Дело №а-241/2022 УИД 34RS0№-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 февраля 2022 года
Фроловский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Грошевой О.А.,
при секретаре Бирюковой С.В.,
с участием представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» о признании незаконным действий по возвращению без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» о признании незаконным действий по возвращению без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:32:030003:1530, расположенного по адресу: <адрес>, на территории Терновского сельского поселения. К заявлению был приложен отчет от ДД.ММ.ГГГГ №ЗУ201-2021, в соответствии с которым дата определения рыночной стоимости объекта указана ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» принято решение о возврате заявления без его рассмотрения ввиду подачи заявления по истечении 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости (01.01.2020г.), которое считает незаконным.
ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» не было учтено, что истец не мог обратиться в установленный 6 месячный срок с 01.01.2020г. до 01.07.2020г. в ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки», поскольку в этот период не была утверждена форма самого заявления об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, не была утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка; не были внесены новые сведения в ЕГРН о кадастровой стоимости спорного земельного участка; не было принятого постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об установлении даты перехода к применению на территории <адрес> положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (стало действовать с 01.01.2022г.); не был принят Федеральный закон от 31.07.2020г. №269-ФЗ, которым в Федеральный закон от 03.07.2016г. №237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, на дату принятия вышеуказанных приказов и постановлений, вступления в силу нормативных актов, истец уже пропустил бы 6-месячный срок с 01.01.2020г. до 01.07.2020г. на подачу соответствующего заявления. То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость была утверждена по состоянию на 01.01.2020г. и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца.
Просили признать незаконными действия ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки», выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявления ФИО2 от 21.01.2022г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:32:030003:1530 в размере его рыночной стоимости, и обязать административного ответчика принять и рассмотреть по существу заявление ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:32:030003:1530 в срок, установленный Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке».
Административный истец ФИО2 и его председатель ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежаще, каких-либо заявлений, в том числе об отложении судебного заседания, не представили.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал, полагал законными действия Учреждения по возврату заявления и документов без рассмотрения, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в Учреждение по электронной почте поступило заявление от ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, с кадастровым номером: 34:32:030003:1530, расположенного по адресу: <адрес>, территория Терновского сельского поселения, в размере его рыночной стоимости. К заявлению приложен отчет от ДД.ММ.ГГГГ №ЗУ201-2021, в соответствии с которым дата определения рыночной стоимости объекта указаны - ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Учреждением в адрес Административного истца направлено сообщение о возврате без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по тем основаниям, что заявление об установлении рыночной стоимости подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Утверждение ФИО2 о том, что он не мог обратиться в установленный шестимесячный срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ ВО «Центр ГКО», так как в этот период ещё не было принято Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, считают необоснованным, поскольку административный истец имел предусмотренную законодательством возможность для реализации своего законного права подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости в комиссию или суд до вступления в силу Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, но им данная возможность не реализована. В удовлетворении требований ФИО2 просили отказать в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Частями 1 и 15 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 названного закона.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п установлена дата перехода к применению на территории <адрес> положений статьи 22.1. Закона №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – ДД.ММ.ГГГГ
На территории <адрес> кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости устанавливается Государственным бюджетным учреждением <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ.
При этом, согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в суде в порядке административного судопроизводства может быть оспорено только решение бюджетного учреждения; одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
В части 5 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 29287456 кв.м, с кадастровым номером: 34:32:030003:1530, расположенный по адресу: <адрес>, территория Терновского сельского поселения, в размере его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости определена на ДД.ММ.ГГГГ в размере 120664318,72 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ФИО2 в ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, с кадастровым номером: 34:32:030003:1530, расположенного по адресу: <адрес>, территория Терновского сельского поселения, в размере его рыночной стоимости.
К заявлению приложен отчет №ЗУ201-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым дата определения рыночной стоимости объекта указаны – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае: если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
При проверке пакета документов на соответствие ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» было установлено, что приложенный к заявлению отчет об оценке датируется ДД.ММ.ГГГГ. Рыночная стоимость объектов оценки определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а заявления об установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости поступили в ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» было верно указано на несоответствие поданного заявления требованиям пунктов 1, 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и возвращено без рассмотрения заявителю.
Довод административного истца о невозможности обращения в установленный шестимесячный срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ ВО «Центр ГКО», поскольку в этот период не было принято Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об установлении даты перехода к применению на территории <адрес> положений ст.22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ГБУ ВО «Центр ГКО» являются необоснованным, по тем основаниям, что до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> действовали положения статьи 22 Закона №237-ФЗ, предусматривающей возможность физическими лицами оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Между тем, данная возможность ФИО2 не была реализована.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлены обстоятельства законности оспариваемого решения ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований о признании незаконным действий по возвращению без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к ГБУ <адрес> «Центр государственной кадастровой оценки» о признании незаконным действий по возвращению без рассмотрения заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:32:030003:1530 в размере его рыночной стоимости и возложении обязанности по принятию и рассмотрению по существу данного заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Грошева
Изг. 03.03.2022