ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2510/2021УИД050 от 25.04.2022 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-2510/2021 УИД 05RS0-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года <адрес>

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи – Курбанова Р.Д., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства, по правилам, предусмотренным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации материалы административного дела по административному иску Северо-Осетинской таможни к Бутенко Максиму о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени в размере 1391 153 рублей 38 копеек ( из них 932 296 рублей 50 копеек –таможенные платежи и 458 856 рублей 88 копеек –пеня за неуплату таможенных пошлин и налогов) за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :


Истец обратился в суд с административным иском о взыскании с ответчика задолженности по уплате таможенных платежей в сумме 932 296 рублей 50 копеек и пени в размере 458 856 руб. 88 копеек, а всего 1391 153 рублей 38 копеек. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком – гражданином Республики Молдовы на территорию Российской Федерации в рейоне деятельности таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни временно ввезен автомобиль BMW 325 i, 1986 года выпуска, идентификационный номер Т385АХ, который был оформлен в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Требования так же мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ должнику таможней выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в связи с невывозом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного по пассажирской таможенной декларации /В0176244 на территорию Евразийского экономического союза транспортного средства - автомобиль марки BMW 325 i, 1986 года выпуска, идентификационный номер Т385АХ, до истечения предельного максимального срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Указывает, что таможенным постом срок временного ввоза данного автомобиля установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Однако в установленный таможенным органом срок Бутенко М. автомобиль марки автомобиль марки BMW 325 i, 1986 года выпуска, за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез, в таможенные органы государств-членов ЕАЭС для осуществления таможенного декларирования с целью выпуска в свободное обращение, либо с целью обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры транспортного средства марки BMW 325 i не обращался, и причитающиеся к уплате таможенные платежи, в связи с нахождением транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС сверх установленных законодательством сроков, не оплачивал.

Из документов следует, что временно ввезенное транспортное средство - автомобиль марки BMW 325 i до истечения максимально возможного срока временного ввоза иностранными физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств (до 30.03.2014г.), Бутенко М. не было вывезено или задекларировано с целью выпуска. В связи с чем, у ответчика возникла обязанность по уплате таможенных платежей.

Поскольку обязанность совершения таможенных операций административным ответчиком (декларантом) исполнена не была, процедура временного ввоза транспортного средства декларантом завершена не была, Северо-Осетинской таможней было выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ и направлено заказным письмом 10.09.2021г. Однако в установленный Законом № 289-ФЗ срок уведомление исполнено не было в связи с чем, Северо-Осетинской таможней был произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей.

Расчет сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске в свободное обращение автомобиля марки BMW 325 i, 1986 года выпуска, идентификационный номер Т385АХ, VIN-, объем двигателя 2700 см3, Курс евро по состоянию на 30.12.2014г. – 69,0590 руб.Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате ответчиком при выпуске вышеуказанного транспортного средства в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенных органом пассажирской таможенной декларации, составляет 932 296 рублей 50 копеек, сумма пени составила 458856 руб.88 коп.

Указывает, что неуплата ответчиком таможенных платежей повлекла за собой причинение вреда экономическим интересам Российской Федерации.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении должника Бутенко М.

Северо-Осетинской таможней пропущен срок на подачу заявления о взыскании таможенных платежей и пеней.

Пропуск срока был обусловлен тем, что факт нарушения был установлен таможенным органом лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Решением по результатам таможенного контроля /ТСЛП/0017.

Положениями части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

Учитывая, что стороны, надлежащим образом извещенные не явились в суд, и, условия предусмотренные главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по настоящему делу соблюдены, постановлено рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, по правилам, предусмотренным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд Положениями части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Положениями пунктов 1, 2 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что взыскание таможенных платежей, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, и производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).

В соответствии с п. 5 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что согласно пассажирской таможенной декларации /В0176244, гражданином Республики Молдовы Бутенко М.(ДД.ММ.ГГГГ года рождения), место жительство на территории РФ по адресу: РД, <адрес>, было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство — автомобиль марки BMW 325 i, 1986 года выпуска, идентификационный номер Т385АХ. Таможенным постом срок временного ввоза данного автомобиля установлен до ДД.ММ.ГГГГ года

Пунктом 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на дату ввоза Бутенко М. транспортного средства) предусмотрено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее по тексту ТК ЕАЭС ).

Пунктом 1 статьи 457 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлены без помещения под таможенные процедуры до вступления ТК ЕАЭС в силу и которые находятся под таможенным контролем на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, с даты вступления в силу ТК ЕАЭС подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 ТК ЕАЭС в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 ТК ЕАЭС.

Согласно подпункта 3 пункта 6 ст. 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза, день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на Таможенной территории Союза, считается сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств.

Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и прекращается в связи с вывозом транспортного средства до истечения срока временного ввоза.

Пунктом 2 ст. 268 ТК ЕАЭС предусмотрены основания прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу ЕАЭС.

Так, подпунктами 4, 5 п. 2 ст. 268 ТК ЕАЭС определены следующие обстоятельства прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования в связи с вывозом с таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных транспортных средств для личного пользования: до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС ; по истечении срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС, если осуществляется таможенное декларирование таких транспортных средств с целью вывоза с таможенной территории ЕАЭС не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока временного ввоза, при этом в отношении таких транспортных средств не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренный подпунктом 1 п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС (а именно при передаче транспортных средств с нарушением требований ст. 264 ТК ЕАЭС ).

Также одним из оснований прекращения такой обязанности, является признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств- членов ЕАЭС о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (подпункт 7 п. 2 ст. 268 ТК ЕАЭС ). При этом согласно п. 2 ст. 88 Федерального закона от 03.08.2018г. - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела. Однако до настоящего времени такой порядок не определен.

Судом установлено, что Бутенко М. не обеспечил своевременное выполнение указанных требований таможенного законодательства, транспортное средство марки «BMW 325 i, 1986 года выпуска, идентификационный номер Т385АХ, VIN-, объем двигателя 2700 см3 не вывезено в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ с территории Таможенного союза, при этом административный ответчик не совершил иные действия, направленные на декларирование транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение или его помещения под иные таможенные процедуры, а также не обращался в таможенный орган для продления срока временного ввоза автомобиля, не заявлял об угоне транспортного средства либо о наличии иных обстоятельств безвозвратной утраты транспортного средства. Надлежащие и допустимые доказательства, опровергающие указанный вывод, суду не представлены и в материалах дела не содержатся.

Таким образом, факт нарушения административным ответчиком срока временного ввоза вышеуказанного транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ таможней административному ответчику Бутенко М. направлено уведомление об уплате таможенных платежей, однако требование об уплате таможенных платежей административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было.

Севоро-Осетинская таможня обратилась к мировому судье судебного участка <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Бутенко М. таможенных платежей и пени, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления начальника Северо-Осетинской таможни.

Отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа не лишает взыскателя возможности обратиться в суд в порядке, предусмотренном главой 32 КАС РФ, указав в административном исковом заявлении сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, приложив к административному исковому заявлению соответствующее определение мирового судьи.

Материалами административного дела подтверждается, пропуск срока был обусловлен тем, что факт нарушения был установлен таможенным органом лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Решением по результатам таможенного контроля /ТСЛП/0017.

Изложенные выше обстоятельства являются уважительными, соответственно пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.

Советом Евразийской Экономической комиссии 20.12.2017г. принято Решение «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Согласно указанному решению, в соответствии с п. 6 ст. 256, п. 11 ст. 260, п. 2,3,6 и 8 ст. 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Совет Евразийской экономической комиссии решил установить, что единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются согласно приложению .

Расчет подлежащих уплате таможенных платежей осуществлен в соответствии с Приложением Решения «Транспортные средства для личного пользования и кузова транспортных средств для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза любым способом»: автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС : (за исключением транспортных средств, указанных в п. 1,4 настоящей таблицы).

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить соответствующую пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « О таможенном регулировании в РФ», действующего до ДД.ММ.ГГГГ, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию пеня, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 458856 руб.88 коп.

Учитывая, что таможенным органом выполнена обязанность по определению таможенных пошлин с применением установленных законом ставок, соблюден порядок выставления плательщику требования об уплате таможенных платежей и пени, предусмотренные действующим законодательством, а также то, что плательщиком Бутенко М., возложенная на него Конституцией Российской Федерации обязанность своевременно уплатить установленные законом налоги и сборы не исполнена, суд приходит к выводу о взыскании с Бутенко М. таможенных платежей в сумме 932296 руб. 50 коп. и пени в сумме 458856 руб.88 коп.

Размер таможенных платежей и исчисленных таможенным органом пени, отраженный в представленном суду расчете, является математически верным, соответствует действующему законодательству и произведен исходя из объема двигателя принадлежащего административному ответчику транспортного средства, действовавших ставок и курса евро.

Из материалов дела усматривается, что документ установленного образца, подтверждающий право на льготу по оплате обязательных платежей, административным ответчиком при ввозе транспортного средства предоставлен не был. Право на освобождение Бутенко М. от уплаты таможенных платежей, по поводу которых возник спор, судом не установлено.

Кроме того, с административного ответчика, в соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 15156 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство Северо-Осетинской таможни о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным иском о взыскании недоимки, удовлетворить.

Взыскать с Бутеко Максима ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу Северо-Осетинской таможни задолженность по таможенным платежам в сумме 932 296 рублей 50 копеек, пени в суме 458 856 рублей 88 копеек, а всего 1 391 153 рубля 38 копеек.

Взыскать с Бутеко Максима ДД.ММ.ГГГГ г.р. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 15156 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

В соответствии со ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Председательствующий: Р.Д. Курбанов