копия
Р Е Ш Е Н И Е дело №а-245/2019
ИФИО1
13 мая 2019 года
Дорогобужский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи ФИО3
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций на том основании, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ, а также пп.1 п. 1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
ФИО2 в соответствии со ст. 400, 401 НК РФ является собственником имущества, которое является объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 409 НК РФ в редакции, действующей в 2012г. срок уплаты налога на имущество физических лиц не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяются исходя из их инвентаризационной стоимости. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом (п.2 ст. 409 НК РФ).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику было направлено налоговое уведомление об уплате налога №
Задолженность за период 2012г (налоговый период) у ФИО2 по уплате налога на имущество образовалась в сумме 31,33 руб. Однако до настоящего времени в добровольном порядке задолженность по налогу на имущество не погасил.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании ст. 75 НК РФ должнику начислены пени за неуплату налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, которые составили 3,61 руб.
В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
ФИО2 является собственником земельных участков, так как согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию объектов недвижимости, имеет в собственности объекты налогообложения: земельный участок.
Согласно п.3 ст. 396 НК РФ сумма, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 1 ст.397 НК РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря, года следующего за истекшим периодом.
В соответствии с п.4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику было направлено налоговое уведомление об уплате налога №.
Задолженность за период 2012 год (налоговой период) у ФИО2 по уплате земельного налога образовалась в сумме 2188,80 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по земельному налогу ФИО2 не погашена.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ№ по сроку уплаты до 26.12.2013г. Однако в добровольном порядке налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не исполнена.
На основании ст. 75 НК РФ должнику ФИО2 начислены пени за неуплату налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, которые составили с учетом частичного погашения 99,65 руб.
В соответствии с п. 1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> в соответствии со ст.48 НК РФ, ст. 123.3 КАС РФ в мировой суд направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении ответчика
Мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ, который определением суда от 19.06.2017г. отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
В соответствии с п. 3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок на подачу административного искового заявления налоговым органом пропущен. При рассмотрении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, налоговый орган просит учесть, что, обращаясь в суд с административным исковым заявлением о взыскании с должника задолженности по налогам, пени преследует цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей. Причина пропуска срока на подачу заявления большой объем работы, недостаточная укомплектованность кадрового состава специалистов.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а так же пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов.
Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы взыскателя, который лишается возможности на получение от ответчика взысканных сумм.
По состоянию на 14.02.2019г. за ответчиком по налогу на имущество, земельному налогу за 2012г. числится общая задолженность в размере 103,26 руб., в связи с чем, налоговая инспекция просит суд взыскать данную задолженность с ответчика.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, так как от административного ответчика возражений относительного данного порядка рассмотрения дела в установленный 10-дневный срок не поступило.
Изучив в полном объеме материалы административного дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики самостоятельно обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ (ч.1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. (ч.2)Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Налоговая инспекция просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу и налогу на имущество и пени, что подтверждается требованием № об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ. Налоговая инспекция направляла административному ответчику налоговое уведомление №.
Как установлено судом, административный ответчик задолженность по налогу в срок, указанный в уведомлении до ДД.ММ.ГГГГ не уплатил.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Статья 289 КАС РФ устанавливает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока предъявления налоговым органом требований о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке искового производства определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Определением мирового судьи судебного участка № в МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 13).
В Дорогобужский районный суд заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленного законом шестимесячного срока, после отмены судебного приказа. При этом следует учесть, что административный истец сам указывает на пропуск срока и заявляет ходатайство о восстановлении пропущенного срока, однако без ссылки на наличие уважительных причин его пропуска.
Учитывая, что налоговым органом пропущен без уважительных причин установленный законом срок на обращение в суд с настоящим административным иском, то имеются основания для отказа в его удовлетворении.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд.
У налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки. Доказательств большого объема работы, недостаточной укомплектованности кадрового состава суду не представлено.
Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено объективных препятствий для своевременного обращения в суд.
На основании ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку срок обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогу пропущен по неуважительной причине, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций по пени по налогу на имущество и земельному налогу за 2012 год в общей сумме 103 рубля 26 копеек в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Дорогобужский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Копия верна
Судья Дорогобужского районного суда ФИО4