Дело №а-2457/2021
25RS0№-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 года <.........> края
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ. (в порядке статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Находкинский городской суд <.........> в составе:
судьи Находкинского городского суда <.........> Комаровой В.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО9,
представителя административного ответчика – Администрации НГО ФИО4,
помощника прокурора <.........>ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконной документации по планировке территории, утвержденной Постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ недействующей в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером 25:31:010211:423, расположенного по адресу: <.........>1, возложении обязанности,
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующим постановления Администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ «Об утверждении документации по планировке территории» в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером 25:31:010211:423, расположенному по адресу: <.........>1, возложении обязанности на администрацию по устранению препятствий в осуществлении прав собственника.
В обоснование административного иска указано, что административный истец ФИО1 является собственником части жилого дома площадью 24,6 кв. м., кадастровый №.
Часть жилого дома непосредственно расположена на земельном участке, площадью 541,87 м., кадастровый №, по адресу: <.........> (далее по тексту - земельный участок).
В настоящий момент земельный участок принадлежит истцу на праве аренды на основании договора аренды №ф20 от ДД.ММ.ГГ., заключенного с Администрацией Находкинского городского округа.
Согласно оспариваемому нормативному правовому акту, красная линия установлена без учета существующего объекта недвижимости и границ земельного участка, часть участка 94,5% (512,06 кв. м. из 541,87 кв. м.) оказалась расположена в границах территории общего пользования за «красной линией»; половина части жилого <.........>:31:010211:5079 расположена в границах территории общего пользования за «красной линией», что создает препятствия в осуществлении прав собственника части жилого дома и лица, имеющего исключительное право в порядке пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ на приобретение земельного участка в собственность без торгов.
Ответом от ДД.ММ.ГГ.№.17-3830 Управление землепользования и застройки Администрации Находкинского городского округа <.........> отказало истцу в предоставлении земельного участка без торгов со ссылкой на п. 8 ст. 27 ЗК РФ и запретом на приватизацию земельных участков в границах территории общего пользования.
Ответом от ДД.ММ.ГГ.№ Управление землепользования и застройки Администрации Находкинского городского округа <.........> возвращено уведомление от ДД.ММ.ГГ.№.2.-7-2041 о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <.........>, со ссылкой на расположение планируемого объекта в границах красных линий <.........>.
Ответом от ДД.ММ.ГГ.№.2-9-5403 Управление землепользования и застройки Администрации Находкинского городского округа <.........> отказало в заявлении истца об уточнении красных линий <.........>, в границах территории общего пользования, на которой расположена часть земельного участка с кадастровым номером 25:31:010211:0423.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца – ФИО9 поддержали заявленные исковые требования, настаивая на их удовлетворении.
Представитель административного истца – ФИО8 также поддержал заявленные исковые требования, направив в суд письменные пояснения, в которых указано, что оспариваемая документация по планировке территории противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как в части установления красной линии утверждена без учета сложившейся застройки и землепользования, противоречит федеральному законодательству и, по сути, подменяет собой процедуру изъятия земельных участков для муниципальных нужд, предусмотренных главой VII.1 ЗК РФ.
В частности, противоречит п. 11 ст. 1 и п. 12 ст. 1 ГрН РФ, ст. 262 ГК РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.№ «РДС 30-201- 98», т. к. в результате установления красной линии земельный участок 25:31:010211:423, который всегда входил в состав домовладения по <.........>, позднее <.........>, в настоящее время <.........>, был окружен забором, находился в пользовании собственников жилого дома и никогда не являлся земельным участком общего пользования, оказался отнесенным к земельным участкам общего пользования, то есть им может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на него.
Земельный участок с кадастровым номером 25:31:010211423 является частью земельного участка, на котором было расположено домовладение по <.........>, 45, которому в настоящий момент присвоен адрес: <.........>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГ.№ ФГуП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиал по <.........>.
С административным исковым заявлением истцом была представлена архивная выписка от ДД.ММ.ГГ.№-т из протокола № заседания Находкинского городского Совета депутатов трудящихся <.........> от ДД.ММ.ГГ., согласно которой в п. 2 «Об отводе земельных участков под индивидуальное строительство» Решения № исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся решает разрешить строительство новых домов взамен пришедших в негодность старых, в том числе, по <.........>№. Истцом также была представлена Выкопировка из инвентарного дела № (ИНВ:05:414:002:000097410) с генеральным планом участка от 29.12.1963
В настоящее время исходный жилой <.........>:31:010211:2739 разделен на две части жилого дома (25:31:010211:5079 и 25:31:010211:5080), а земельный участок на два земельных участка 25:31:010211:423 и 25:31:010211:13024.
Таким образом, документально подтверждается, что спорный земельный участок под жилым домом 25:31:010211:2739 был предоставлен в установленном законодательством порядке под строительство жилого дома; отношения по землепользованию участком под жилым домом сложились как минимум с 1961 года, границы участка были зафиксированы на местности забором.
Следовательно, участок никогда не входил в состав земель общего пользования и правовых оснований его отнесения к таким землям не имелось. Доказательств того, что жилой дом и земельный участок были изначально образованы на землях общего пользования, в нарушение действующего законодательства, не представлено.
Действующее законодательство не допускает произвольного отнесения земельных участков, предоставленных под строительство жилых домов, к землям общего пользования.
Доводы ответчика, который обосновывает установление красных линий и отнесение земельного участка к землям общего пользование генеральным планом не могут быть приняты во внимание, так как сам же ответчик и дает пояснения, что генеральный план может не соответствовать фактическому использованию территории, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию развития и условиями формирования среды жизнедеятельности.
Именно поэтому действующее законодательство и определяет, что детальная планировка конкретной территории с установлением красных линий определяется документацией по планировке территории, которая разрабатывается и утверждается не перспективно, а по фактическому состоянию на дату утверждения.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя истца ФИО8 свидетель ФИО3 пояснил, что проживает по соседству с ФИО1 в доме по адресу: <.........>, расположенном на земельном участке, смежном с земельным участком истицы, имеющим в настоящее время адрес - <.........>. Принадлежащий ему участок и участок истицы всегда были огорожены забором, находились в пользовании собственников жилого дома и никогда не являлись земельными участками общего пользования. Собственником жилого дома является с августа 1983 года, земельный участок оформил в собственность в 2010 году. О том, что через его участок также проходит красная линия не знал.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации Находкинского городского округа <.........>ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований административного истца, указав, что установленная красная линия не является препятствием в пользовании земельным участком и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Постановлением Администрации НГО от ДД.ММ.ГГ.№ «Об утверждении документации по планировке территории» утверждены красные линии в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером №, тем самым вышеуказанный земельный участок вошел в границы территории общего пользования: объекта улично-дорожной сети магистральная улица.
В соответствии с п. 12 ст.85 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки в пределах территории общего пользования не подлежат приватизации.
Согласно п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования представляют собой территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Данный перечень не является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а так же собственником соответствующего земельного участка.
Расположение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в собственность, поскольку передача такого объекта в единоличное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке и противоречит правовому режиму земель общего пользования.
На основании п.п.1 п. 11 ст.1 ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Частью 3 ст.23 ГрК РФ предусмотрено, что Генеральный план городского округа содержит 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч.5 ст.23 ГрК РФ на картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой части и в виде карт.
В соответствии с приведенными нормами ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов РФ, генеральные планы городского округа (далее - Генплан) включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Исходя из системного толкования положений ч.З ст.9, ч.9,10 ст.31, п.1 ч.2 ст.ЗЗ, п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генплан, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
При этом Генплан является общедоступным нормативно-правовым актом, в установленном порядке не оспорен и не признан недействительным.
Исходя из изложенного, доводы о неизменности границ земельного участка с кадастровым номером № с 1949 года, а также о том, что данный земельный участок никогда не относился к землям общего пользования и не был доступен для беспрепятственного круга лиц использования неограниченного круга лиц нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.
В письменных возражениях на административный иск представителем Администрации Находкинского городского округа <.........>ФИО5 указано, что оспариваемое постановление администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ «Об утверждении документации по планировке территории» не является нормативным правовым актом и истцом ФИО1 пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, что в соответствии п. 8 ст. 219 КАС РФ само по себе является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В данном суду заключении помощник прокурора <.........>ФИО6 полагала, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление Администрации Находкинского городского округа <.........> следует признать не действующим в части, устанавливающей прохождение красных линий через границы принадлежащего административному истцу земельного участка, поскольку красные линии утверждены без учета границ земельного участка, находящегося в аренде у истицы, а также существующего объекта недвижимости – жилого дома, принадлежащего административному истцу на праве собственности, чем несомненно нарушены права последней.
Изучив требования административного истца, позицию административного ответчика, представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 8 статьи 213 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником части жилого дома площадью 24,6 кв. м., кадастровый №, расположенном на земельном участке, площадью 541,87 м., кадастровый №, по адресу: <.........>, по которому проходит красная линия.
По данным технического паспорта жилой дом построен и введен в эксплуатацию в 1949 году, что подтверждается сведениями ЕГРН, земельный участок сформирован, предоставлен для строительства жилого дома и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ..
Жилой дом, расположенный на указанном земельном участке приобретен истицей на основании договора купли-продажи в собственность в 2015 году.
В настоящий момент земельный участок принадлежит истцу на праве аренды на основании договора аренды №ф20 от ДД.ММ.ГГ., заключенного с Администрацией Находкинского городского округа, в котором отражено, что ограничений и обременений на земельный участок не зарегистрировано.
Согласно сведениям Градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГ., утв. Распоряжением Управления землепользования и застройки Администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1Б «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки без содержания домашнего скота».
О том, что по земельному участку и жилому дому проходит красная линия, часть участка и жилого дома находятся на территории общего пользования, истица узнала в 2016 году, когда обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без торгов, на которое получила отказ.
Считая постановление администрации в части определения красной линии относительно ее земельного участка не соответствующим действующему законодательству и нарушающим ее права и законные интересы, поскольку красная линия не может проходить через уже отведенный (ранее) земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных или государственных нужд, ФИО1 обратилась в суд с указанным иском.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности, в рассматриваемом случае администрации Находкинского городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Из положений части 14 статьи 45 ГрК РФ следует, что документация по планировке территории, представленная органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа установлены положениями статьи 46 ГрК РФ.
Из содержания части 1 статьи 18 ГрК РФ следует, что генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования.
Генеральные планы содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (ст. 1 ГрК Российской Федерации).
Согласно ст. 42 ГрК Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ.№ "РДС 30-201-98" (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГ.№-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 1 Протокола № от ДД.ММ.ГГ. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГ. определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
При этом, в соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.№, красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Пунктом 3.4 названной инструкции предусмотрено, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Представленными материалами дела и пояснениями сторон объективно подтверждается факт прохождения красной линии по земельному участку и жилому дому ФИО1, которые утверждены без учета границ земельного участка, находящегося в аренде у ФИО1, а также существующего объекта недвижимости – жилого дома, принадлежащего административному истцу на праве собственности, что недопустимо.
Приведенные положения в своей совокупности свидетельствуют о том, что пересечение жилого дома, принадлежащего ФИО1 и земельного участка, на котором расположен жилой дом, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности истицы, и свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов.
Доказательств, достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красной линии на соответствующем участке именно в такой конфигурации, при которой данная красная линия пересекает жилой дом, принадлежащий ФИО1 на праве собственности и земельный участок, на котором располагается дом, административным ответчиком не представлено.
При этом доводы представителя административного ответчика ФИО5, изложенные в письменных возражениях от ДД.ММ.ГГ., о том, что оспариваемое постановление администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ «Об утверждении документации по планировке территории» не является нормативным правовым актом и истцом ФИО1 пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, являются ошибочными.
Оспариваемое постановление является действующим в отношении неопределенного круга лиц нормативным правовым актом органа местного самоуправления, что исключает довод административного ответчика о пропуске истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку согласно п. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Принимая во внимание изложенное выше, а именно нарушение утвержденной красной линией прав и законных интересов административного истца, отсутствие достаточных доказательств наличия публичного интереса в установлении красной линии в утвержденной конфигурации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать постановление Администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ недействующим в части устанавливающей прохождение красной линии через границы объекта недвижимости - земельного участка, площадью 542 кв. м, кадастровый №, и части жилого дома, кадастровый №, расположенных по адресу: <.........>1 с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Находкинского городского округа принять решение о корректировке красной линии относительно указанного объекта недвижимости в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Находкинского городского округа опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в <.........>вой суд, с подачей жалобы через Находкинский городской суд <.........>.
Судья Комарова В.А.