ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2359/2022 от 22.07.2022 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело а-2359/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2022 года

Судья Пермского районного судаОвчинникова Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной ИФНС России пок ФИО1 о взыскании пени по налогам,

установил:

МИФНС России пообратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 1 725 руб.; по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 1 725 руб., пеня в размере 781,85 руб., в общей сумме 4 212,87 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и в связи с тем, что в установленные налоговым законодательством сроки не оплачен налог, пеня, выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку добровольно налогоплательщиком не оплачен налог, пеня, заявлено требование о взыскании задолженности в судебном порядке. Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, но ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Пермского судебного районавынесено определение об отмене судебного приказа.

Представитель административного истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещён надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1 о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещалась по адресу регистрации, почтовое уведомление возвращено в связи с истечением срока хранения.

Суд, оценив письменные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной шестимесячный срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Из материалов дела следует, что ФИО1 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено требование , со сроком уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5 оборот).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено требование , со сроком уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Требования ФИО1 в установленный срок не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка Пермского судебного районабыл вынесен судебный приказ а-4704/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по недоимке и пени.

Определением мирового судьи судебного участка Пермского судебного районаот ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ а-4704/2020 от ДД.ММ.ГГГГ.

С исковыми требованиями в Пермский районный судадминистративный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из квитанции об отправке (л.д. 16).

Судом установлено, что административный истец обратился в Пермский районный суд с надлежащим оформленным административным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шести месяцев со дня отмены судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ), последний день для подачи был ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что административным истцом пропущен срок обращения с требованиями о взыскании недоимки в суд после отмены судебного приказа.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и нормы материального и процессуального права, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку налоговым органом пропущен установленный законом срок на обращение в суд.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

В своем ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, административный истец в обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд ссылается на наличие ограничительных мер, введенных в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и соблюдения гражданами режима самоизоляции; кроме того, административным истцом указано на незначительность просрочки количества дней для обращения с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам (л.д. 39).

Оценив данные доводы, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку введение указанных выше ограничительных мер не влияет на невозможность подачи обращений в суд.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 821 "О приостановлении личного приема граждан в судах", действовавшим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно), Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822 "О внесении изменений в постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 821", действовавшим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно), было постановлено приостановить личный прием граждан в судах и рекомендовать подавать документы через электронные интернет-приемные судов или посредством почтовой связи (п. 1); обеспечить своевременные прием, обработку и регистрацию документов, поданных в суды посредством почтовой связи и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (п. 2).

Таким образом, у административного истца была возможность обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок посредством почтовой связи и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, поскольку судами были обеспечены своевременные прием, обработка и регистрация документов.

Таким образом, приведенные административным истцом доводы не являются обстоятельствами, свидетельствующими об уважительности причин пропуска процессуального срока.

Поскольку иных причин пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока административным истцом не указано, доказательств уважительности его пропуска не представлено, препятствий для своевременного обращения в суд не имелось, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к административному ответчику.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление МИФНС России пок ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 1 725 руб.; по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 1 725 руб., пеня в размере 781,85 руб., в общей сумме 4 212,87 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Пермского районного суда

/подпись/ Е.В. Овчинникова

Копия верна. Судья Е.В. Овчинникова

подлинник подшит

в административном деле а-2359/2022

Пермского районного суда

УИД 59RS0-87