоронения надмогильного сооружения (тип ограды и надмогильного сооружения согласовать с органом государственной охраны объектов культурного наследия); Обязать ответчика произвести с подрядчиком в лице ООО «Памятники Кубани» согласование типа ограды и надмогильного сооружения в точном соответствии с требованиями ст. 47.3 Закона №-Ф3 «Об объектах культурного наследия...» к сохранению в неизменности облика, конструктивных, технических, архитектурных и иных параметров Мемориала, зафиксированных в легитимном Охранном обязательстве от 2000 года и в его официальной фото фиксации на момент принятия под охрану Мемориала в форме ансамбля в 2000 году, учитывая, что этим требованиям закона практически полностью соответствует разработанный ООО «Памятники Кубани» проект №.1
В обоснование требований указано, что бездействие административного ответчика привело к утрате объекта культурного наследия Мемориала Братских могил, что воспрепятствует в пользовании подлинными ОКН в целях почитания памяти погибших за Отечество в соответствии со сложившимися и принятыми в обществе нормами морали и нравственности. Ответчиком созданы условия для проявления крайней степени неуважения к памяти погибших за Отечество. На территории <адрес> ранее существовало три охраняемых государством ОКН, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народа, а именно: Храм ФИО2, один из построенных по личному повелению Императора России более 170 лет назад на обустроивавшейся в то время от Каспия до Черного моря южной границе государства Российского, и единственный сохранявшийся до наших дней – уничтожен в результате двойного умышленного поджога с целью создания условий для начала строительства нового, не имеющего реестрового статуса, восстановлению не подлежит; здание Атаманского правления, заложенное и построенное сразу после Храм, подверглось незаконной глубокой реконструкции, в результате которой утратило подлежащее сохранению в неизменности основные параметры, факт незаконности произведенных работ в 2015 году подтвержден судом, восстановление нецелесообразно; ансамбль Братских могил, в воинских некрополях которых погребен прах 60-ти воинов, погибших за Отечество, имена 53-х из которых известны, умышленно был снесен бульдозером до состояния полной ликвидации восприятия его существования. Территория воинских некрополей переоборудована в целях использования в качестве пешеходной инфраструктуры, что подтверждается чертежом исполненного по инициативе председателя Президентского Совета по взаимодействию с гражданским обществом, целью сноса является незаконное строительство вместо него постороннего объекта посторонней тематики, не связанного с событиями Гражданской и Великой Отечественной войн. Факт их существования до утраты, статус и состав подтверждается <адрес>№-КН от ДД.ММ.ГГГГ с текущими изменениями. Управление госохраны обязано было обеспечивать исполнение комплекса предписанных мер ФЗ «Об объектах культурного наследия…» мероприятий организационного, мониторингового и директивного характера, направленных на сохранение объектов культурного наследия народа в неизменном облике и иных параметрах. Однако своих обязанностей с момента принятия объектов под госохрану и до настоящего времени фактически не исполняло, что привело к их полной утрате. Не смотря на полное отсутствие какого-либо контроля со стороны Управления госохраны, все три ОКН станицы благополучно существовали до 2010 года. Однако суд обязал собственника принять все надлежащие меры к восстановлению уничтоженного воинского Мемориала. Решение суда признано обоснованным, правильным и законным всеми судебными инстанциями, включая Верховный суд РФ, однако не исполняется. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеются девять эскизных проектов восстановления уничтоженного Мемориала Братских могил, которые изготовлены ООО «Памятники Кубани» не на основании официального задания, которое обязан был подписать глава Пшехского поселения, а на основании неформальной личной инициативы лиц. Из них семь проектов не отвечают предъявленным законом №73-ФЗ (ст.47.3) требованиям к сохранению неизменности облика и иных параметров ОКН абсолютно. В реализуемом проекте отсутствуют надмогильные сооружения, обозначающие и символизирующие наличие кенотафа в память о погибших станичниках. А это с точки зрения закона абсолютно недопустимо.
Вместе с тем, существуют еще два эскизных проекта, один из которых отвечает требованиям закона №-Ф3 практически в абсолютной степени - проект под №.1, автором которой является ООО «Памятники Кубани». В свидетельство того, что данный эскизный проект отвечает всем необходимым требованиям доказывает также сравнительный планшет, содержащий изображения фото фиксации и фото проекта №.1, который даже без наличия специальных знаний ясно свидетельствует об абсолютной идентичности облика и иных параметров изображенного на фото фиксации подлинного Мемориала облику Мемориала, изображенного на фото проекта №.1, что является свидетельством полного соответствия этого проекта требованиям закона к сохранению неизменности облика и иных перечисленных в законе параметров ОКН. Однако ответчик без объяснения причин активно уклоняется от реализации и запуска в производство именно этого, практически на 100% соответствующего требованиям закона проекта. Что является совокупностью незаконных бездействий и действий.
Административный истец в ходе судебного заседания уточнил административные исковые требования, просил признать отсутствие какой-либо предписанной законом реальной мониторинговой деятельности со стороны ответчика в лице управления госохраны, выразившейся в уклонении проведения предписанных законом не реже одного раза в 5 лет мониторинговых мероприятий с составлением актов и фото фиксаций текущего состояния ОКН, а также уклонение от принятия мер по устранению причиненного Мемориальному комплексу Братских могил вреда и перекладывание инициативы в принятии мер по устранению этого вреда на общественность - незаконным бездействием; признать изготовление Паспортов, Охранных обязательств и иных документов охранного назначения Мемориального комплекса Братских могил в отношении территорий, фактически подлежащих государственной охране воинских некрополей не содержащих - незаконными действиями, поскольку в соответствии с нормами закона №-Ф3 «Об объектах культурного наследия территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая этим объектом, руководствуясь статьями № и 3.1 закона №-Ф3 «Об объектах культурного наследия...», признать в качестве подлинной территории объекта культурного наследия ансамбля Братских могил территорию периметром 13 на 9,5 метра, обозначенную на главном чертеже госконтракта 15-17 НИМ желтым прямоугольником с обозначением цифрой «1» в круге, а границей территории этого объекта культурного наследия признать ограду, обозначенную на этом же чертеже прерывистой линией пурпурного цвета, поскольку ограда захоронения является надмогильным сооружением линейного типа, обозначающим на местности границу территории, непосредственно занятой захоронением; обязать ответчика совместно с ООО «Памятники Кубани уточнить на основании вновь полученных фото документов место расположения территории воинских некрополей в направлении юг - север, поскольку в судебном заседании без наличия специальных знаний стало очевидном техническая ошибка субподрядной организации, выполнявшей расчеты этой территории: так, территория захоронений на всех без исключения фото фиксациях расположена напротив сохранившейся по настоящее время группы имеющих индивидуальные отличительные признаки вековых деревьев, а не на юге от нее; обязать управление государственной охраны объектов культурного наследия с целью пресечения дезинформации принять меры к демонтажу со статуи солдата таблички «Братская могила Советских воинов», поскольку под поверхностью занимаемой территории охраняемые государством воинские некрополи Мемориала Братских могил отсутствуют; также обязать управление государственной охраны объектов культурного наследия с целью пресечения дезинформации принять меры к демонтажу с расположенной позади статуи солдата стены таблички, информирующей о принадлежности этой стены к охраняемому государством объекту Братских могил по причине отсутствия Братских могил на указанной территории; обязать управление государственной охраны объектов культурного наследия принять меры к установке этих табличек после окончания строительно-монтажных работ на воссозданных надмогильных сооружениях некрополей Братских могил на подлинном месте их расположения, а до окончания строительно-монтажных работ - на ограждении территории некрополей Братских могил; признать незаконными и не действующими с момента изготовления все Паспорта объекта культурного наследия, Охранные обязательства, Акты технического состояния объекта культурного наследия и иные документы, в отношении которых фото фиксации отображают территории, расположенные за пределами границ, обозначенных на главном чертеже 15 - 17 НИМ госконтракта прерывистой линией пурпурного цвета в качестве границы захоронения, содержащего воинские некрополи. Поскольку за пределами границ обозначенной этой линией территории и под поверхностью этих территорий подлежащие государственной охране воинские захоронения отсутствуют. Поскольку указанные территории не являются территориями захоронений ни функционально, ни исторически. В применении к данному делу таковыми являются все охранные документы, изготовленные в период с февраля 2010 года и по настоящее время, и отображающие на фото фиксациях статую солдата, стену и бронетехнику; обязать ответчика в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> исполнить свои обязанности по сохранению объектов культурного наследия в отношении Мемориального комплекса в форме ансамбля Братских могил <адрес> в соответствии с решением Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в соответствии с пунктом 5.20 Приложения 8 к Приказу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КН, являющегося неотъемлемой частью указанного судебного решения, «Выполнить ограждение первоначального места захоронения, определенного в результате исследований с помощью метода фотограмметрии, увеличив данную территорию с севера на 3 метра и с запада на 5 метров, с установкой на месте захоронения надмогильного сооружения; обязать ответчика произвести с подрядчиком в лице ООО «Памятники Кубани» согласование типа ограды и облика и иных параметров надмогильного сооружения в точном соответствии с требованиями ст. 47.3 закона №-Ф3 «Об объектах культурного наследия...» к сохранению в неизменности облика, конструктивных, технических, архитектурных и иных параметров Мемориала, зафиксированных в легитимном Охранном обязательстве от 2000 года и в его официальной фото фиксации на момент принятия под госохрану Мемориала в форме ансамбля в 2000 году, учитывая, что этим требованиям закона практически полностью соответствует разработанный ООО «Памятники Кубани» проект №.1
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что исполнение решения Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-220/18 в виде обязанности принять действенные меры по сохранению рассматриваемого объекта культурного наследия возложено непосредственно на администрацию Пшехского сельского поселения <адрес>, в муниципальной собственности которого находится памятник. Исходя из этого, надлежащим ответчиком по делу, администрация <адрес> (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> не является.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что в настоящее время разработан и утвержден проект воссоздания мемориала. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 47.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) собственники (иные законные владельцы) объекта культурного наследия при его содержании и использовании обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Как установлено в судебном заседании, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-К3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории <адрес>» (далее - Закон №-K3) в парке <адрес> расположен объект культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: Братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО3, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 — 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.».
С 2012 года различными комиссиями неоднократно по обращениям граждан проводились осмотры объекта культурного наследия, изучалась документация, запрашивалась информация по вопросу реконструкции памятника, уточнения его состава, местоположения и списков захороненных.
Управление постоянно ведет работу по установлению границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2217 и реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации». В бюджете <адрес> ежегодно предусматриваются средства на выполнение работ по государственной охране объектов культурного наследия.
В целях обеспечения государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия по результатам проведенного аукциона в электронной форме администрацией <адрес> заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№кн на выполнение работ по разработке проекта объединенной зоны охраны с требованиями к градостроительным регламентам в границах территорий объектов культурного наследия, расположенных в <адрес>: «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО3, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.» и «Атаманское правление, конец XIX в.».
Разработанный проект объединенной зоны охраны представлен в управление с актом государственной историко-культурной экспертизы, выполненной тремя экспертами, аттестованными Министерством культуры Российской Федерации. Согласно выводу экспертизы, устанавливаемые границы территорий охранных зон объектов культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: Братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов- миномётчиков батареи ФИО3, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.» (<адрес>, парк) и «Атаманское правление, конец XIX в.» (<адрес>), особые режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия и требования к градостроительным регламентам в границах территорий этих зон соответствуют законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (положительное заключение), проект рекомендован к утверждению в установленном порядке.
В составе проекта зон охраны определены границы территории, зоны охраны и предметы охраны объектов культурного наследия, изучены все имеющиеся историко-архивные документы, связанные с Мемориальным комплексом, установлены сведения об изменениях в состоянии и использовании объекта с момента его возникновения до настоящего времени. При разработке проекта проведены историко-архивные исследования, учтены предоставленные жителями <адрес> информационные материалы о местоположении воинских захоронений. Для предлагаемых границ территории объекта культурного наследия и его зон охраны определены координаты поворотных точек. Определено также место нахождения воинского захоронения и предлагаемое место для установки ограждения. Территория воинских захоронений находится в пределах предложенных к утверждению границ территории объекта культурного наследия.
Согласно проведенным историко-архивным исследованиям Мемориальный комплекс сформировался в период с начала 1920-х по 2010-е годы. Первое захоронение погибших сторонников советской власти было произведено в 1921 году во времена становления советской власти в казачьих станицах Кубани. Захоронение бойцов ЧОН (часть особого назначения) относится к этому же времени. Памятник был выполнен из кирпича; на массивном ступенчатом постаменте - прямоугольная в плане оштукатуренная стела со звездой. На южной грани стелы были нанесены имена погребенных. Вокруг памятника установлена металлическая ограда. Надгробие ориентировано лицевой стороной (с именами захороненных) на южную сторону площади - парка.
Следующие захоронения воинов, погибших в Великой Отечественной войне в августе 1942 и 1943 г. в районе <адрес>, произведены в парке станицы в 1946 году. В 1959 году памятник отреставрировали, что указано в <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ№: «...пирамидальный обелиск высотой 2,5 м бетон, сооружен в 1922 г., реставрирован в 1959 г.».
Следующая реконструкция, изменившая первоначальный облик мемориала, относится к 1974 году. Эта дата зафиксирована в акте технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ№, являющемся приложением к охранному обязательству от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного комитетом по охране, реставрации и эксплуатации памятников истории и культуры (наследия) <адрес> с Пшехским сельским поселением.
Накануне 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, через 15 лет после реставрации, памятный обелиск 1922 г. (высотой 2,5 м) был заменен на выполненный из металла обелиск высотой 10 метров. Места захоронений предположительно располагались по обе стороны от нового обелиска. Была установлена металлическая ограда, ограничивающая увеличенную в южном направлении площадь мемориала, что зафиксировано на фотографиях середины 1970-х годов.
В 1996 году при инвентаризации памятников <адрес> произведена фотофиксация мемориала в <адрес>. Предположительно, в середине 1980-х годов к 40-летию Победы была проведена очередная реконструкция, результаты которой отражены в приложении к охранному обязательству - акте технического состояния памятника следующим образом: «Обелиск - металлический шпиль со звездой, высотой 10 м, по боковым сторонам обелиска установлены планшеты со списками погибших односельчан. Памятник изготовлен из металла, окрашен «серебрянкой», имеется надпись: «Вечная слава героям, павшим за нашу Родину». Территория вымощена тротуарной плиткой, ограждение металлическое».
Судя по фотографиям 1996 года, места захоронений обозначены только клумбами, расположенными вдоль западной и восточной металлической ограды мемориала, ориентированными в направлении север-юг.
К 60-летию Победы (2005 год) был проведен ремонт памятника, выполнено благоустройство территории, установлена новая металлическая ограда. На обновленном мемориале также не были обозначены места захоронений.
Не замощенная тротуарной плиткой земля вдоль западной и восточной стороны новой металлической ограды, возможно символизирующая места захоронений, оформлена как цветочные клумбы.
Последняя реконструкция рассматриваемого объекта культурного наследия произведена в 2010 году.
Административный истец не обосновывает, почему неизменность внешнего облика Мемориального комплекса должна сохраняться именно по состоянию на 1996-2000 годы, а не на 1921 г., 1946 г., 1950 г. (год составления проекта списка первичного учета исторических и археологических памятников <адрес>, содержавшего впервые официальное описание Мемориального комплекса), 1959 г., 1974 г., 1975 г. (год принятия памятника на государственную охрану), 1985 г.
По информации администрацией муниципального образования <адрес>, ремонтные работы в 2010 годы на Мемориальном комплексе были выполнены в соответствии с требованиями статьи 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», согласно которой пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению.
В ходе ремонтных работ территория мемориала была расширена, вымощена тротуарной плиткой, установлена скульптура воина-освободителя. На мемориальных плитах, размещенных на стене за скульптурой, увековечены имена воинов, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Администрацией сельского поселения были уточнены и сверены имена погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Все имеющиеся материалы были сверены с материалами интернет-сайтов общероссийской базы данных «Мемориал», «Солдат», «Подвиг народа», Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), «Государственного архива <адрес>» <адрес>, «Российского государственного архива экономики» <адрес>.
При проведении вышеуказанных работ эксгумация останков не производилась, выполнена замена надмогильных сооружений и благоустройство территории.
В связи с тем, что на месте захоронения защитников Отечества расположен объект культурного наследия, работы выполнены с нарушением действующего законодательства - без получения разрешения краевого органа охраны наследия. Информация о проведении данных работ поступила в управление уже после проведения полного комплекса реконструкции (в 2012 году, как признает и сам Административный истец).
Отношение жителей <адрес> к современному виду Мемориального комплекса различно. Помимо обращений граждан, недовольных произведенной реконструкцией, в администрацию <адрес> поступали обращения депутатов Совета Пшехского сельского поселения <адрес>, Первичной ветеранской организации <адрес>, с приложением более тысячи подписей жителей станицы, которые выступают за сохранение Мемориального комплекса в современном виде.
Учитывая мнение общественности о необходимости видоизменения Мемориального комплекса с целью установления границ воинских захоронений, администрацией муниципального образования <адрес> неоднократно предлагалось главе Пшехского поселения встретиться с жителями станицы и урегулировать конфликт.
На основании разработанного проекта зон охраны объектов культурного наследия управлением принят приказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КН «Об утверждении предмета охраны, границ территории, режима использования территории, границ охранной зоны, особого режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО3, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», расположенного по адресу: <адрес>, ст-ца Пшехская, <адрес>, парк».
Данным приказом утвержден следующий предмет охраны рассматриваемого объекта культурного наследия: а) градостроительные характеристики: значимый элемент композиционно-пространственной структуры застройки центральной части <адрес>; объект культурного наследия расположен в парке на пересечении ул. им. Горького, Школьной, Мира, и Октябрьской; рекреационная зона. б) функциональные характеристики: место захоронения. в) визуальные характеристики: характерные точки визуального восприятия: с аллей парка и юго-западной части его территории. г) исторические характеристики: мемориальный комплекс увековечивает память о воинах-земляках, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн; место захоронения погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
В соответствии с пунктом 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах <адрес>» данный приказ официально опубликован на официальном сайте администрации <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://admkrai.krasnodar.ru).
Копии приказа направлены в Управление Росреестра по <адрес> для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, главе муниципального образования <адрес> и главе Пшехского сельского поселения <адрес>.
Согласно п. 10 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) в случае установления границ территорий, зон охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в правила землепользования и застройки вносятся изменения.
В соответствии с пунктом 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
Кроме того, в связи с уточнением сведений об объекте культурного наследия принят приказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КН «Об утверждении охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 - 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: <адрес>, ст-ца Пшехская, <адрес>, парк». Приложением к данному приказу является акт технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, которым определены наименование и виды работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их выполнения, а именно:
разработать проектную документацию на восстановление надмогильных сооружений на месте захоронения и представить на согласование в госорган по охране культурного наследия, срок выполнения - июль 2018 года;
выполнить полный комплекс работ по восстановлению надмогильных сооружений и ограждения места захоронения в соответствии с согласованной документацией, срок выполнения - апрель 2019 года;
ежегодно по мере необходимости до 1 мая выполнять текущий ремонт и уходные работы.
В соответствии с п. 10 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ данный приказ размещен на официальном сайте администрации <адрес> в сети «Интернет» admkrai.krasnodar.ru в разделе: Деятельность / Управление государственной охраны объектов культурного наследия / Охранные обязательства. В соответствии с пунктом 12 указанной статьи копия приказа направлена в Управление Росреестра по <адрес> и главе Пшехского сельского поселения.
На территории Мемориального комплекса, на участке, определенном приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КН, ДД.ММ.ГГГГ было установлено временное ограждение места захоронения.
Для планирования мероприятий по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия администрации муниципального образования <адрес> и администрации Пшехского сельского поселения <адрес> переданы копии проекта объединенной зоны охраны с требованиями к градостроительным регламентам в границах территорий объектов культурного наследия, расположенных в <адрес>: «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов- минометчиков батареи ФИО3, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», <адрес>, парк; «Атаманское правление, конец XIX в.», <адрес>».
Также управлением главе Пшехского сельского поселения <адрес> направлено письмо с разъяснением особенностей проведения работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, созданных в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества, установленных пунктом 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>» и информацией о специализированных организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия.
Администрация Пшехского сельского поселения <адрес> направила в управление заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по форме, предусмотренной приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», а также письмо о пересмотре сроков разработки проектной документации на восстановление надмогильных сооружений на месте захоронения, учитывая сроки проведения конкурсных процедур.
Пунктом 2 приказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КН предусмотрено, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, сроки (периодичность) таких работ определяются актом технического состояния объекта культурного наследия, являющимся приложением к данному приказу, а также иными актами технического состояния объекта культурного наследия, предписаниями, составленными после принятия данного приказа.
Учитывая объективную необходимость соблюдения администрацией Пшехского сельского поселения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», управление выдало администрации Пшехского сельского поселения <адрес> задание на разработку проектной документации и направило запрос о сроках, необходимых для ее разработки.
С сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№.1-19/268 (входящий управления от ДД.ММ.ГГГГ№) администрация Пшехского сельского поселения представила в управление эскизный проект устройства мемориальных досок на территории Мемориального комплекса, разработанный ООО «Памятники Кубани», имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия. Проектом предложено 6 вариантов устройства мемориальных плит.
Данный проект был рассмотрен на заседании секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно- методического совета по сохранению объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ. В состав краевого научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия помимо сотрудников управления и специалистов организаций, осуществляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия, входят аттестованные Министерством культуры Российской Федерации эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертизы. На заседании присутствовал глава Пшехского сельского поселения. Принято решение о согласовании варианта устройства мемориальных плит для дальнейшего выполнения данных работ, соответствующее письмо направлено в адрес администрации Пшехского сельского поселения.
В связи с обращением главы Пшехского сельского поселения, учитывая положения статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ, в план работ по сохранению объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс» (<адрес>, парк) внесены изменения в части сроков выполнения данных работ. В адрес главы Пшехского сельского поселения направлен акт технического состояния рассматриваемого объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривающий выполнение полного комплекса работ по восстановлению надмогильных сооружений и ограждения места захоронения в соответствии с согласованной документацией до апреля 2020 года.
В связи с нехваткой бюджетных средств, необходимых для выполнения работ по разработке научно-проектной и проектно-сметной документации для сохранения объекта культурного наследия администрация Пшехского сельского поселения обратилась за получением бюджетного кредита в администрацию муниципального образования <адрес>.
На очередной сессии Совета муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении бюджетного кредита Пшехскому сельскому поселению в размере 1 млн рублей.
По итогам организованной администрацией муниципального образования <адрес> закупки № муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№/П, победитель электронного аукциона - ООО «Памятники Кубани», имеющее выданную Министерством культуры Российской Федерации лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Победителю закупки представлены все имеющиеся в распоряжении управления документы и материалы в отношении рассматриваемого объекта культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия (далее - КНМС), на котором были рассмотрены эскизные предложения по изготовлению надмогильного сооружения на территории Мемориального комплекса.
По результатам рассмотрения члены КНМС единогласно согласовали эскизное предложение в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: Братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов минометчиков батареи ФИО3, 1942 — 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 — 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», расположенного по адресу: <адрес>, ст-ца Пшехская, <адрес>, парк, выполненное ООО «Памятники Кубани», предусматривающее воссоздание надмогильного сооружения, существовавшего на момент принятия объекта культурного наследия на государственную охрану в 1975 году, и указали на необходимость предусмотреть в проекте ограждение территории захоронения.
Согласно информации, предоставленной администрацией муниципального образования <адрес>, по условиям заключенного контракта срок выполнения работ по разработке научно-проектной и проектно-сметной документации для сохранения объекта определен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией Пшехского сельского поселения в адрес ООО «Памятники Кубани» были направлены письма по соблюдению сроков исполнения контракта. В полученном ответе от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Памятники Кубани» уведомило о смещении сроков выполнения работ, на количество нерабочих дней, связанных с введением ограничительных мероприятий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Памятники Кубани» направлена Претензия о нарушении контрактных обязательств. После получения проектной документации будет организована процедура торгов на выполнение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия.
Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ управлением администрации Пшехского сельского поселения <адрес> было выдано задание № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс» 1922,1942-1943 гг., 1959 г.
ДД.ММ.ГГГГ управлением ООО Памятники Кубани» выдано разрешение № на проведение работ по сохранению рассматриваемого памятника.
В соответствии с пунктом 3.4.6 раздела 3 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, функцией управления (от имени администрации <адрес>) входит выдача письменного задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Таким образом, в настоящее время управление осуществляет все необходимые мероприятия, по контролю за проведением работ по сохранению объект культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: Братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО3, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.».
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст.45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ, согласованной органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ собственники объекта культурного наследия при его содержании и использовании обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Управление не является собственником рассматриваемого объекта культурного наследия, следовательно, проведение работ по сохранению памятника не является обязанностью управления.
Кроме того, исполнение решения Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-220/18 в виде обязанности принять действенные меры по сохранению рассматриваемого объекта культурного наследия возложено непосредственно на администрацию Пшехского сельского поселения <адрес>, в муниципальной собственности которого находится памятник.
Исходя из вышеизложенного, надлежащим ответчиком по делу №а-2328/2020 администрация <адрес> в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> не является.
ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Центрально-культурный развлекательный центр Пшехского сельского поселения <адрес>» в оперативном управлении которого находится памятник, получено задание на проведение работ по сохранению памятника №, а ДД.ММ.ГГГГ управлением в адрес ООО «Памятники Кубани» выдано разрешение на проведение работ по сохранению памятника.
ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ «Центрально-культурный развлекательный центр Пшехского сельского поселения <адрес>» и ООО «Памятники Кубани» заключен муниципальный контракт №/П. Предметом контракта являлось выполнение подрядчиком (ООО «Памятники Кубани») научно-проектной и проектно-сметной документации для сохранения памятника согласно техническому заданию.
ДД.ММ.ГГГГ сторонами муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№/П подписан Акт сдачи-приемки работ.
<адрес> в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> не является стороной вышеуказанного муниципального контракта и не имеет договорных отношений с ООО «Памятники Кубани» по вопросу сохранения памятника.
При проведении государственной историко-культурной экспертизы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) научно-проектная документация по сохранению памятника получила положительное заключение и рекомендована для согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия.
Письмом МБОУ «Центральный культурно-развлекательный центр Пшехского сельского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ№ (входящий управления от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес управления поступила научно проектная документация по сохранению памятника.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия № одобрены архитектурные решения, представленные ООО «Памятники Кубани» в проектной документации по сохранению памятника.
Таким образом в силу п. 1 постановления главы администрации (губернатора) <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> было реорганизовано путем присоединения к администрации <адрес>. Таким образом, самостоятельным юридическим лицом управление не является, в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация <адрес> в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> об оспаривании действий (бездействия) - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья -