ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2388/20 от 24.12.2020 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело а-2388/2020

УИД 23RS0-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

при секретаре Сидоренко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Токшаровой Е.П. к администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконными действий органа местного самоуправления и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Токшарова Е.П. просит суд признать незаконными действия администрации Белореченского городского поселения Белореченского района по отказу в изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м, расположенного в <адрес> края, на индивидуальное жилищное строительство; обязать администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв. м, расположенного в <адрес> края на вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».

В ходе рассмотрения дела по существу административный истец Токшарова Е.П. отказалась от требований административного искового заявления к начальнику управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Белореченского городского поселения Санжаровскому М.А., просила исключить его из числа административных ответчиков на том основании, что Санжаровский М.А. является ненадлежащим ответчиком, поскольку ее требования связаны с признанием незаконным действий именно администрации Белореченского городского поселения Белореченского района.

В обоснование заявленных требований административный истец Токшарова Е.П. в судебном заседании пояснила, что 21.05.2014 года между административным истцом и Кардашиным Г.Н. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора на земельный участок с кадастровым номером площадью 500 кв.м, расположенного в <адрес> края. Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в установленном законом порядке. Бывшему правообладателю Г.Г. данный земельного участка был предоставлен по договору аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием Белореченский район. В договоре аренды вид разрешенного использования земельного участка был указан для размещения блокированных жилых коттеджей. В связи с возникновением необходимости возведения жилого дома на данном земельном участке Токшарова Е.П. обратилась в администрацию с просьбой произвести изменение вида разрешенного использования. Однако администрация Белореченского городского поселения Белореченского района ответила отказом, сославшись на то обстоятельство, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия не определены, в соответствии с назначением имущества. Так, согласно представленных сведений, спорный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель – земли населённых пунктов; территориальная зона – зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы. При этом, арендатор вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования предусмотренным для указанной территориальной зоны. Земельный участок предоставлен непосредственно для целей жилищного строительства и необходимо изменить вид разрешенного использования с блокированной жилой застройки на вид разрешённого использования для индивидуального жилищного строительства. Один вид разрешенного использования и второй предусматривают строительство. Такое изменение вида разрешенного использования не приведет к нарушению процедуры предоставления земельных участков. Кроме того, земельный участок предоставлен в аренду первоначальному арендатору Г.Г. 16.04.2014 года, то есть до вступления в силу изменений внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", установивших порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства посредством проведения аукциона, а, следовательно, к отношениям сторон должны применяться нормы законодательства, действовавшие на момент возникновения правоотношений.

Представитель административного ответчика администрации Белореченского городского поселения Белореченского района – Аверин А.А. возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что изначально земельный участок был предоставлен муниципальным образованием Белореченский район по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГГ.Г. для целей - размещение блокированных жилых коттеджей. Указанный участок предоставлялся посредством процедуры проведения торгов. Право аренды впоследствии на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора перешли к административному истцу. В данном случае изменение вида разрешенного использования земельного участка и последующее заключение дополнительного соглашения к договору, предусматривающего изменение целевого назначения земельного участка на иной вид - индивидуальное жилищное строительство, по существу направлено на обход процедуры предусмотренной для предоставления участков данной категории. Выкупная цена земельного участка под блокированную застройку под объектом недвижимости определена в размере кадастровой стоимости земельного участка. В отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размере 3% от кадастровой стоимости, соответственно изменение целевого назначения приведет к недополучению бюджетом муниципального образования денежных средств в сумме более 400 000 рублей. Так участок с иным целевым назначением, а именно для индивидуального жилищного строительства, имеет иной круг потенциально заинтересованных в его приобретении лиц, иную рыночную стоимость права аренды. Соответственно изменение целевого назначения земельного участка в данном случае приведет также к нарушению норм о защите конкуренции. Кром того, правоотношения по изменению целевого назначения земельного участка возникли в период действия указанной нормы.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, между Г.Г. и муниципальным образованием Белореченский район заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Г.Г. принял во временное пользование земельный участок с кадастровым номером общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения блокированных жилых коттеджей (л.д.20-25).

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГГ.Г. передал свои права и обязанности арендатора на указанный земельный участок Токшаровой Е.П. (л.д.18).

Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в установленном законом порядке.

14.10.2020 года Токшарова Е.П. обратилась с заявлением в администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером для размещения блокированных жилых коттеджей на индивидуальное жилищное строительство (л.д.15).

В соответствии с ответом администрации Белореченского городского поселения №11-07/422 от 27.10.2020 года Токшаровой Е.П. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , поскольку арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены – в соответствии с назначением имущества (л.д.14).

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно п. 17 ст.39.8 Земельного кодекса Российской Федерации перезаключение внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.

В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе использовать их в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.

В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены в соответствии с назначением имущества.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Токшарова Е.П., являясь арендатором, не вправе изменить договор в одностороннем порядке и не может обязать администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.

Предметом договора аренды от 16.04.2014 года и соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора от 21.05.2014 года является земельный участок с видом разрешенного использования "для размещения блокированных жилых коттеджей".

Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, административный истец выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ.

Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, отличным от установленного в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.

Комплексный анализ приведенных норм законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что арендатор не вправе осуществлять распоряжение арендованным земельным участком, которое в том числе заключается в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Как указано в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов, а также изменять его самостоятельно.

Кроме того, следует учесть, что изменение вида разрешенного использования земельного участка и последующее заключение дополнительного соглашения к договору, предусматривающего изменение целевого назначения земельного участка на иной вид - индивидуальное жилищное строительство, по существу направлено на обход процедуры предусмотренной для предоставления участков данной категории.

Выкупная цена земельного участка под блокированную застройку под объектом недвижимости определена в размере кадастровой стоимости земельного участка. В отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размере 3% от кадастровой стоимости, соответственно изменение целевого назначения приведет к недополучению бюджетом муниципального образования денежных средств в сумме более 400 000 рублей.

Кроме того, изменение целевого назначения предоставленного с торгов земельного участка повлечет нарушение требований п.1 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Так, участок с иным целевым назначением, а именно для индивидуального жилищного строительства, имеет иной круг потенциально заинтересованных в его приобретении лиц, иную рыночную стоимость права аренда. Соответственно изменение целевого назначения земельного участка в данном случае приведет к нарушению норм о защите конкуренции.

Ввиду изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение администрации Белореченского городского поселения Белореченского района от 27.10.2020 года является законным и обоснованным.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду их необоснованности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Токшаровой Е.П. в удовлетворении административного искового заявления к администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании незаконными действий органа местного самоуправления и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Волковая