Дело №а-2512/2020
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 7 декабря 2020 года
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре Мальсаговой М.М., с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Росреестра по <адрес> об обязании произвести государственную регистрацию права собственности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением ссылаясь на то, что на основании определения Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-685/2019 ему принадлежит недвижимое имущество – нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0005012:1072, общей площадью 1 712,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005012:85, разрешенное использование «эксплуатация административного здания», право аренды которого ему принадлежит на основании договора аренды №М-9-510060 от ДД.ММ.ГГГГ, уступка права по договору аренды и уведомление об уступке аренды.
По его обращению в <адрес> о регистрации права собственности на названный объект недвижимого имущества, государственным регистратором вынесено уведомление о приостановке государственной регистрации в связи с тем, что представленное определение не имеет отметки о вступлении его в законную силу, не представлен оригинал мирового соглашения, а также имеются сведения о наличии самовольного строительства.
Исполнив требования регистратора по предоставлению необходимых документов, административным истцом было получено уведомление об отказе в снятии приостановления государственной регистрации перехода права собственности по тем же причинам, что и ранее, а также еще и потому что границы здания не уточнены в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ Минэкономразвития РФ. Считая, что административный ответчик своими действиями нарушает его права, так как первоначальные основания были устранены, а дополнительные не имеют под собой правового основания для приостановки государственной регистрации, административный истец просил обязать административного ответчика принять решение о государственной регистрации его права собственности на недвижимое имущество нежилое здание, общей площадью 1 712,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 77:09:0005012:1072.
Административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, при этом направил своего представителя ФИО1, который поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.
Управление Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: - лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; - не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о недвижимости государственная регистрация включает в себя проведение правовой экспертизы на предмет наличия или отсутствия установленных этим же Федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости);
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о недвижимости необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: 1) не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме; 2) не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч. 5 ст. 21 Закона о недвижимости иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю. Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости документами - основаниями для осуществления государственной регистрации права, в том числе, являются: - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - вступившие в законную силу судебные акты.
Из материалов дела следует, что государственным регистратором Управления Росреестра по <адрес> уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ государственная регистрация перехода права собственности по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005012:1072, расположенного по адресу: <адрес>А, приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 2 ст. 26 Закона о недвижимости в связи со следующим.
В Управление в качестве документа – основания для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на указанный объект недвижимости представлена копия определения Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу №, без отметки о вступлении в законную силу. Надлежащим образом заверенная копия названного определения с отметкой о вступлении в законную силу была запрошена в Назрановском районном суде РИ. Мировое соглашение, утвержденное судом, не представлено. Ранее в Управление в качестве документа – основания для перехода права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005012:1072 был представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и ФИО2 В связи с изложенным, государственный регистратор указывал на то, что не представляется возможным определенно установить документ – основание для государственной регистрации перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Кроме того, государственный регистратор указывал на то, что в Управлении имеется информация о том, что вышеназванный объект имеет признаки самовольного строительства, в связи с чем в Департамент городского имущества <адрес> и Госинспекцию по недвижимости направлены запросы.
В дальнейшем по поступившим от административного истца ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения причин, препятствующих в осуществлении государственной регистрации права, документам государственным регистратором вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в снятии приостановления государственной регистрации перехода права собственности, в котором указано следующее:
- ответы на межведомственные запросы из Назрановского районного суда РИ, Департамента городского имущества <адрес> и Госинспекции по недвижимости не поступили;
- с заявлением о представлении дополнительных документов предоставлен один подлинный экземпляр мирового соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, второй подлинный экземпляр данного документа отсутствует;
- в мировом соглашении отсутствует информация о дате и месте рождения, гражданстве, страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии) в отношении сторон указанного документа. Данная информация объективно необходима государственному регистратору для осуществления государственной регистрации в соответствии с п. 50 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому при описании правообладателя в отношении физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, указываются - фамилия, имя и отчество (последнее - наличии), дата и место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), а также наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность.
- в мировом соглашении сведения о расположении нежилого здания на земельном участке отсутствуют;
- данные о нежилом здании, распложенном по вышеуказанному адресу, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании сведений, переданных из ГУП «МосгорБТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Информация о поступлении новых заявлений после передачи вышеуказанных сведений в органы учета в части уточнения расположения границ объекта недвижимости на земельных участках у Управления Росреестра по Москве отсутствует. По данным кадастра недвижимости местоположение нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0005012:1072 не уточнено с точностью, в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения», в связи с тем, что не содержит координат границ;
- согласно письму Госинспекции по недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № ГИН- исх-24275/20 в отношении нежилого здания, расположенного по указанному адресу произведено возведение двухэтажной пристройки. Разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию не оформлялось. По результатам обследования в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти <адрес> при организации работ по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Таким образом, установив вышеприведенные препятствия для осуществления государственной регистрации перехода права собственности, суд считает обоснованным вывод государственного регистратора о невозможности внесения записи о наличии прав на недвижимость в Единый государственный реестр.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Росреестра по <адрес> об обязании произвести государственную регистрацию права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко