ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-247/2022 от 13.05.2022 Качканарского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0-54

Дело а-247/2022

Решение в окончательной форме принято 13 мая 2022 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2022 года город Качканар

Качканарский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Закировой О.А.,

при помощнике судьи Левиной С.А.,

с участием:

помощника прокурора г. Качканара Кузнецовой А.Е.,

административного истца Никоновой Л.Г. и её представителя Сайфутдинова Т.Р.,

представителя административного ответчика Администрации Качканарского городского округа Вепревой О.Д., действующей на основании доверенности от 25 октября 2021 года,

представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Наш дом» Телицына Д.М., действующего на основании доверенности от 04 мая 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Никоновой Людмилы Григорьевны к Администрации Качканарского городского округа о признании постановления не законным,

установил:

в Качканарский городской суд поступило административное исковое заявление Никоновой Л.Г. к администрации Качканарского городского округа о признании незаконным постановления.

В обоснование иска указано, что письмом ООО УЖК «Наш дом» № 382 от 08 февраля 2022 года административный истец Никонова Л.Г. была извещена о том, что начиная с февраля 2022 года начисление платы за содержание и ремонт общего имущества дома № 14, в котором она является собственником квартиры № 63, будет производиться в соответствии с постановлением администрации Качканарского городского округа от 30декабря 2021 года № 1115 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выбора способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год», которое было опубликовано на официальном сайте Качканарского городского округа 10 января 2022 года.Никонова Л.Г. считает, что вышеуказанное постановление противоречит ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 18, 31, 34-36 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность» и нарушает её права и законные интересы как собственника жилого помещения, поскольку размер платы за жилое помещение установлен произвольно. Оспариваемое постановление отвечает признакам, характеризующим нормативный правовой акт, поэтому противоречит п.п. 3 п. 1 ст. 43 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 34 ст. 31 Устава Качканарского городского округа Свердловской области, принятого решением Качканарской городской Думы от 09 июня 2005 года № 62. Административный истец Никонова Л.Г. просит суд признать недействующим с момента вступления в силу постановление администрации Качканарского городского округа от 30 декабря 2021 года № 1115 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выбора способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год» как не соответствующее законодательству Российской Федерации.

Определением Качканарского городского суда от 05 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Наш дом».

В судебном заседании административный истец Никонова Л.Г. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что её законные права и интересы, как административного истца, нарушены тем, что установленный оспариваемым постановлением размер платы за содержание и ремонт жилого помещения рассчитан не верно, не позволяет проверить начисление платы ООО УЖК «Наш дом». В обжалуемом постановлении дома разделены на категории, тогда как это не предусмотрено Жилищным кодексом. Тариф рассчитан без учета параметров конкретного многоквартирного дома. По произведенным ею для примера расчетам единичная стоимость за квадратный метр у разных домов одной категории различная, а должна быть одинаковая. Отсутствие единичной стоимости в постановлении Администрации КГО № 1115 нарушает её право контролировать работу управляющей компании. Более того, Администрация КГО не обладает полномочиями по принятию нормативно-правовых актов, поскольку таковые издаются только законодательными органами, а Администрация КГО является административно-хозяйственным органом.

Представитель административного истца Сайфутдинов Т.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным административным истцом основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации КГО Вепрева О.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения данного административного иска. Полагает, что права и законные интересы административного истца не нарушены. Согласно гражданскому законодательству понятия нормативно-правового акта и нормативного акта идентичны. При вынесении обжалуемого постановления Администрацией КГО было произведено экономическое обоснование утвержденных тарифов, для чего была создана специальная комиссия, произведены соответствующие расчеты. Тарифы утверждены на город в целом, а не на один дом. Администрация КГО обладает полномочиями по принятию такого постановления, оно соответствует закону. В удовлетворении административного иска просила отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО УЖК «Наш дом» Телицын Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержал доводы, изложенные в отзыве (т. 1 л.д. 47). Дополнительно пояснил, что в 2021 году в отношении дома № 14 в 9 мкр. г. Качканара действовал договор управления от 01 января 2020 года, и плата со содержание и ремонт жилого помещения начислялась в соответствии с установленной этим договором стоимостью услуг. Общее собрание собственников было проведено только в январе 2022 года, так как не могли договориться с собственниками этого дома по стоимости услуг.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что до 2015 года являлся директором ООО УЖК «Наш дом». Полагает, что постановление Администрации КГО № 1115 от 30 декабря 2021 года является незаконным. Указанные в нем тарифы являются непроверяемыми. Управляющей компании прежде всего необходимо навести порядок в площадях управляемых домов. Стоимость тарифов установлена без учета характеристик домов. Нельзя отнести к одной категории дома, расположенные в разных районах, разные по техническим характеристикам, однако в обжалуемом постановлении это сделано.

Прокурор Кузнецова А.Е. в своем заключении пояснила, что оспариваемое постановление принято Администрацией КГО в рамках её полномочий, процедура и порядок введения в действие постановления соблюдены, каких-либо нарушений при его принятии не допущено. Полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска Никоновой Л.Г.

Суд, выслушав позиции участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, исходя из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46), в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2 статьи 46). Приведенным конституционным положениям корреспондируют международно-правовые гарантии права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6), возлагающими на государство обязанность обеспечения каждому доступа к суду в случае спора о его гражданских правах и обязанностях.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации (статья 71, пункт «в»; статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2) полномочия, гарантировал гражданам возможность защищать свои права путем оспаривания не только решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, но и нормативных правовых актов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 1783-О).

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 08 апреля 2022 года (т. 1 л.д. 43-44) установлено, что Никонова Л.Г. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, 9 мкр., <адрес>.

01 января 2020 года между ООО УЖК «Наш дом» и собственниками многоквартирного дома (далее МКД) № 14 в 9 мкр. г. Качканара заключен договор управления МКД № 004-020, согласно которому собственники выбрали способ управления многоквартирным домом ООО «УЖК Наш дом», утвердили условия договора управления многоквартирным домом (т. 1 л.д. 48-58).По отношению куказанному МКД Никонова Л.Г. является председателем Совета многоквартирного дома на основании протокола № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений от 27 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 59-61).

Согласно п.п. 5.2, 5.3 указанного договора управления стоимость работ и услуг по управлению МКД, содержанию общего имущества определена сторонами в соответствии с Приложением № 1 к настоящему договору, стоимость работ по текущему ремонту и мероприятиям по энергосбережению общего имущества МКД определена сторонами в соответствии с Приложением 6 к настоящему договору. Размер расходов собственников в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определяется в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 5.5 договора управления).

Срок действия договора управления МКД № 004-020 установлен на 01 год (п. 12.1 договора управления).

18 января 2022 года ООО УЖК «Наш дом» разместило в подъездах дома № 14 в 9 мкр. г. Качканара сообщение о проведении общего собрания собственников помещений МКДв очно-заочной форме и предложение управляющей компании о размере платы за содержание и ремонт общего имущества на 2022 год (т. 1 л.д. 62-65).

Согласно протоколу № 1 от 01 февраля 2022 года общим собранием собственников помещений МКД № 14 в 9 мкр. г. Качканара решение об утверждении перечня, периодичности, стоимости работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД на 2022 год принято не было (т. 1 л.д. 66-67).

Постановлением Администрации КГО № 1115 от 30 декабря 2021 года утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год (т. 1 л.д. 6-20). Данное постановление опубликовано в газете «Качканарское время» № 51 от 30 декабря 2021 года (т. 1 л.д. 91-97).

Согласно Структуре платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год, утвержденной постановлением Администрации КГО № 1115 от 30 декабря 2021 года, дом № 14 в 9 мкр. г. Качканара включен в перечень домов, в отношении которых действует оспариваемое постановление (строка 213).

08 февраля 2022 года ООО УЖК «Наш дом» уведомило совет дома № 14 в 9 мкр. г. Качканара, что в связи с непринятием общим собранием собственников МКД указанного выше решения управляющая компания вправе применять тариф, установленный постановлением администрации КГО № 1115 от 30 декабря 2021 года для 1 категории домов в размере 22 рубля 74 копейки за квадратный метр (т. 1 л.д. 68).

Частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер, в том числе размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъектаРоссийской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

При этом согласно пункту 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Представительным органом Качканарского городского округа является Дума Качканарского городского округа, что определено п. 1 ст. 22 Устава Качканарского городского округа, принятого решением Качканарской городской думы № 62 от 09 июня 2005 года (т. 1 л.д. 98-123).

Решением Думы Качканарского городского округа № 87 от 15 октября 2009 года полномочия органа местного самоуправления в области жилищных правоотношений переданы Администрации КГО (т. 1 л.д. 149).

Согласно п. 3 ст. 21 Устава Качканарского городского округа Администрация КГО входит в структуру органов местного самоуправления Качканарского городского округа.

Частью 3 ст. 28 Устава Качканарского городского округа установлено, что Глава городского округа возглавляет администрацию городского округа.

Согласно п. 5 ч. 5 ст. 28 Устава Качканарского городского округа Глава городского округа издает в пределах своих полномочий правовые акты.

На основании указанного решения Думы Качканарского городского округа и Устава Качканарского городского округа в полномочия Администрации КГО входит, в том числе, принятие постановлений в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ.

30 декабря 2021 года Администрацией КГО принято постановление № 1115 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год». 30 декабря 2021 года данное постановление опубликовано в газете «Качканарское время».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией КГО в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением порядка принятия данного правового акта, введения его в действие. Указанные нормы права свидетельствуют о несостоятельности утверждения административного истца об отсутствии у административного ответчика указанных полномочий.

Вместе с тем, довод административного истца Никоновой Л.Г. о ненадлежащем экономическом обосновании установленного постановлением размера платы заслуживает внимания.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частями 9.2 и 9.3 той же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок определения размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета и при их отсутствии.

Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации установил структуру платы за содержание жилых помещений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 2 части 1 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Указания по определению размера платы за содержание жилого помещения содержатся в пунктах 3 и 4 Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № 213/пр.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из названного минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.

При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из названного минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган.

Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном (далее - Минимальный перечень услуг и работ) и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты «а» -«ж»).

Пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предписывает определять расходы за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствиис пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам возлагается на орган, принявший такой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Как установлено частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С целью создания методической базы по расчету ставок платы за наем жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда, а также включения капитального ремонта в оплату населением услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 года № 17-152 были утверждены Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда.

Кроме того, в развитие положений части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06 апреля 2018 года № 213/пр были утверждены Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы соответственно.

Таким образом, органы местного самоуправления при определении размера платы за содержание жилого помещения должны учитывать требования приведенных выше федеральных норм, обосновывая устанавливаемый размер такой платы в зависимости от типа, технического оснащения и состояния многоквартирных домов, степени их физического износа и других критериев.

Однако в данном случае доказательства соответствия оспариваемого нормативного правового акта указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,административный ответчик не представил.

Представитель Администрации КГО в судебном заседании в обоснование своей позиции указала, что была создана соответствующая комиссия, которая произвела экономическое обоснование утвержденной оспариваемым постановлением структуры платы.

Действительно, 03 декабря 2021 года Администрацией КГО вынесено распоряжение № 103 «Об утверждении Положения о комиссии и состава комиссии по определению размера и структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа».

Согласно разделу 2 указанного Положения основной задачей Комиссии является определение размера и структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на очередной календарный год. К полномочиям Комиссии относится сбор исходных материалов и документов, проведение расчетов и определение размеры и структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных выше лиц. По итогам работы Комиссия готовит протокол.

В состав указанной Комиссии вошли первый заместитель главы администрации КГО ФИО9, заместитель главы администрации городского округа по экономике и стратегическому развитию ФИО10, специалист отдела городского хозяйства, транспорта и связи МУ «Управление городского хозяйства» ФИО11, начальник отдела городского хозяйства, транспорта и связи Администрации КГО ФИО12, начальник отдела экономики и планирования Администрации КГО ФИО13 Суду представлены документы об образовании указанных лиц, согласно которым только ФИО12, имеющая высшее образование по квалификации «Инженер-эколог» прошла краткосрочное повышение квалификации по программам «Энергосбережение в бюджетной сфере и ЖКХ», «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Остальные члены комиссии имеют высшее и среднее специальное образование по иным различным специальностям, не относящимся к сфере ЖКХ.

Комиссией в указанном составе 27 декабря 2021 года составлен протокол заседания по определению размера и структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанной выше категории лиц, из которого следует, что проведены соответствующие расчеты. Расчет выполнен с соответствии с Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № 213/пр, для 427 МКД, общей площадью жилых и нежилых помещений 850 605,55 м2.

Категории (типы) многоквартирных домов определены, исходя из конструктивных и технических характеристик, степени благоустройства и перечня инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.

Размер платы за содержание жилого помещения определен как сумма платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Виды работ и их стоимость, включенных в размер платы, определены в структуре платы.

Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определен по категориям (типам) МКД посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения.

Расчеты произведены ресурсным методом. При реализации данного методабыли применены нормы и нормативы трудовых и материальных ресурсов, используемых при выполнении работ и услуг, входящих в состав тарифа на жилищные услуги. Для определения нормативов трудовых и материальных ресурсов использован справочник Центра муниципальной экономики и права Москва, 2018 «Нормативы трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества Многоквартирных домов».

При определении стоимости работ и услуг осуществлялось калькулирование элементов затрат в ценах, сложившихся на территории Качканарского городского округа. Анализ стоимости материальных и трудовых ресурсов произведен на основании полученной информации от ООО «ЖКХ», ООО УЖК «Наш дом», УК «Качканарград».

Расчет произведен по минимальному перечню работ и услуг, необходимому для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД с использованием онлайн-сервиса «МКД-расчет», разработанного «Научно-исследовательским Центром муниципальной экономики», исполняющим функции Федерального центра по ценовой и тарифной политике в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ.

Административным ответчиком представлены суду материалы, на основании которых производились расчеты, и экономическое обоснование (т. 1 л.д. 193-248, т. 2 л.д. 1-30).

Так, 29 октября 2021 года заместителем главы администрации ФИО10 в адрес руководителей ООО УЖК «Наш дом», ООО «УК Качканарград», ТСЖ «Комфорт», ООО ЖКХ направлено письмо с просьбой сообщить стоимость трудовых и материальных ресурсов по определенному перечню работ (т. 1 л.д. 193). При этом период, за который необходимо предоставить информацию, не указан. Соответственно, предоставленная указанными организациями информация не содержит указания за какой период предоставлены сведения (за 2020, 2021 года или за несколько лет). Некоторые анализы размера платы содержат информацию о сравниваемых годах, однако откуда взята эта информация, проверить не представляется возможными. При анализе размера платы за содержание внутридомового газового оборудования и содержание домовых вентиляционных каналов на 2022 год конкретно в отношении дома № 14 в 9 мкр. г. Качканара указана общая площадь жилых и нежилых помещений 3 376,60 м2 (т. 1 л.д. 216), тогда как согласно приложению № 4 к договору управления данным МКД площадь жилых помещений составляет 3 377,1 кв.м., общая площадь МКД – 3 796,9 кв.м. (т. 1 л.д. 57). Аналогичные противоречия имеются и в анализе по иным услугам (т. 1 л.д. 225 оборот, 240, 245, 247, т. 2 л.д. 5 оборот, 6). В обосновании расчета платы за услугу по управлению жилищным фондом Администрацией КГО, осуществляемые ООО УЖК «Наш дом» на 2022 год при расчете затрат на оплату труда принята площадь жилищного фонда 940 000,1 кв.м. (т. 2 л.д. 1 оборот), при расчете общеэксплуатационных расходов, применяемых при расчете платы за содержание и ремонт общего имущества МКД на 2022 год принята общая площадьжилых помещений в обслуживаемых МКД 784 489,5 кв.м. (т. 2 л.д. 4), тогда как в протоколе заседания комиссии от 27 декабря 2021 года указано, что расчет выполнен для 427 многоквартирных домов общей площадью жилых и нежилых помещений 850 605,55 кв.м. Источник сведений о технических характеристиках МКД КГО (т. 2 л.д. 7-30) определить не представляется возможным.

Ни один документ по экономическому обоснованию не содержит формулы расчета, подписи лиц, их составивших, что делает это экономическое обоснование не проверяемым, не позволяющим установить надлежащую квалификацию лиц, его составивших.Факт того, что в состав указанной выше Комиссии вошел начальник отдела городского хозяйства, транспорта и связи Администрации КГО, в полномочия которого входит ведение расчета ставок платы за жилое помещение для различных категорий жилого фонда, определения размера платы за коммунальные услуги для населения (п. 3.16 Положения об отделе городского хозяйства, транспорта и связи Администрации КГО, утвержденного Главой КГО 11 января 2011 года), сам по себе не свидетельствует о правильности экономического обоснования, произведенных по нему расчетов.

Кроме того, в судебном заседании административный истец и заинтересованное лицо подтвердили, что начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения в отношении дома № 14 в 9 мкр. г. Качканара в 2021 году производилось на основании стоимости работ и услуг, установленных договором управления МКД № 004-020 от 01 января 2020 года. Однако представленное административным ответчиком экономическое обоснование не содержит указаний на то, что расчеты производились с учетом этой стоимости работ и услуг, тогда как необходимость такого учета указана в Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилогопомещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № 213/пр.

Таким образом, поскольку в судебном заседании было установлено, что оспариваемое решение не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, то указанное обстоятельство является основанием для удовлетворения административного искового заявления в части признания оспариваемого постановления недействующим в отношении именно дома № 14 в 9 мкр. г. Качканара, поскольку в данном доме административному истцу принадлежит жилое помещение.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требовании, суд с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает подлежащим опубликованию сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании Качканарского городского округа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного производства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При подаче настоящего административного искового заявления Никоновой Л.Г. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (т. 1 л.д. 5), расходы по уплате которой в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск Никоновой Людмилы Григорьевны к Администрации Качканарского городского округа о признании постановления не законным удовлетворить частично.

Признать пункт 1 Размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год»; п. 213 Структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год, утвержденные постановлением Администрации Качканарского городского округа № 1115 от 30 декабря 2021 года «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Качканарского городского округа на 2022 год» не действующим с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Качканарского городского округа Свердловской области за счет средств бюджета Качканарского городского округа Свердловской области в пользу Никоновой Людмилы Григорьевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит размещению в газете «Качканарское время» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд путем подачи через Качканарский городской суд.

Судья О.А. Закирова