Дело №а-250/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 08 февраля 2017 года
Левобережный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи судья,
при секретаре Жаглине А.И.,
с участием представителя административного истца Ткачук Д.Э,
административного ответчика Рыжков Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к Рыжков Р.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л :
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рыжков Р.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований, указывает, что Рыжков Р.В. является владельцем транспортных средств:
с 24.01.2013г. – Лада 217230, 2012 года выпуска, 98 л.с., рег. номер К 003 СР 36;
с 02.07.2010г. – по 24.01.2013г. – Богдан 211040-81, 2010 года выпуска, 89 л.с., рег. номер К 003 СР 36;
с 12.04.2007г. – по 25.05.2010г. – ВАЗ 2110, 21101, 2006 года выпуска, 80 л.с., рег. номер АА 071 Т 36;
с 10.08.2006г. – по 23.09.2008г. – ВАЗ 210740, 2108, 1987 года выпуска, 64 л.с., рег. номер Х 624 МО 36;
с 04.03.1995г. – по 29.08.2015г. –ВАЗ 2105, 1989 года выпуска, 69 л.с., рег. номер А 773 ЕО 36;
с 23.05.1997г. – по 29.08.2015г. –ВАЗ 2121, 1983 года выпуска, 80 л.с., рег. номер В 641 МВ 36.
Ответчик обязан был заплатить транспортный налог за 2010 г. в сумме 1556, 67 руб. в срок до 01.03.2011г. на основании налогового уведомления №. Однако, в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога ответчик не исполнил. В связи с неуплатой транспортного налога за 2010г. Инспекцией были начислены пени и выставлено требование об уплате транспортного налога: № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу в сумме 1556, 67 руб. и пени в сумме 312, 53 руб. Однако, в установленный по требованию срок до настоящего времени указанная задолженность по налогу и пени не погашена.
29.08.2011г. Инспекцией было вынесено решение № о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд, на основании которого было решено произвести взыскание налогов, пеней, штрафов за счет сумм, указанных в неисполненном требовании № от ДД.ММ.ГГГГ
14.09.2011г. и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> мирового судьи судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Рыжков Р.В. недоимки по транспортному налогу за 2010 г. в сумме 1556, 67 руб. и пени в сумме 312, 53 руб.
Рыжков Р.В. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, 20.02.2016г. судебный приказ был отменен.
Ответчиком была произведена частичная оплата имеющейся задолженности в сумме 1536 руб. и пени в сумме 185, 37 руб. До настоящего времени оставшаяся задолженность по транспортному налогу за 2010г. и пени не погашена.
Также указывает, что ответчик обязан был заплатить транспортный налог за 2012 г. в сумме 3160 руб. в срок до 01.11.2013г. на основании налогового уведомления №. Однако, в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога за 2012г. ответчик не исполнил. В связи с неуплатой транспортного налога за 2012г. Инспекцией были начислены пени и выставлены требования об уплате транспортного налога: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени в размере 50, 15 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени в размере 103, 62 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога 3160 руб. и пени в размере 113, 78 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени в размере 101, 95 руб. Однако, в установленный по требованиям срок до настоящего времени указанная задолженность по налогу и пени не погашена.
21.04.2014г. Инспекцией было вынесено решение № о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд, на основании которого было решено произвести взыскание налогов, пеней, штрафов за счет сумм, указанных в неисполненных требованиях.
19.05.2014г. мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Рыжков Р.В. недоимки по транспортному налогу за 2012 г. в сумме 3160 руб. и пени в сумме 369, 50 руб.
Рыжков Р.В. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, 20.02.2016г. судебный приказ был отменен.
Инспекцией был произведен перерасчет имеющейся задолженности в связи с наличием льгот у ответчика по уплате транспортного налога. До настоящего времени оставшаяся задолженность по пени по транспортному налогу в сумме 92, 52 руб. не погашена.
Кроме того, ответчик обязан был заплатить транспортный налог за 2013 г. в сумме 3488, 33 руб. в срок до 05.11.2014г. на основании налогового уведомления №. Однако, в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога за 2013г. ответчик не исполнил. В связи с неуплатой транспортного налога за 2013г. Инспекцией были начислены пени и выставлено требование об уплате транспортного налога: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога 3488, 33 руб. и пени в размере 185, 14 руб. Однако, в установленный по требованиям срок до настоящего времени указанная задолженность по налогу и пени не погашена.
21.04.2014г. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика налогов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в неисполненном требовании № от ДД.ММ.ГГГГ.
24.04.2015г. мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Рыжков Р.В. недоимки по транспортному налогу за 2013 г. в сумме 3488, 33 руб. и пени в сумме 185, 14 руб.
Рыжков Р.В. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, 20.02.2016г. судебный приказ был отменен.
Инспекцией был произведен перерасчет имеющейся задолженности в связи с льготами ответчика. До настоящего времени оставшаяся задолженность по транспортному налогу за 2013г. в сумме 148, 33 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 32, 89 руб. не погашена.
С учетом уточнений просит взыскать с Рыжков Р.В. недоимку по транспортному налогу за 2010 г. в сумме 1536 руб., пени по транспортному налогу за период с 27.08.2010г. по 28.03.2011г. в сумме 185, 37 руб., а всего 1721, 37 руб. (л.д.20-27, 104).
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес>Ткачук Д.Э в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Суду пояснил, что в связи с имеющейся у ответчика льготе по уплате транспортного налога, ему был произведен перерасчет, и ответчик был освобожден от уплаты транспортного налога за три предыдущих налоговых периода, с момента обращения с заявлением о перерасчете, в соответствии с положениями ст. 363 ч. 3 Налогового кодекса Российской Федерации. В освобождении от уплаты транспортного налога за другие предшествующие налоговые периоды, ответчику было отказано.
Административный ответчик Рыжков Р.В. в судебном заседании возражал против исковых требований. Суду пояснил, что является ветераном боевых действий, в связи с чем, не обязан уплачивать транспортный налог за транспортные средства, мощность двигателя которых не превышает 120 л.с. Он обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему льготы по уплате транспортного налога, однако, был освобожден от уплаты только за три предшествующих налоговых периода, что не соответствует требованиям действующего налогового законодательства. Просил в удовлетворении административных исковых требований полностью отказать.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законом.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2 ст.44 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно ст. 362 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д) течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которого данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии со ст. 359 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 361 Налогового Кодекса Российской Федерации, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ введении в действие транспортного налога на территории <адрес>» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств соответственно в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспорта средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, установленных названными нормами.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории <адрес>" от уплаты налога освобождаются2) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалиды всех категорий, имеющие транспортные средства с мощностью двигателя до 120 лошадиных сил включительно, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на указанных лиц;
Как ветеран боевых действий с 2006 г., Рыжков Р.В. имеет льготу по уплате транспортного налога (л.д.109), что не оспаривалось административным истцом.
Как установлено в судебном заседании в 2010 году являлся собственником двух автомобилей : ВАЗ 2110, 21101, 2006 года выпуска, 80 л.с., рег. номер АА 071 Т 36 по 25.05.2010г. и Богдан 211040-81, 2010 года выпуска, 89 л.с., рег. номер К 003 СР 36 начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Срок уплаты транспортного налога за 2010 год был установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В данном случае налогоплательщик обязан был уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 4 ст. 57, п.6 ст.58, п.4 ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что у Инспекции отсутствовали сведения о наличии у Рыжков Р.В. льготы по уплате транспортного налога, административному ответчику направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2010 г в сумме 1556, 67 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 68).
Как установлено судом, в установленный срок, транспортный налог ответчиком оплачен не был.
Как видно из дела, в связи с неуплатой транспортного налога за 2010 г. административному ответчику заказным письмом направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 21.04.2011г. погасить задолженность по транспортному налогу в сумме 1556, 67 руб., а также уплатить пени в сумме 312, 53 руб. (л.д.48, 49-51).
Как следует из материалов дела, 29.08.2011г. Инспекцией было вынесено решение № о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд, на основании которого было решено произвести взыскание с Рыжков Р.В. налогов, пеней, штрафов за счет сумм, указанных в неисполненном требовании № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47).
14.09.2011г. и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> мирового судьи судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Рыжков Р.В. недоимки по транспортному налогу за 2010 г. в сумме 1556, 67 руб. и пени в сумме 312, 53 руб.
Рыжков Р.В. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, 20.02.2016г. судебный приказ был отменен (л.д.76).
Также как установлено судом, в 2015 году истец обратился в ИФНС России по <адрес> о предоставлении ему льготы по уплате транспортного налога (л.д.122-124).
По результатам рассмотрения указанного заявления, налоговым органом было принято решение о предоставлении налоговой льготы на уплату транспортного налога только за 2012-2014 годы. В предоставлении налоговой льготы по уплате транспортного налога за 2010 год было отказано со ссылкой на п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Принимая во внимание доводы ответчика, суд приходит к выводу, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо прямых предписаний об ограничении периода, за который может быть применена налоговая льгота по уплате транспортного налога.
Ссылка представителя административного истца, на положения ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса, в данном случае к спорным правоотношениям не может быть применена, поскольку устанавливает ограничения по сроку возврата либо зачету излишне уплаченного налога, а в данном случае спор заявлен о неуплате Рыжков Р.В. транспортного налога, при отсутствии какой-либо переплаты с его стороны.
Также не регламентирует срок предоставления налоговой льготы, положения ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган не доказал законность и обоснованность своих требований о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2010 год, при наличии у ответчика льготы по его уплате.
Оценивая требования административного истца о взыскании с ответчика пени по уплате транспортного налога, суд также находит их не подлежащими удовлетворении.
По правилам пункта 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно заявленным административным исковым требованиям, ответчику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 185 руб. 37 коп., на недоимку по транспортному налогу, образовавшуюся за 2008-2010 годы (л.д.23).
Учитывая, что пени являются производными от основного обязательства, они не могут быть начислены на ту задолженность по налогам, обязанность по которым не возникла у административного ответчика, в связи с чем, суд отказывает в начислении пени, начисленную на недоимку по транспортному налогу за 2010 год.
Также суд отказывает во взыскании пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2008 и 2009 годы, поскольку никаких документов, подтверждающих соблюдение налоговым органом процедуры направления налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2008-2009 г, а в последующем и направления требований об уплате налога, суду представлено не было.
Кроме того, как следует из материалов дела в 2008-2009 г. ответчик являлся собственником транспортных средств, мощность двигателя которых не превышала 120 л. с. (л.д.21,115,116), соответственно в данный период он также имел льготу по уплате транспортного налога, соответственно никаких обязанностей по уплате транспортного налога и пени, у него за указанные налоговые периоды не возникло.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 289-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по <адрес> к Рыжков Р.В. о взыскании с него недоимки по транспортному налогу за 2010 год и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Т.судья